Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 
Смоляр.jpg

Научно-педагогическая школа формирования и развития профессионального сознания и самосознания учителя в системе непрерывного образования на факультете начала складываться в рамках созданной кафедры педагогики и психологии художественного образования (1995), которую организовала и возглавила А.И. Смоляр. Педагогическая школа на факультете развивалась как ветвь научной школы личностно-ориентированного профессионального образования академика В.А. Сластёнина (ведь профессиональное самосознание учителя – интегральная характеристика личности педагога).

Проблематика нашей научно-педагогической школы обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, направлением научных поисков ее руководителя – д.п.н., профессора Смоляр А.И., которая работает в этой тематике с 80 годов (в 1987 году в МПГУ защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Формирование профессиональной готовности студентов педвуза к руководству самовоспитанием школьников»). Во-вторых, востребованностью разработки проблематики профессионально-личностного развития и саморазвития будущего учителя. В-третьих, поддержкой (верой в наши возможности и устремления) академика В.А. Сластёнина, о котором директор московской школы, профессор В.А. Караковский в 1990 году писал: «Я не знаю человека, который более конструктивно и продуктивно работает в области подготовки педагогических кадров. В.А. Сластёнин – надежда педагогов-практиков».

Приоритетным в деятельности школы стало исследование в области методологии, теории и технологии формирования и развития профессионального самосознания учителя.

Импульс развитию нашей школы дала разработка на вновь образованной кафедре новой модели учебного плана, отражающей подходы к содержанию и технологии психолого-педагогической подготовки учителя образовательной области «Искусство», учитывающей потенциал студентов института художественного образования, опыт художественной творческой деятельности и влияние искусства на становление профессионального сознания и самосознания. В соответствии с названной моделью были разработаны для студентов интегративные курсы («Возрастная педагогика и психология»), спецкурсы («Психология творческой деятельности»), «Технологии приобщения учащихся к самосовершенствованию: тренинг профессионального самосознания учителя» «Здоровьесберегающие технологии»), курсы по выбору («Культурно-историческая психология») спецпрактикумы («Организация и технология музыкально-эстетической деятельности детей в учреждении дополнительного образования»), а также специализация «Организация музыкально-эстетической деятельности школьников» (в рамках специалитета).

Результаты этих разработок обсуждались на ставших традиционными и имевшими большой интерес конференциях «Проблемы и перспективы художественного профессионально-педагогического образования» (1996, 1998, 2002, 2004, 2005, 2008, 2010 гг.), в которых принимали участие преподаватели вузов, педагогических колледжей и учителя школ, они нашли свое отражение в учебных и учебно-методических пособиях преподавателей.

Методология наших исследований включает учет объективных, субъективных и случайных факторов. Это создает предпосылки для прогнозирования тенденций и путей формирования и развития профессионального сознания и самосознания будущего учителя (в частности, образовательной области «Искусство») в новых социальных условиях, в условиях компетентностно-ориентированного образования.

Исходя из понимания того, что проблема формирования и развития профессионального сознания и самосознания учителя является одной из ключевых в профессиональной подготовке учителя, А.И. Смоляр разработана концепция формирования и развития профессионального самосознания учителя в системе непрерывного образования в единстве методологических (взаимодействие концептуальных подходов), теоретических (сущность и структура профессионального самосознания, тенденции, условия и принципы развития) и технологических (разработана технологическая стратегия его развития) оснований. Ведущей идеей концепции является идея обусловленности такого формирования и развития направленностью образовательного процесса педагогического вуза на становление личности учителя как самоорганизующегося субъекта, субъекта саморегуляции, саморазвития, самосовершенствования, самореализации, способного превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Профессиональное самосознания учителя рассматривается как отражение личностного смысла профессионально-педагогической деятельности, ценностного отношения к детям, к профессии, выступающее условием самоопределения и самореализации в ней. Оно характеризуется системой активных, «доминирующих» ценностно-смысловых отношений педагога к профессиональной деятельности, к ребенку, к самому себе как представителю этой деятельности; способностью видеть личностный смысл профессиональной деятельности; рефлексивностью; диалогичностью; эмпатийностью; осознанием необходимости профессионального самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования как внутреннего источника и импульса развития индивидуальности ученика.

Руководителем школы определены направления научно-педагогического поиска, которые легли в основу исследований, проводимых аспирантами и соискателями кафедры (с 1997 года на кафедре открыта и по настоящее время действует аспирантура по специальности 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования). Это позволило ученикам научно-педагогической школы в рамках общей теории формирования профессионального самосознания учителя на всех этапах его профессионального становления: - раскрыть сущность праксиологического и рефлексивного подходов к формированию способности будущего учителя к профессионально-педагогической самооценке и разработать концептуальную модель такого формирования (Е.Ю. Уточкина); -выявить сущность культурологического подхода к формированию педагогической культуры студентов педагогического колледжа и разработать концепцию его реализации (С.В. Елькина); - обосновать концепцию формирования готовности будущего учителя к реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования (С.В. Бухалова (Сабина); - исследовать влияние творческого студенческого коллектива, его нравственно-психологического климата на формирование позитивной Я-концепции будущего учителя (С.С. Смирнова); - изучить особенности эмоциональной устойчивости будущих учителей предметной области «Искусство» (В.В. Гашинская).

Сегодня получил признание компетентностный подход, в русле которого представителем нашей школы С.Г. Зоголь, обоснована структура персональной компетентности будущего учителя, разработана система формирования персональной компетентности, определены направления деятельности преподавателя по формированию персональной компетентности будущего учителя. Поскольку компетентностный подход ориентирует преподавателя на учет факторов (самоорганизации, самоуправления, саморегуляции), оптимизирующих учебную деятельность, то в этой связи следует назвать работу О.Н. Князьковой, посвященную исследованию культуры самоорганизации личности студента средствами арт-педагогики.

Актуальной сегодня является проблема готовности учителя к работе в условиях инклюзивного образования. Исследование Т.Н. Черномырдиной направлено на изучение психологической готовности будущих учителей предметной области «Искусство» к работе в условиях инклюзивного образования.

На протяжении многих лет представители школы являются участниками методологического семинара.

Теоретико-методологические исследования и методические разработки позволяют совершенствовать содержание и технологии учебно-воспитательного процесса на факультете. В частности, сегодня для бакалавров разработан образовательный модуль «Арт-педагогика в образовании детей», и ведется научно-педагогический кружок «Арт-среда», разрабатываются и читаются факультативы и авторские курсы. Представители школы руководят научно-исследовательской работой студентов. Среди наших студентов – победители всероссийских научно-педагогических конкурсов, международных педагогических олимпиад. За последние годы издано несколько монографий, учебных и учебно-методических пособий.

подняться наверх