Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Летняя школа

 «Визуальная антропология народов Урало-Поволжья»

 

В 2010 году в рамках программы Германской службы академических обменов ДААД “Go East” международным отделом СГСПУ совместно с кафедрой истории и теории мировой культуры был инициирован проект проведения Международной летней школы по визуальной антропологии. Проект был поддержан ДААД и успешно реализован на базе СГСПУ в июле 2010 года. В работе школы приняли участие немецкие студенты из университетов Берлина, Тюбингена, Трира а также студенты 3-5 курсов и аспиранты кафедры истории и теории мировой культуры, специализирующиеся на этнологии и культурной антропологии.

 

Работа летней школы «Визуальная антропология народов Урало-Поволжья» была выстроена в соответствии с ее основными целями и задачами: познакомить немецких студентов с современным состоянием российской визуальной антропологии, с особенностями ее развития в исследовательских и образовательных центрах Урало-Поволжья, историческим и этнокультурным контекстом визуальной антропологии в регионе. Занятия по визуально антропологии проводила д.и.н, зав. кафедрой истории и теории мировой культуры СГСПУ Е.А.Ягафова.

Основная часть занятий была посвящена изучению направлений, форм и методов в области визуальной антропологии (этнографического кино), представленных в Волго-Уральском регионе. Студентам было предложено 11 фильмов, снятых авторами из разных городов Урало-Поволжья (Самары, Чебоксар, Ижевска, Йошкар-Олы, Екатеринбурга) по народам региона (чуваши, татары, марийцы, удмурты, ханты) в разных жанрах (документальное кино, научный этнографический фильм, научно-популярный фильм, телефильм и т.д.), а также работы Центра визуальной антропологии МГУ им Ломоносова (Москва), созданные на материалах уральского старообрядчества. Вне аудитории участники школы самостоятельно занимались поиском в сети Интернет информации о центрах визуальной антропологии в России, о фестивальном движении, об истории и классике визуальной антропологии. В качестве итоговой работы студенты представили эссе по одному из фильмов (на их выбор), в которых продемонстрировали умение самостоятельно анализировать антропологический фильм: оценивать его качество,  разбираться в жанровых и стилевых особенностях и т.д. 

При составлении программы летней школы учитывалось то, что немецкие студенты недостаточно подробно знакомы с особенностями историко-этнокультурного развития Волго-Уральского региона, на которой базируется визуальная антропология в регионе. Поэтому в программу были включены образовательные блоки по истории и этнографии Урало-Поволжья, состоящие как из аудиторных, так и практических выездных семинаров. В аудиторной форме были изучены такие темы как «Урало-Поволжье – многонациональный и поликонфессиональный регион», «Волга – русская река? Древние жители Поволжья», «Волжская Булгария», «Народы Урало-Поволжья», «Старые и новые боги: язычество и неоязычество» и др. (см. приложение). Данный раздел программы позволил участникам школы существенно повысить уровень знаний по истории и этнологии региона и свободно ориентироваться в историко-культурном контексте визуально-антропологической продукции.

Одно из практических выездных семинаров было посвящено изучению истории Волжской Булгарии как наиболее яркого эпизода средневековой истории края (поездка в г.Булгар – столицу Волжской Булгарии; совр. г. Болгары Республики Татарстан). Второе выездное занятие включало знакомство с религиозными традициями  чувашей-«язычников» (в т.ч. и кладбища) в с. Старое Афонькино Шенталинского р-на Самарской области и этнической культурой мордвы-эрзи в с. Старое Вечканово Исаклинского р-на Самарской области; в ходе второй поездки был также осмотрен краеведческий музей в с. Исаклы. Во время третьего выездного семинара в «Дом Дружбы народов Самарской области» (г.Самара) участники школы познакомились с работой этого межнационального центра и жизнью этнических общин Самары.  Выездные семинары позволили немецким студентам закрепить знания, полученные в аудитории, провести самостоятельные исследование культуры в ходе наблюдения и интервью, а также визуально-антропологическими методами (фото- и видеофиксации).

Знакомство с историко-культурным контекстом Волго-Уральского региона в рамках культурной программы (экскурсий по городу, музеям) и общения с российскими студентами. Культурная программа включала экскурсии по городу в сопровождении как российских студентов, так и преподавателей: «Старая Самара», «Самарская набережная», «Самара торговая», «Храмы Самары», прогулку на теплоходе по Волге, экскурсию в музей «Бункер Сталина», на смотровую площадку, тематические вечера «Русская национальная кухня», «Кухня и традиции народов Поволжья», пикники на природе, активный отдых на берегу Волги. Студенты побывали на концерте мордовского национального детско-юношеского ансамбля, приняв непосредственное участие в представлении, посетили святые источники.

В рамках работы летней школы немецким студентам был также предложен курс русского языка и страноведения, целью которого было научить студентов  наиболее употребительным в повседневной речи разговорным фразам и выражениям, а также познакомить их с основными реалиями российской действительности. Знания, полученные в аудитории, закреплялись на улицах города в общении с жителями Самары.

В завершение летней школы был проведен круглый стол на тему «Визуальная антропология в России и Германии», на котором участники обсудили общее и особенное в развитии визуальной антропологии в двух странах, обменялись мнениями о состоянии визуальной антропологии в Волго-Уральском регионе. Немецкие участники школы подготовили и представили презентацию по результатам своей работы в летней школе.  Участники школы получили сертификаты.

подняться наверх