Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. М.Горького, 65/67
[javascript protected email address], +7 (846) 207-44-00
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
Версия для слабовидящих

"Задача системы образования — переход на индивидуальные образовательные технологии"

8 Октября 2012 Безымянный[+].jpg

Сегодня мы имеем возможность наблю­дать беспрецедент­ное явление в систе­ме отечественного образования: пере­ход на новые образовательные стандарты осуществляется одновременно на всех его ступенях, включая высшее педагогическое образование. Понимание и разъяснение новых процессов принципиально важно для дальнейшего развития. Ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь Вершинин поделился своим видени­ем задач и проблем системы образования, а также оценкой эффективности реформ.

— Мы уже несколько лет говорим о модернизации системы образова­ния. В чем же конкретно заключает­ся суть нововведений сегодня? Что можно сказать о региональной систе­ме образования в этом контексте?

— Процесс модернизации системы обра­зования перманентный. И это естествен­но. Любая система должна развиваться и совершенствоваться постоянно с учетом объективных условий. Развитие системы образования определяется потребностями общества. Мы живем в динамично изменя­ющемся мире, и трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники и какие техноло­гии они будут использовать лет через 20. Поэтому образование должно меняться, опережая время.

Сегодня однозначно определен вектор развития системы образования и сфор­мулирован социальный заказ общества и государства школе. Ее задача — перевести учащегося в режим саморазвития. Этот вызов времени закреплен новыми государ­ственными образовательными стандарта­ми. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальны­

ми учебными действиями: уметь самостоя­тельно определять цели обучения, плани­ровать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль, работать в команде и др. Без этих навы­ков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом.

В нашем регионе много сделано для осо­знания педагогическим сообществом этой задачи. Еще в 2004 году правительством Самарской области была принята Концеп­ция компетентностно-ориентированного образования. Накопленный педагогами опыт как нельзя лучше вписывается в но­вую образовательную парадигму. Именно поэтому Самарская область стала экс­периментальной площадкой по апроба­ции новых стандартов для начальной и основной школы. А сейчас речь идет об апробации в самарских школах стандар­тов для старшей ступени. К этому тоже есть объективные предпосылки. В области завершился эксперимент по внедрению модели профильного обучения, предпола­гающей проектирование для старшекласс­ников индивидуальных образовательных траекторий. Сегодня эта модель введена в штатный режим. И школы, которые соот­ветствуют необходимым критериям, имеют право на получение дополнительного фи­нансирования для организации на старшей ступени профильного обучения. В бюджете Самарской области на эти цели предусмо­трено более 120 млн рублей. Заявку на по­лучение такого рода субсидий с 1 сентября 2012 года подали 145 школ. И это очень высокий показатель, определяющий готов­ность школ региона к инновациям…

— Какие реальные проблемы стоят сегодня перед педагогическим со­обществом?

— Во-первых, хотелось бы обратить внима­ние на проблемы духовно-нравственного развития подрастающего поколения, ведь школа была и остается одним из важней­ших институтов социализации, который формирует личность человека. Воспи­тательная работа должна быть признана приоритетным направлением развития системы общего образования. И в школе сегодня должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и граждан­ская, духовная и культурная жизнь обучаю­щегося, поскольку недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Во-вторых, сегодня остро стоит проблема формирования интеллектуальной моло­дежной элиты. Поддержка одаренных и талантливых детей видится одной их глав­ных задач совершенствования системы образования. В нашем регионе утвержде­на целевая программа «Одаренные дети Самарской области». Объем финансиро­вания программы за счёт средств област­ного бюджета составляет 35 млн руб. И нам уже есть кем гордиться. Около 11 тыс. самарских школьников в прошедшем учеб­ном году стали победителями и призерами олимпиад, конкурсов и соревнований ре­гионального, всероссийского и междуна­родного уровня. Это будущее нашей стра­ны, уникальный интеллектуальный ресурс нашего региона.

Не могу не сказать и о совершенствовании учительского корпуса. Да, сегодня новыми образовательными стандартами закреплены новые цели перед системой общего образо­вания. А мы зачастую пытаемся новые задачи решать старыми педагогическими техноло­гиями и приемами. Это недопустимо! Се­годня востребованы новые образовательные модели, основанные на использовании вы­сокотехнологичных средств информационно- коммуникационных технологий.

— Как реформы общего образования отражаются на деятельности вуза?

— Стандарты нового поколения имеют рамочный характер. И в этом видится зна­чительный потенциал: мы получили воз­можность самостоятельно формировать перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла и тем самым оперативно реагировать на запросы систе­мы образования региона. И профессорско- преподавательский состав нашего вуза активно работает по различным направле­ниям, связанным с модернизацией систе­мы общего образования, разрабатывая ав­торские инновационные курсы. Мы хотим подготовить учителя, соответствующего требованиям времени: технологически гра­мотного и с активной жизненной позицией.

— Вопрос к вам как к заместителю председателя комитета по образова­нию и науке Самарской губернской думы. Что делается в законотворче­ском плане для развития системы образования?

— В настоящее время комитетом по об­разованию и науке Самарской губернской

думы ведется работа над двумя важными законопроектами. Сегодня, когда про­блема дефицита молодых специалистов в образовательных учреждениях требует комплексного решения, весьма своевре­менным считаем разработку и принятие закона «О государственной поддержке молодых специалистов в отрасли образо­вания в Самарской области». Законопроек­том предусматривается ряд мер государ­ственной поддержки молодых педагогов: ежемесячная денежная выплата в размере 1 тыс. руб. в первые три года работы; еже­месячная денежная компенсация в разме­ре 500 руб. на транспортные расходы мо­лодым специалистам, принятым на работу в сельские населенные пункты и поселки городского типа; единовременное пособие на обустройство в размере 160 тыс. руб. Планируется, что закон вступит в силу с начала 2013 года.

Важным направлением в деятельности комитета является работа над проектом Федерального закона «Об образовании». Создана постоянно действующая рабочая группа по внесению предложений и за­мечаний в этот законопроект, в работе которой принимают участие эксперты, специалисты в сфере образования и пе­дагоги образовательных учреждений. Се­годня комитетом при участии педагогиче­ской общественности к данному проекту федерального закона выработаны реко­мендации, включающие в себя более 70 замечаний и предложений. Мы и дальше планируем продолжить обсуждение про­екта закона с целью максимального учета интересов всех категорий лиц, занятых в сфере образования.

— Что бы вы хотели пожелать педаго­гам в их профессиональный празд­ник?

— Мне очень приятно поздравить коллег с профессиональным праздником. Хочу подчеркнуть общественную и, не побоюсь, государственную значимость нашей про­фессии. Ведь от того, какой будет сегодня наша система образования, зависит, какой будет Россия завтра. Педагоги выполняют благородную миссию — учат наших детей думать, трудиться, любить Родину, готовят их к большой сложной жизни, отдавая им частицу себя. Желаю успешного выполне­ния этой прекрасной миссии, личного сча­стья, здоровья и творческих успехов!

Зинаида Серебрякова

Журнал "Дело", октябрь 2012.

ТЕГИ

Декабрь 2016
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

подняться наверх