Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Направления научной работы кафедры разнообразны. Обладая значительным научным потенциалом (2 доктора наук, профессора, 2 кандидата наук, профессора, 6 кандидатов наук, доцентов), члены кафедры проводят научную экспертизу диссертаций, статей, учебных пособий:

  1. оппонирование в диссертационных советах в Самаре, Волгограде, Москве – М.А. Кулинич, В.М. Савицкий, Г.В. Стойкович, Е.Б. Борисова, Л.Н. Юровицкая, О.Н. Шалифова, С.А. Загриценко, Е.Ю. Макеева;
  2. экспертная оценка поступивших в диссертационный совет работ;
  3. экспертиза работ аспирантов и соискателей кафедры и диссертантов других вузов;
  4. составление отзывов ведущей организации по диссертациям, выполненным в других вузах;
  5. внешнее рецензирование учебных пособий вузов (Тольяттинский государственный университет, Российский государственный педагогический университет, Международный институт рынка, Самарский государственный архитектурно-строительный университет, Самарский государственный технический университет и др.) и внутреннее рецензирование и редактирование собственных учебных пособий и материалов;
  6. рецензии на монографии;
  7. отзывы на авторефераты кандидатских и докторских диссертаций.

Научные публикации членов кафедры за эти годы имели форму монографий – В.М. Савицкий (в моноавторстве и соавторстве со своими учениками), М.А. Кулинич, Ю.Е. Сорокин.

Под руководством В.М. Савицкого, М.А. Кулинич, Ю.Е. Сорокина, Г.В. Стойкович, Е.Б. Борисовой, О.Н. Шалифовой подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации выпускников факультета, работающих доцентами как в СГСПУ (на кафедре иностранных языков), так и в других вузах города и области.

М.А. Торгашова, Е.А. Меламедова, С.А. Стройков, Ю.Ю. Строева, Ю.С. Чаплыгина, Н.Ю. Бусоргина, А.В. Грицкова, Л.П. Большакова, Т.А. Филоненко и многие другие.

Учебно-методическая работа

За эти годы менялись образовательные стандарты, менялись учебные планы, пересматривалась программа итоговых аттестаций по основному и второму иностранным языкам, по педагогической практике. Это потребовало от нас, как от выпускающей кафедры, на которой, кроме того, сосредоточено много лекционных курсов, организационно-методических усилий.

В связи с введением новых лекционных и практических курсов, а также с изменением учебного плана и количества часов, были опубликованы следующие монографии и учебные пособия, способствующих организации самостоятельной работы студентов:

  • Учебное пособие «Методика развития речи учителя» для студентов 5 курса (Н.В. Шувалова, С.А. Загриценко);
  • Две части практикума по теоретической грамматике (ч.1 Морфология английского языка, ч.2 – Синтаксис английского языка) – О.Н. Шалифова, Е.Ю. Макеева;
  • Практикум по стилистике английского языка (Е.Б. Борисова, М.А. Кулинич, Р.В. Перов);
  • Учебное пособие «Теория английского языка» для студентов, изучающих английский язык как вторую специальность (Г.В. Стойкович);
  • Учебное пособие к спецкурсу «История и культура Великобритании» (Л.Н. Юровицкая, Е.Ю. Макеева);
  • Учебное пособие «Язык средств массовой информации» (О.А. Кулаева, Г.В. Попович);
  • Методические рекомендации для студентов старших курсов ИИЯ «Педагогическая практика в ИИЯ СамГПУ» (Н.В. Шувалова, Е.Г. Марусева);
  • Учебное пособие к спецкурсу «Основы теории идиоматики» (В.М. Савицкий);
  • Учебное пособие к спецкурсу «Аргументативно-речевые акты»
  • (Ю.Е. Сорокин в соавторстве)
  • Учебное пособие «Типология английского и русского языков»
  • (Ю.Е. Сорокин в соавторстве). В соавторстве
  • Учебное пособие «Введение в лингвокультурологию» (М.А. Кулинич)

Новым в работе кафедры стала организация учебной практики студентов 5 курса. Вместо традиционной практики по основному (английскому) языку была организована учебная практика, включающая проектную работу (подготовка виртуальной экскурсии на английском языке по достопримечательностям города и области) и переводческую практику. Была разработана программа практики и методическое сопровождение к ней.

Кафедра не осталась в стороне от модернизации учебного процесса - внедрения и использования современных инновационных технологий в учебном процессе.

  • Создано компьютерное сопровождение к лекциям по курсу «Теория и методика обучения английскому языку» (Н.В. Шувалова);
  • Создано компьютерное сопровождение к лекциям по курсу «История английского языка» (Е.Ю. Макеева);
  • Создана электронная презентация в формате Microsoft Power Point к проведению конференций по педагогической практике (Н.В. Шувалова, Е.Г. Марусева);
  • Практикум по теоретической грамматике английского языка в формате Microsoft FrontPage (Е.Ю. Макеева);
  • Методические рекомендации для студентов к курсу «Теория и методика обучения английскому языку» в формате Microsoft FrontPage (Н.В. Шувалова);
  • Пособие для самостоятельной работы студентов по курсу «История и культура Великобритании» в формате Microsoft FrontPage (Е.Ю. Макеева);
  • База тестовых заданий в формате АСТ по курсу «История английского языка» (Е.Ю. Макеева);
  • Практикум для самостоятельной работы и методические рекомендации для студентов к курсу «История английского языка» в электронном формате (Е.Ю. Макеева);
  • Экзамен по теории и методике преподавания английского языка (7 семестр) проводится в компьютерном классе и является результатом внедрения проектных технологий (Н.В. Шувалова).

Программа итоговых государственных экзаменов была полностью пересмотрена в соответствии с рекомендациями Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования.

Содержание экзамена формировалось на междисциплинарной основе. Проверялось владение языком, знание его теории, готовность студента к будущей профессиональной деятельности учителя английского языка. Междисциплинарный характер экзамена позволил выявить целостную систему общекультурных, общепрофессиональных и специально-ориентированных знаний, полученных выпускниками в соответствии с профессиональной образовательной программой «Учитель иностранного языка».

Были составлены комплексные задания, охватывающие практический курс английского языка, теорию английского языка и методику преподавания английского языка с учетом педагогики и психологии. Одним из таких заданий было разработать план урока или фрагмента урока.

Кафедра активно участвовала в научных и научно-практических конференциях, в том числе международных:

  • Международная конференция «Дискурсивный континуум: текст – интертекст - гипертекст»;
  • Международная конференция «Компаративистика: современная теория и практика» и редактирование сборника по итогам конференции (О.Н. Шалифова, М.А. Кулинич; Е.Б. Борисова);
  • Международная научно-практическая конференция «Интеграция науки, образования, культуры: Россия-Германия».

Большой интерес среди педагогической общественности вызвала Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие преподавателя иностранных языков».

Международная деятельность

На кафедре обучались английскому языку студенты из Франции (университет Франсуа Рабле, г. Тур). Разработана программа, учебные материалы и задания (С.А. Загриценко, М.А. Кулинич); обучались русскому языку студенты из Нигерии. Разработана программа, учебные материалы и задания (С.А. Загриценко, Г.В. Стойкович).

Важным частью международной деятельности за эти годы был академический обмен - в рамках сотрудничества между СГСПУ и Педагогическим институтом Людвигсбурга (Германия) и Католическим университетом г Анже (Франция).

Во время рабочих визитов преподаватели кафедры включались в учебный процесс в педагогическом институте Людвигсбурга. Основная форма учебной работы при обменных поездках – компактный семинар. В нем сочетаются лекции и практические занятия, что позволяет в течение месяца провести небольшой специальный курс, интересный как нам, так и немецким коллегам и студентам. Доцент Л.Н. Юровицкая провела курс «История и культура Великобритании» (2006 г.); профессор М.А. Кулинич – курс «История развития учебника иностранного языка в связи со сменой лингвистической парадигмы» (2003, 2004 г.г.), «Межкультурные проблемы преподавания английского языка» (2006 г.); доцент Е.Б. Борисова – курс «Анализ текста в курсе обучения английскому языку» (2008 г.). Профессор М.А. Кулинич выступала с лекциями по межкультурной коммуникации на факультете иностранных языков университета в г. Анже (2009 г.)

В последние годы наладились связи с университетом г. Кзыл-Орда (Казахстан). Магистранты и аспиранты этого вуза приезжают за консультациями к нашим сотрудникам.

Под научным руководством профессоров и доцентов кафедры были защищены более сорока кандидатских и три докторские диссертации.

Все эти годы отмечены плодотворным сотрудничеством кафедры с Волгоградским государственным педагогическим университетом, Воронежским государственным университетом, МГУ им. Ломоносова, Нижегородским государственным лингвистическим университетом. Ведущие ученые этих вузов (профессора В.И. Карасик, Т.Б. Назарова, Г.Г. Слышкин, А.В. Олянич, Т.Н. Синеокова и др.) выступали оппонентами по диссертациям, читали лекции студентам и аспирантам, участвовали в наших конференциях.

Кафедра активно сотрудничала с вузами Самары и области:

  • рецензирование дипломных и бакалаврских работ (все члены кафедры);
  • работа в качестве председателя государственной аттестационной комиссии: М.А. Кулинич – СГАУ, СамГУПС, Волжский университет им. Татищева (председатель ГАК по специальности «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»);
  • работа в качестве председателя ГАК на отделении английского языка в Самарском государственном университете (В.М. Савицкий).

Научно-исследовательская работа студентов

Научно-исследовательская работа студентов на кафедре включает индивидуальную работу со студентами для подготовки выступлений с докладами на студенческих внутривузовских, межвузовских и областных конференциях; подготовка выпускных квалификационных работ (дипломных сочинений). Если ранее дипломные работы писали только студенты-отличники и освобождались при этом от одного государственного экзамена, то с превращением педагогического института в университет дипломные работы стали писать все студенты. Это потребовало от кафедры расширения круга руководителей дипломных работ и организационно-методического обеспечения этого вида деятельности. На кафедре был разработан спецсеминар «Основы научного исследования по филологии и методике», где студенты знакомятся с правилами написания и оформления дипломной работы; организована предзащита; сформирован круг внешних рецензентов, в том числе, из бывших аспирантов кафедры, ныне доцентов кафедр иностранных языков других вузов.

Предметные олимпиады для студентов старших курсов отделения английского языка были разработаны и проведены в виде «Фестиваля педагогических идей» и «Методического КВНа».

Для последних двух десятилетий характерно увеличение роли и места иностранных языков (особенно английского) в среднем образовании. Все эти годы кафедра помогала методически учителям города и области познакомиться с новыми тенденциями в преподавании, с новыми учебными материалами и методикой работы с ними. Это нашло отражение:

  • в организации и проведении учебно-методических семинаров для учителей школ города и области по подготовке экзаменаторов ЕГЭ (Е.Г. Марусева);
  • консультациях для учителей школ в период педагогической практики (Н.В. Шувалова, Е.Г. Марусева);
  • рецензировании рабочих программ по английскому языку и предметам лингвистического цикла для средних и общеобразовательных муниципальных учебных заведений (Н.В. Шувалова, Е.Г. Марусева, М.А. Кулинич, Е.Ю. Макеева, О.А. Кулаева).

подняться наверх