Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

II Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве»

11 Ноября 2013

24 октября 2013 года на базе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (г. Самара) при поддержке и участии Российской Академии Образования, ФГНУ «Институт социализации и образования» РАО, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» состоялась II Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве».

Проект «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», стартовавший в 2012 г., являясь продолжением проекта, включившего пять ежегодных Всероссийских научно-практических конференций под общим названием «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)» (2007-2011 гг.), объединил ученых и педагогов-практиков, разрабатывающих проблемы, связанные с социокультурным контекстом современного воспитания; с генезисом научных представлений о воспитании; с философско-этическими основами воспитания; с культурологическими и аксиологическими аспектами воспитания; с содержанием, методами и технологиями воспитания; со спецификой воспитания в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательной школе, в системе начального и среднего профессионального образования, в высшей школе; с подготовкой будущего учителя к воспитанию школьников; с актуальными проблемами молодежной субкультуры в контексте воспитания подрастающего поколения.

Проблемы воспитания молодежи привлекают внимание педагогов самых разных уровней – это и известные ученые, и преподаватели НПО, СПО, высшей школы, и школьные учителя, и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

География проекта традиционно (если судить по предыдущему проекту) широка. Заочное участие в работе конференции приняли работники образования из Москвы, Самары и Самарской области, а также из Белгорода, Казани, Мурманска, Рязани, Смоленска, Челябинска и других городов.

В рамках конференции были представлены доклады ученых из Москвы, Самары, Рязани, Чапаевска.

Открывая конференцию, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии психологического факультета Академии ФСИН России Дмитрий Владиславович Сочивко (г. Рязань) обратился к проблеме нравственности, которая проявляется, в том числе, а может быть и прежде всего, в уважении людей науки к своим учителям, к научным руководителям. Дмитрий Владиславович выразил озабоченность тем, что не всегда такое уважение присутствует: «Почему аспиранты, ученики не цитируют своих учителей? Написав и защитив диссертацию, мы забываем своих учителей и то, чему они нас учили. Надо в своей работе обязательно опираться на своих учителей, на тех, кто нас учил научному познанию мира».

Выступление доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики ПГСГА Евгения Ивановна Тихомировой (г. Самара) «Стратегия субъектной самореализации личности в практике современного воспитания в культурно-образовательном пространстве» заинтересовало аудиторию своей жизненностью. Евгения Ивановна говорила о субъектной самореализации личности на примерах из реальной жизни людей. Она определила так называемый «метод бубнова»: «Это когда мы, учителя, постоянно бубним одно и то же, и это перестает действовать, особенно на детей: не кури – это плохо, не ругайся и т.д.» и показала его негативную роль в самореализации личности школьника. Участникам конференции импонировала нравственная позиция Евгении Ивановны, которая прозвучала в примере: «Когда я зашла на прием к чиновнику и сделала ему замечание по поводу его отношения к очередным, он задал мне вопрос: “А Вы кто?”. Ответила: “Я человек”».

Гармоничным продолжением доклада профессора Евгении Ивановны Тихомировой стал доклад кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО РФ Евгения Иосифовича Федака (г. Москва) на тему «О субъекте и субъектности в воспитательном процессе», в котором ученый заострил внимание на содержании воспитания в современном российском культурно-образовательном пространстве, на ориентации такого содержания на человека как субъекта воспитания.

Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их обучения филологического факультета ПГСГА Елена Павловна Иванян и кандидат педагогических наук, доцент той же кафедры Юлия Алексеевна Белкина (г. Самара) познакомили присутствующих с виртуальным музеем Самарской лингвистической школы и показали его возможности в воспитании студентов.

Интересную проблему затронула МБОУ СОШ №12 Елена Викторовна Горячева (г. Самара) в своем выступлении «Возможности ЕГЭ по русскому языку в нравственном воспитании школьников». Елена Викторовна отметила, что в блоке «С» школьникам предлагаются тексты для анализа, которые собственно и дают возможность ребятам сформулировать свою точку зрения по определенной проблеме. На вопрос профессора Евгении Ивановны Тихомировой: «А по каким критериям вы определяете, нравственен ли школьник?», Елена Викторовна ответила: «Как только он начинает говорить». В продолжении дискуссии профессор Е.И. Тихомирова назвала свои «три критерия нравственности»: речь человека, его поведение и глаза. В продолжении интересного разговора докладчику были заданы вопросы по поводу качества самих текстов, которые предлагаются для анализа в рамках ЕГЭ.

В своем докладе на тему «Современные направления гражданского воспитания в средних общеобразовательных школах России» учитель истории высшей категории, методист школьного музея МБОУ СОШ №12 Александр Николаевич Гутарев (г. Самара) высказал точку зрения о том, что до сих пор в педагогической теории нет четкого определения понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание», что, безусловно, является проблемой.

Заместитель директора по воспитательной работе ФГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж Наталия Николаевна Николаева (г. Чапаевск) ярко и эмоционально представила концепцию воспитательной работы в среднем профессиональном образовании.

Кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе психологического факультета Академии ФСИН России Николай Александрович Полянин (г. Рязань) обратившись к проблеме межличностного общения молодежи в современном образовательном пространстве, рассмотрел воспитание в контексте общения.

Особый интерес вызвали доклады адъюнктов кафедры педагогики ФГКВОУ ВПО «Военный университет» МО (г. Москва), заостривших внимание на актуальности проблемы воспитания не только подрастающего поколения, но и профессиональных военнослужащих. Так, подполковник Евгений Валентинович Андриянов предложил педагогическую модель формирования профессионально-нравственного идеала офицера в современных условиях; подполковник Олег Геннадьевич Поздняков в своем докладе сделал акцент на научных подходах к активизации познавательной деятельности обучаемых в образовательном процессе; подполковник Владимир Николаевич Калягин рассмотрел теоретические основы безопасности военной службы, в контексте воспитания военнослужащих.

Стало традицией (если обратиться к опыту предыдущих конференций), что буквально каждый доклад активно обсуждается участниками. В этом году вновь получилась интересная дискуссия, позволившая докладчикам более широко посмотреть на представляемые ими проблемы, а аудитории получить ответы на интересующие вопросы.

Подводя итоги конференции, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой педагогики ПГСГА Владимир Петрович Бездухов (г. Самара) отметил: «Говоря о воспитании, выделяя культурологические и аксиологические его аспекты, следует иметь в виду, что сегодня воспитание осуществляется в нестабильном, меняющемся обществе, в обществе в котором отсутствует социальный консенсус. Такое общество не имеет устоявшегося идеала человека, оно лишь знает, что нужно воспитывать «другого» человека и делать это «по-другому». В условиях меняющегося общества перед педагогом, осуществляющим воспитание, стоит задача искать ответ на вопрос: как воспитывать современного человека.

Замечу, что общество существует, пока существует воспитание. Однако не это главное. Главное в том, что как новое общество высвобождается от пут старого общества, обретая новую форму движения, новое измерение, так и прежнее существование воспитания уступает место новому, иному существованию воспитания. Такое новое, иное существование воспитания участвует в построении нового общества».

II Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» продолжает цикл конференций, объединенных одной темой, но посвященных самым различным аспектам проблемы воспитания человека.

Подготовка к новой (III) конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» уже началась. Предложения и пожелания можно присылать по электронной почте на кафедру педагогики ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия».

IMG_2628[+].jpgS6300020[+].jpgS6300026[+].jpgS6300047[+].jpgS6300048[+].jpg

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх