Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. М.Горького, 65/67
[javascript protected email address], +7 (846) 207-44-00 


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

«Страстям науки и искусства

обязаны открытиям….»

Клод Адриан Гельвеций

Научная деятельность факультета культуры и искусства представлена исследованиями в области общей педагогики, профессиональной педагогики, культурологии, этнологии, философии, искусствознания, внесших определенный вклад в развитие современной научной мысли.

Научно-педагогическая школа формирования и развития профессионального сознания и самосознания учителя (в том числе, будущего учителя образовательной области «Искусство») на факультете начала складываться в рамках созданной в 1995 году кафедры педагогики и психологии художественного образования, которую организовала и возглавила А.И. Смоляр. Педагогическая школа на факультете развивалась как ветвь научной школы личностно-ориентированного профессионального образования академика В.А. Сластенина (ведь профессиональное самосознание учителя – интегральная характеристика личности педагога).

Проблематика научно-педагогической школы обусловлена, прежде всего, направлением научных поисков ее руководителя – д.п.н., профессора А.И.Смоляр. Приоритетным в деятельности школы (с 1997 года на кафедре открыта и по настоящее время действует аспирантура по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования) стало исследование в области методологии, теории и технологии формирования и развития профессионального самосознания учителя.

Психолого-педагогическое обеспечение преподавателями кафедры музыкального образования учебного процесса по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили: «Музыкальное образование», «Культурологическое образование», «Изобразительное искусство») и направлению подготовки «Хореографическое искусство», позволяет осуществлять комплексные исследования по проблеме профессионально-педагогической подготовки будущего учителя искусства в условиях многоуровневой модели образования.

Учитывая, что в педагогической деятельности будущих учителей предметной области «Искусство» немаловажную роль играет исполнительская подготовка, преподавателями факультета культуры и искусства проводятся исследования по проблемам и перспективам исполнительской подготовки будущего педагога в системе многоуровневого образования.

В центре научно-исследовательской работы преподавателей кафедры музыкального образования находятся отдельные аспекты музыкознания и филологии: проблемы изучения региональной музыкальной культуры в школе и вузе, специфики взаимопроникновения литературного и музыкального начала в операх и водевилях XVIII в.

Кафедрой музыкального образования ежегодно проводятся научно-практические конференции и конкурсы (мастер-классы, «круглые столы»):

  • международная конференция «Проблемы и перспективы художественного образования»;
  • межрегиональный (с международным участием) конкурс хормейстеров им. Л.А.Медведевой «Canto, ergo sum»;
  • всероссийская научно-практическая конференция «Эстетическая и профессиональная направленность образования в системе «школа-вуз»;
  • региональная научно-практическая конференция «Петербургские традиции в музыкальном образовании и искусстве»;
  • региональная научно-практическая конференция «Проблемы художественно-эстетического образования детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • региональный конкурс детского и юношеского музыкального творчества им. А.А. Трифонова и др.

При кафедре действует аспирантура по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования, 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка), 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, 17.00.02 – музыкальное искусство.

Основным направлением научной деятельности кафедры философии, истории и теории мировой культуры является «Философия культуры как методология культурологических, педагогических и этнологических исследований». Преподавателями кафедры были проведены фундаментальные исследования по указанному направлению.

Зав. кафедрой, доктором исторических наук Е.А. Ягафовой был разработан ряд вопросов этнической истории и культуры народов Урала-Поволжья, исследованы проблемы структуры этноса, формирования этноконфессиональных и этнотерриториальных сообществ, этнической идентичности. Результаты исследований Е.А. Ягафовой нашли отражение в более 80 публикациях, монографиях, учебных пособиях и научных (этнографических) фильмов. По грантам РГНФ и Президиума РАН проведены научные исследования «Электронная информационно-исследовательская база данных «Этническая история и культура чувашей Урало-Поволжья», «Электронная информационно-исследовательская база данных «Народы Урало-Поволжья: этническая история и культура», «Чувашская «диаспора» на постсоветстском пространстве», «Праздничная культура чувашей на рубеже XX-XXI вв.»и ряд других.

Е.А.Ягафова является научным руководителем международных конференций, проводимых на базе факультета, таких как «Проблемы этнокультурного взаимодействия в Урало-Поволжье: история и современность», «Праздники и обряды в Урало-Поволжье: традиции и новации в современной культуре». Ряд международных проектов был осуществлен при поддержке Немецкого культурного центра им. И.Гете (г.Москва).

По инициативе Е.А.Ягафовой в университете ежегодно проводится международная студенческая научно-практическая конференция «Пища в обрядовых традициях народов мира», получившей положительные оценки общественных и культурных организаций города.

В центре внимания преподавателей кафедры философии, истории и теории мировой культуры – философская валеологическая антропология, вопросы методики преподавания мировой художественной культуры, перманентные и полиаморфные формы социального бытия субъекта в условиях необратимости общественных трансформаций, эстетические основы литературы романтизма, вопросы истории и философии науки и ряд других.

На кафедре действует аспирантура по специальности 07.00.07 – этнография, этнология и антропология. Работает этнографический музей.

Важное место в деятельности кафедры изобразительного и декоративно-прикладного искусства занимает научно-исследовательская работа по проблемам теории изобразительного искусства. Под руководством зав. кафедрой, кандидата философских наук Т.В.Краснощековой преподавателями кафедры разрабатываются проблемы изучения художественной картины мира, изучаются вопросы методики преподавания изобразительного искусства в художественных и общеобразовательных школах. В основе преподавания кафедры – академическая система и реалистический метод отечественной художественной школы. Естественно, что в научных публикациях, методических разработках преподавателей кафедры эта область исследования также находит свое отражение.

Научный и практический аспект изучения народно-сценического танца – одно из приоритетных направлений научной деятельности кафедры хореографии. Традиционно под руководством зав.кафедрой, кандидата филологических наук Т.В.Кожевниковой кафедрой организуются международные студенческие конференции по народному танцу: «Мы выражаем жизнь в танце…», «Толерантность в искусстве народно-сценического танца», «Танец в празднествах и обрядах» с приглашением ведущих специалистов в области хореографического искусства.

В рамках данной проблематики преподавателями кафедры проводятся вебинары по реконструкции и расшифровке хореографических текстов народных танцевальных композиций по письменным источникам, издаются учебники и учебные пособия по композиции народно-сценического танца народов Среднего Поволжья, изучаются различные аспекты формирования профессиональных компетенций студентов-хореографов.

Особое место в научной деятельности факультета культуры и искусства занимает студенческая научно-исследовательская деятельность. В основу организации научно-исследовательской работы на факультете культуры и искусства заложен принцип комплексности, заключающейся:

  • в интеграции учебно-воспитательного, творческо-исполнительского и научно-исследовательского процессов;
  • в последовательном освоении студентами принципов, методов и технологий научных исследований в соответствии со стадиями образовательного процесса;
  • в осуществлении преемственности научно-исследовательской работы по уровням (курсам) обучения, логичности усложнения методов, видов и форм научно-исследовательской деятельности;
  • в использовании разнообразных форм организации НИРС, как предусмотренных учебным планом, так и выполняемых вне их рамок;
  • в выявлении наиболее одаренных и подготовленных студентов и создание условий для их дальнейшего образования и развития (магистратура, аспирантура).

Студенты факультета принимают участие в работе студенческих научных кружков факультета (более 10), научно-практических конференциях, конкурсах, выставках. Совместно с преподавателями факультета участвуют в грантовой деятельности, в научных и методических семинарах.


Scan20001.JPGScan20002.JPGНовокуйбышевск_конференция.jpgПроблемы и перспективы худ.обр._конференция.jpg
Смоляр А.И.Проф.самосознание учителя.jpgФролова Н.А._монография.jpgЭст. и профес.напр._конференция.jpgЯгафова Е.А._монография.jpg
подняться наверх