Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Ректор ПГСГА: "Педагогическое образование – наша историческая миссия"

Интервью ректора И.В. Вершинина

газете "Комсомольская правда"

накануне праздника День учителя

«Педагогическое образование – наша историческая миссия»

Накануне Дня учителя ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной Академии доктор филологических наук, профессор Игорь Вершинин рассказал о себе, о вузе и о непростой, но очень нужной профессии преподавателя.

«Никогда не думал, что стану учителем»

IMG_7737.jpg- Игорь Владимирович, почему вы выбрали профессию учителя?

- Я никогда не думал, что буду учителем. Мое основное образование – переводчик-референт, специализация – французский и английский языки. Еще во время обучения на переводческом факультете я увлекся проблемами художественного перевода. На мою научную работу случайно обратил внимание известный ученый Е.Г. Эткинд. Именно под его влиянием я решил заниматься научной деятельностью. После окончания Горьковского педагогического института иностранных языков им. Н.А. Добролюбова в Нижнем Новгороде я вернулся в Куйбышев. В то время единственный факультет иностранных языков в городе с французской специализацией был только в педагогическом институте. А для того, чтобы поступить в аспирантуру, необходимо было иметь педагогический стаж и рекомендации от вуза. Так и началась моя педагогическая деятельность.

Здесь, в педагогическом институте, я прошел путь от рядового преподавателя до декана факультета иностранных языков и ректора вуза. Можно сказать, что здесь я реализовался и в науке: в 1979 г. защитил кандидатскую диссертацию в Москве, затем докторскую в Санкт-Петербурге, сейчас возглавляю диссертационный совет по двум специальностям – «Литература народов стран зарубежья» и «Германские языки».

- Несколько лет Вы жили и работали заграницей. Почему в начале 90-х годов, в не самое простое время Вы вернулись в Педагогический институт? Не жалеете?

- Меня часто об этом спрашивают… Действительно, меня несколько раз направляли на работу за границу и как преподавателя, и в качестве сотрудника посольства. Но дело в том, что я всегда рассматривал мои зарубежные поездки как командировки (не важно, краткосрочные или долговременные). А из командировок всегда возвращаются домой. Мне нравилась моя работа в институте, и другого я для себя не видел. Сейчас я являюсь президентом общественной организации «Альянс Франсез» в Самаре, участвую в различных франко-русских проектах, конференциях, международных симпозиумах.

- Тяжело ли управлять педагогическим коллективом?

- Я не очень люблю слово коллектив. Для меня это люди, с которыми я работаю бок о бок уже много лет. Со многими из них я начинал работать как ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор. Поэтому свою административную работу я строю исходя из того, что каждый сотрудник не просто член коллектива, а человек со своим собственным мировоззрением, научным багажом, личными качествами. Одна из наших особенностей, наверное, в том, что у нас работает очень много педагогических династий. Конечно, все люди очень разные, но у меня достаточно терпения и такта, чтобы найти общий язык со всеми и донести до коллег задачи и направление развития вуза.

«Наши выпускники востребованы в самых разных отраслях»

- В 2009 году ваш вуз был переименован в Поволжскую государственную социально-гуманитарную академию. Означает ли это, что он в будущем перестанет быть педагогическим?

- Переименование вуза стало логичным следствием его развития в последние 20 лет. Помимо педагогики, у нас сегодня есть целый спектр специальностей социально-гуманитарной направленности – психология, лингвистика, журналистика, экономика, управление. Но мы не собираемся отказываться от педагогической составляющей, это наша историческая миссия. 70% наших образовательных программ имеют педагогическую направленность. Мы готовим специалистов по всему спектру педагогических специальностей. Причем своим студентам мы предоставляем возможность получить образованием сразу в двух предметных областях, что позволяет им быть профессионально мобильными. Кроме того, мы реализуем широкий спектр программ второго высшего, дополнительного образования и повышения квалификации. Я с гордостью могу сказать, что в наше нелегкое время, 98 % наших выпускников трудоустраиваются в тех или иных областях. Широкий спектр знаний, которые получают наши выпускники, коммуникативные навыки, отработанные в ходе практических занятий, тренингов и, конечно, во время педагогической практики, позволяют им быть востребованы в различных отраслях – в общественной деятельности, в политике, в журналистике, в менеджменте.

- В следующем году Поволжской государственной социально-гуманитарной академии исполняется 100 лет. Как ваш вуз планирует отметить свой юбилей?

- Следующий год для нашего вуза действительно особенный, тем более что юбилей ПГСГА совпадает со столетием высшего педагогического образования в Самарской области. У нас очень много планов, сейчас мы стоим у начала создания целого ряда проектов. Я уверен, что это будет праздник не только для наших студентов, преподавателей, ветеранов, выпускников, но и для всех жителей города и области.

Авторитет школьного учителя остается бессменным

- Отличается ли работа преподавателя вуза от работы школьного учителя?

- Миссия школьного учителя и преподавателя вуза одна – это подготовка человека к новому этапу его жизни. Главное отличие - в возрастной категории учащихся школ и вузов. Распространенное выражение, что в школе учат, а в вузе учатся, на мой взгляд, и сегодня справедливо. Хотя в работе нынешних школьных учителей многое изменилась: появилось много новых методик, меняются технологии работы и требования к педагогам. Но бессменным остается авторитет школьного учителя и его роль в формировании личности ребенка. Родители всегда рядом, они родные и привычные, а учитель – это маг и волшебник (особенно в начальной школе), который может научить, как быть таким же. Поэтому школьный педагог должен не только обладать определенными профессиональными качествами, но и человеческим обаянием, колоссальным терпением, умением понимать ребенка и говорить с ним на понятном ему языке.

Согласно проведенным нами исследованиям, нередко свое желание поступить в педагогический вуз, наши абитуриенты мотивируют только заинтересованностью в определенной области знаний (история, психология, физика, информатика, литература, музыка и т.д.), а профессиональная составляющая «педагог» отходит на второй план. Настоящее осознание профессии, как правило, происходит во время педагогической практики, когда студенты попадают в школьную среду, получают собственный педагогический опыт, общаются с детьми, учителями, родителями. Кого-то этот опыт окончательно отворачивает от школы, а кто-то полюбит эту профессию и станет учителем с большой буквы. Интересно, что процент выпускников педагогических вузов, которые идут работать в школу, остается неизменным с советского времени. Эта цифра колеблется в диапазоне от 27 до 35%. Это, можно сказать, естественный отбор. Не буду лукавить, иногда можно сказать «спасибо» тем выпускникам, кто, получив диплом учителя, вовремя осознал свою ошибку и не пошел работать в школу.

- С каким чувством вы встречаете День учителя?

Во-первых, как и большинство людей, наверное, я мысленно возвращаюсь в детство, в юность, вспоминаю моих учителей. Я очень хорошо помню мою первую учительницу, педагогов и офицеров-воспитателей суворовского училища, преподавателей вуза, аспирантуры. Это люди, которым я хотел подражать, кем я восхищался, в кого влюблялся, кто меня, быть может, в чем-то раздражал. Они определили мою судьбу, как и судьбы сотен и тысяч людей. Ну, а во-вторых, возникает ощущение грусти, когда думаешь о сегодняшнем положении учителя. Все-таки есть некоторое лицемерие в отношении государства к людям этой профессии. Почему-то забота об учителях проявляется именно в этот день. Правда, этот год особенный, но ведь Год учителя тоже скоро закончится…

- Как руководитель вуза, вот уже 100 лет являющегося кузницей кадров для Самарской образовательной системы, что вы можете пожелать вашим выпускникам и учителям самарских школ?

- Традиционно хочу пожелать, чтобы их ожидания и надежды на позитивные изменения, о которых было так много сказано на всех уровнях власти, претворялись в жизнь и не только в этот праздничный день. Желаю терпения, преданности профессии и, конечно, успешных выпускников, потому что самая большая радость для учителя – это достижения его выпускников, профессиональные и личные.

aca07.JPG


Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх