Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

"Задача системы образования — переход на индивидуальные образовательные технологии"

8 Октября 2012 Безымянный[+].jpg

Сегодня мы имеем возможность наблю­дать беспрецедент­ное явление в систе­ме отечественного образования: пере­ход на новые образовательные стандарты осуществляется одновременно на всех его ступенях, включая высшее педагогическое образование. Понимание и разъяснение новых процессов принципиально важно для дальнейшего развития. Ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии Игорь Вершинин поделился своим видени­ем задач и проблем системы образования, а также оценкой эффективности реформ.

— Мы уже несколько лет говорим о модернизации системы образова­ния. В чем же конкретно заключает­ся суть нововведений сегодня? Что можно сказать о региональной систе­ме образования в этом контексте?

— Процесс модернизации системы обра­зования перманентный. И это естествен­но. Любая система должна развиваться и совершенствоваться постоянно с учетом объективных условий. Развитие системы образования определяется потребностями общества. Мы живем в динамично изменя­ющемся мире, и трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники и какие техноло­гии они будут использовать лет через 20. Поэтому образование должно меняться, опережая время.

Сегодня однозначно определен вектор развития системы образования и сфор­мулирован социальный заказ общества и государства школе. Ее задача — перевести учащегося в режим саморазвития. Этот вызов времени закреплен новыми государ­ственными образовательными стандарта­ми. Наряду с предметными результатами школьник должен овладеть универсальны­

ми учебными действиями: уметь самостоя­тельно определять цели обучения, плани­ровать и организовывать познавательную деятельность, осуществлять самоконтроль, работать в команде и др. Без этих навы­ков сегодня трудно стать востребованным, конкурентоспособным специалистом.

В нашем регионе много сделано для осо­знания педагогическим сообществом этой задачи. Еще в 2004 году правительством Самарской области была принята Концеп­ция компетентностно-ориентированного образования. Накопленный педагогами опыт как нельзя лучше вписывается в но­вую образовательную парадигму. Именно поэтому Самарская область стала экс­периментальной площадкой по апроба­ции новых стандартов для начальной и основной школы. А сейчас речь идет об апробации в самарских школах стандар­тов для старшей ступени. К этому тоже есть объективные предпосылки. В области завершился эксперимент по внедрению модели профильного обучения, предпола­гающей проектирование для старшекласс­ников индивидуальных образовательных траекторий. Сегодня эта модель введена в штатный режим. И школы, которые соот­ветствуют необходимым критериям, имеют право на получение дополнительного фи­нансирования для организации на старшей ступени профильного обучения. В бюджете Самарской области на эти цели предусмо­трено более 120 млн рублей. Заявку на по­лучение такого рода субсидий с 1 сентября 2012 года подали 145 школ. И это очень высокий показатель, определяющий готов­ность школ региона к инновациям…

— Какие реальные проблемы стоят сегодня перед педагогическим со­обществом?

— Во-первых, хотелось бы обратить внима­ние на проблемы духовно-нравственного развития подрастающего поколения, ведь школа была и остается одним из важней­ших институтов социализации, который формирует личность человека. Воспи­тательная работа должна быть признана приоритетным направлением развития системы общего образования. И в школе сегодня должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и граждан­ская, духовная и культурная жизнь обучаю­щегося, поскольку недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Во-вторых, сегодня остро стоит проблема формирования интеллектуальной моло­дежной элиты. Поддержка одаренных и талантливых детей видится одной их глав­ных задач совершенствования системы образования. В нашем регионе утвержде­на целевая программа «Одаренные дети Самарской области». Объем финансиро­вания программы за счёт средств област­ного бюджета составляет 35 млн руб. И нам уже есть кем гордиться. Около 11 тыс. самарских школьников в прошедшем учеб­ном году стали победителями и призерами олимпиад, конкурсов и соревнований ре­гионального, всероссийского и междуна­родного уровня. Это будущее нашей стра­ны, уникальный интеллектуальный ресурс нашего региона.

Не могу не сказать и о совершенствовании учительского корпуса. Да, сегодня новыми образовательными стандартами закреплены новые цели перед системой общего образо­вания. А мы зачастую пытаемся новые задачи решать старыми педагогическими техноло­гиями и приемами. Это недопустимо! Се­годня востребованы новые образовательные модели, основанные на использовании вы­сокотехнологичных средств информационно- коммуникационных технологий.

— Как реформы общего образования отражаются на деятельности вуза?

— Стандарты нового поколения имеют рамочный характер. И в этом видится зна­чительный потенциал: мы получили воз­можность самостоятельно формировать перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла и тем самым оперативно реагировать на запросы систе­мы образования региона. И профессорско- преподавательский состав нашего вуза активно работает по различным направле­ниям, связанным с модернизацией систе­мы общего образования, разрабатывая ав­торские инновационные курсы. Мы хотим подготовить учителя, соответствующего требованиям времени: технологически гра­мотного и с активной жизненной позицией.

— Вопрос к вам как к заместителю председателя комитета по образова­нию и науке Самарской губернской думы. Что делается в законотворче­ском плане для развития системы образования?

— В настоящее время комитетом по об­разованию и науке Самарской губернской

думы ведется работа над двумя важными законопроектами. Сегодня, когда про­блема дефицита молодых специалистов в образовательных учреждениях требует комплексного решения, весьма своевре­менным считаем разработку и принятие закона «О государственной поддержке молодых специалистов в отрасли образо­вания в Самарской области». Законопроек­том предусматривается ряд мер государ­ственной поддержки молодых педагогов: ежемесячная денежная выплата в размере 1 тыс. руб. в первые три года работы; еже­месячная денежная компенсация в разме­ре 500 руб. на транспортные расходы мо­лодым специалистам, принятым на работу в сельские населенные пункты и поселки городского типа; единовременное пособие на обустройство в размере 160 тыс. руб. Планируется, что закон вступит в силу с начала 2013 года.

Важным направлением в деятельности комитета является работа над проектом Федерального закона «Об образовании». Создана постоянно действующая рабочая группа по внесению предложений и за­мечаний в этот законопроект, в работе которой принимают участие эксперты, специалисты в сфере образования и пе­дагоги образовательных учреждений. Се­годня комитетом при участии педагогиче­ской общественности к данному проекту федерального закона выработаны реко­мендации, включающие в себя более 70 замечаний и предложений. Мы и дальше планируем продолжить обсуждение про­екта закона с целью максимального учета интересов всех категорий лиц, занятых в сфере образования.

— Что бы вы хотели пожелать педаго­гам в их профессиональный празд­ник?

— Мне очень приятно поздравить коллег с профессиональным праздником. Хочу подчеркнуть общественную и, не побоюсь, государственную значимость нашей про­фессии. Ведь от того, какой будет сегодня наша система образования, зависит, какой будет Россия завтра. Педагоги выполняют благородную миссию — учат наших детей думать, трудиться, любить Родину, готовят их к большой сложной жизни, отдавая им частицу себя. Желаю успешного выполне­ния этой прекрасной миссии, личного сча­стья, здоровья и творческих успехов!

Зинаида Серебрякова

Журнал "Дело", октябрь 2012.

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура бассейн вебинар видео волонтеры волонтеры СГСПУ выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ журнал журналистика заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии иностранцы в университете интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели объявление олимпиада отчет патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика студенческий дебют телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС школьники ярмарка вакансий
Сентябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх