Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

«Толерантность в искусстве народно-сценического танца»

23.jpg

Толерантность в искусстве народно-сценического танца

Научный и практический аспект изучения народно-сценического танца – одно из приоритетных направлений научной деятельности кафедры хореографии факультета культуры и искусства. Еще в 2012 году состоялась первая Международная студенческая научно-практическая конференция «Мы выражаем жизнь в танце…», посвященная танцевальной культуре армянского народа, в рамках которой была проведена серия мастер-классов члена Союза хореографов Армении, балетмейстера Г.В.Степаняна. В 2013 году учебнику Е.Н. Поповой «Композиция народно-сценического танца: региональные традиции русского танца Среднего Поволжья» был присвоен гриф Министерства Образования и науки РФ, Министерства культуры РФ. Далее эстафету приняла О.И.Островская, открыв серию вебинаров по реконструкции и расшифровке хореографических текстов народных танцевальных композиций по письменным источникам.

Сегодня, для современной педагогики искусства и культуры, развития народно-сценического танца, раскрытия особенностей его стилистики и хореографической лексики, проведение Второй Международной студенческой научно-практической конференции «Толерантность в искусстве народно-сценического танца» явилось актуальным.

Целью конференции, состоявшейся 15 апреля 2014 г., было определено расширение компетентности студентов, формированию толерантного подхода к изучению этнических групп татарской национальности средствами народно-сценического танца, а также ознакомление с особенностями китайской танцевальной культуры и музыкальной основой танца. Программа конференции способствовала отчасти решению проблемы более подробного изучения национальной культуры, преемственности и накоплению знаний о стилистических особенностях татарского танца, его этнических групп: астраханских, казанских, мишарских, кряшены, касимовских татар.

«Застрельщиками» сообщений, докладов были студенты 4 курса специальности «Педагогика балета». Мария Менумерова выступила с докладом об основных понятиях толерантности, обосновала исходные положения теории, охарактеризовала проявление толерантных отношений в искусстве народно-сценического танца, осветила вопросы взаимоуважения и взаимопонимания культурных традиций разных народов. В своем выступлении студентка акцентировала проблемы эстетического воспитания средствами национальной танцевальной культуры.

Светлана Галаева представила материал, охватывающий широкий спектр вопросов по изучению особенностей танцевальной культуры казанских татар. Студентка фундаментально проанализировала хореографическую лексику танца казанских татар, ее влияние на содержание танца и музыкальную основу.

Творческий подход к раскрытию танцевальной культуры астраханских татар продемонстрировала в своем выступлении Анастасия Русских. В докладе были озвучены вопросы сохранения и развития национальных историко-культурных традиций в народно-сценическом танце, был дан анализ и сравнительная характеристика с другими этническими группами.

Развернутая характеристика танцевальной культуры этнических групп татарской нации была представлена кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры хореографии Е.Н.Поповой. Стержнем выступления стали вопросы взаимопроникновения татарской и русской танцевальных культур, исторический путь развития татарского танца.

Используя собственный исполнительский опыт (Е.Н.Попова несколько лет работала солисткой балета ГВРНХ им. П.В.Милославова), преподаватель представила яркое, самобытное творчество татар, раскрыла индивидуальные черты национального танца каждой этнической группы, особенности манеры исполнения и национального колорита. В докладе были рассмотрены национальные особенности современной культуры казанских татар как самобытной народности; традиции Волжской Булгарии; формирование танцевальной культуры Астраханских татар, их смешение с другими волжскими народностями; этническая группа касимовских татар; обособленность, изоляция мишарских татар от других этнических групп, а также распространение данных танцевальных традиций по Среднему Поволжью и Приуралью; подробно освещена танцевальная культура крещенных татар (кряшены) и ее распространение в Удмуртии, Башкирии; отдельно акцентировалась проблема взаимообогащения с лексикой русского танца.

В рамках конференции были проведены мастер-классы по региональным особенностям татарского танца и традиционным китайским танцам. Практическая часть конференций, имеющих творческую направленность, явление отличительное и значимое. Мастер-класс татарского танца проводил балетмейстер ансамбля танца «Булгары», сегодня – солист балета, педагог-репетитор ГВРНХ им. П.В.Милославова Д.А.Голубев – профессиональный танцовщик, знаток глубинных основ татарского танца, его истории, стилистики, культуры исполнения. Студенты «из первых ног» на практике изучали особенности хореографической лексики этнических групп данного народа, исполняли развернутые комбинации, осваивали характерные движения.

Раздел конференции, посвященный китайской культуре, включал несколько направлений: доклад, презентации, экспозицию, инструментальное исполнительство, хореографию. Для студентов была представлена экспозиция фотоматериалов музыкальных инструментов, которую подготовила заведующий кафедрой хореографии кандидат филологических наук, магистр хореографического искусства, доцент Т.В.Кожевникова. Совместно со студенткой 3 курса Даляньского университета иностранных языков (КНР) Фан Юань Цюй Т.В.Кожевникова организовала презентацию народного духового инструмента «ди» с рассказом об изготовлении, устройстве и способах звукоизвлечения. Фан Юань исполнила на «ди» мелодию китайской народной песни «Жасмин». В докладе с презентацией и видео Т.В.Кожевниковой на тему «Пластика и пантомимный жест как основа китайской хореографии» были охарактеризованы различные исторические национальные танцы Китая и танцы-представления. Автор подробно рассказала о таких танцах как: танец дракона, танец льва, танец с веерами, танец с шарфами, танец с длинными рукавами; осветила приемы исполнения (пластика, жесты, пантомима), элементы хореографии, композицию, атрибутику, костюмы.

Заключительная часть данного раздела конференции была иллюстрирована исполнением Танца с длинными рукавами (в костюмах и с веерами) студентами – участниками конференции: Фан Юань Цюй, Ли Цзя И (студентка 3 курса университета китайской культуры города Тайбэй (Тайвань), Ван Чжи Цин (студентка 3 курса университета китайской культуры города Тайбэй (Тайвань).

Проведение Второй Международной студенческой научно-практической конференции «Толерантность в искусстве народно-сценического танца» выявило активное

восприятие студенческой молодежью толерантного самосознания к национальному народному танцу.

Авторы: Т.В.Кожевникова, зав.кафедрой, к.филолог.н., доцент

Е.Н.Попова, к.п.н., доцент


aca15.JPG

Самарский государственный социально-педагогический университет был основан в 1911 году как Самарский учительский институт.

История Самарского государственного социально-педагогического университета (СГСПУ) неразрывно связана с историей развития педагогического образования в таком обширном регионе, как Поволжье. До момента основания нашего вуза в 1911 году (тогда он носил название Самарского учительского института) получить профессию учителя можно было только в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. С тех пор прошло более 100 лет, и все это время вуз активно развивался: мы подготовили более 50 000 высококвалифицированных специалистов различного профиля, открыли несколько филиалов Университета в других городах, наладили прекрасные партнерские отношения с авторитетными российскими и зарубежными вузами.

Сегодня СГСПУ – одно из крупнейших учреждений высшего образования в Поволжье, состоящее из 10 факультетов, 8 межфакультетских кафедр и 20 лабораторий. В нашем вузе по различных дисциплинам обучаются свыше 7000 студентов, преподают более 1000 преподавателей. Абитуриенты рассматривают наш вуз как оптимальный вариант для получения действительно качественного образования, а многие наши выпускники – как идеальное место для работы, и это является для нас главным показателем престижности и востребованности Университета.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх