Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

«Говорить о вкладе учёных ПГСГА в развитие науки можно очень долго...»

19 Февраля 2014

17 февраля 2014 года в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии наградили выдающихся ученых. Мы задали некоторым из них пару вопросов.

К.п.н., профессор, декан факультета математики, физики и информатики Аниськин В.Н.

аниськин.jpgКак Вы думаете, насколько важно для ученого участие в различных конкурсах?

Несмотря на некоторые, порой достаточно существенные, трудности, связанные с оформлением конкурсных заявок и другой обязательной документации, участие любого ученого в них считаю очень важной составляющей его деятельности. Для молодого учёного – это наиболее короткий путь для определения ценности полученных результатов своего исследования в сравнении с достижениями других конкурсантов и завоевания признания в научных кругах. Для маститого «зубра» науки – возможность поддерживать свой научный авторитет на должном уровне среди равных учёных мужей: профессоров и академиков. Для штатного трудяги-учёного участие в конкурсе – это дополнительная, интересная работа в своей области научных исследований и возможность определения наиболее оптимальных направлений и эффективных технологий для получения нужного результата прикладных или фундаментальных разработок и исследований. Помимо этого, кроме морального стимула стать лауреатом научного конкурса, его победитель или призёр может получить весьма солидное материальное вознаграждение в виде премии или гранта на свою научно-исследовательскую работу. Буквально сегодня, Владимир Владимирович Путин вручил премии в размере 2,5 млн. рублей пятерым молодым учёным – победителям конкурса Президента России, и отметил, что они являются реальными претендентами на ключевые посты в российской науке и руководстве ею. На Президентский конкурс были поданы сотни заявок, а это значит, что все его остальные лауреаты и просто участники смогли повысить и укрепить имидж своих образовательных, научно-исследовательских, производственных организаций и учреждений. Поэтому от участия учёного в различных научных конкурсах налицо реальная моральная и материальная польза как для него самого, так и для его коллег по кафедре, факультету, вузу, НИИ и т.д.

Как Вы оцениваете вклад ученых ПГСГА в развитие науки?

Очень высоко! Уже второе столетие имена учёных и преподавателей нашего вуза: филологов и лингвистов, историков и археологов, математиков и физиков, биологов и физиологов, зоологов и экологов, педагогов и психологов, философов и политологов, химиков и географов, информатиков и технологов, культурологов и искусствоведов, музыкантов и художников, экономистов и управленцев, логопедов и коррекционных педагогов во многом определяют вектор развития науки не только в Самарской губернии и Поволжье, а и в Российской Федерации. В перечисленных научных направлениях заключается уникальность ПГСГА и определяется ведущая роль её учёных в организации и развитии научных исследований. Немного найдётся за пределами двух столиц педагогических вузов, да и не только педагогических, которые обладают таким широким и мощным научным потенциалом. Хотя я и работаю всю жизнь в ПГСГА и со многими нашими патриархами науки был знаком лично, да и сейчас дружу со многими из них, но не рискну перечислить их вклад в развитие науки поимённо, дабы не забыть и не обидеть кого-то. Приведу один только эпизод, произошедший где-то в конце 1980-х годов и напрочь меня поразивший – разговор со светлой ему памяти профессором Виктором Алексеевичем Бочкарёвым накануне его командировки в Москву по делам Зонального объединения литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья, в котором он был председателем. В сырую и слякотную зимне-весеннюю распутицу на мой вопрос: «Как же Вы поедете в такую погоду?» уже достаточно пожилой Виктор Алексеевич ответил: «Ничего, я галоши одену, не то семинар сорвётся, а люди ведь со всего Поволжья собираются приехать»… Поволжские, Средне-Волжские, Поволжско-Уральские объединения и семинары всегда действовали, и поныне действуют в нашем вузе практически по всем научным направлениям, перечисленным выше. Это ли не вклад в развитие науки наших учёных… А сколько подготовлено ими кандидатов и докторов наук для вузов Самары, соседних регионов, России, бывших республик Советского Союза… Один только профессор Виктор Филиппович Волкодавов подготовил более 70 кандидатов и докторов физико-математических наук! И это человек, который ещё в юношестве лишился правой руки и ослеп… Говорить о вкладе учёных ПГСГА в развитие науки можно очень долго, он не просто высок, он, не побоюсь пафоса, велик!

Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе над научными изданиями Академии.

На факультете, в силу своих деканских обязанностей, я уже восемь лет являюсь ответственным редактором ежегодного «Вестника ФМФИ», в котором публикуются материалы преподавательских и студенческих научных конференций, проводимых в рамках традиционных «Дней науки» ПГСГА. В прошлом году по инициативе ректора ПГСГА Олега Дмитриевича Мочалова в нашем вузе был учреждён периодический ежеквартальный научный журнал «Самарский научный вестник», в редколлегии которого я выполняю обязанности заместителя главного редактора. Главным редактором этого журнала является ректор вуза Олег Дмитриевич Мочалов, ответственным секретарём – и.о. зав. кафедрой математики и методики обучения ФМФИ Елена Владимировна Куликова. Журнал «Самарский научный вестник» входит в систему РИНЦ. К настоящему времени вышло в свет четыре номера журнала, подготовлен пятый номер. Кроме этого, я вхожу в редколлегию и принимаю участие в подготовке к включению в систему РИНЦ ещё одного периодического журнала Академии «Вестник ПГСГА», главным редактором которого является проректор по НИР Александр Иванович Репинецкий. Первый номер «Вестника ПГСГА» должен выйти в свет в марте м-це текущего года. Стоит также сказать, что эти проекты реализуются Академией совместно с Тольяттинским государственным университетом, издающим периодический научный журнал «Вектор науки ТГУ», членом редколлегии которого я также являюсь.

Д.и.н., профессор, заведующий кафедрой отечественной истории и археологии Выборнов А.А.

vibornov.jpgРасскажите о вашей работе в прошедшем археологическом сезоне.

Сезон у археологов состоит из раскопок и конференций, на которых докладывают о результатах исследований. Раскопки в прошедшем году принесли открытие новой стоянки раннего неолита Калмыковка в нашей области и стоянки Байбек в Астраханской. Оба памятника очень значимы для решения проблемы неолитизации в Европе, поскольку эти стоянки являются очень древними. Судя по результатам радиоуглеродного анализа можно с большой долей достоверности говорить о 8500 лет от наших дней. Поэтому летом 2014 года исследование этих объектов будет продолжено. А на Байбеке, учитывая его значимость, будет проведена международная конференция. Итоги наших изысканий были представлены на конференциях в Москве и Санкт-Петербурге, Саратове и Твери, в Бельгии и Чехии, Словении и Финляндии.

Как Вы думаете, насколько важна для ученого интеграция с международным научным сообществом?

Научное сотрудничество с зарубежными учеными позволяет участвовать в конференциях и семинарах по интересуемой проблематике. На них оперативно получать важную информацию о новейших достижениях не только в источниковедческом плане, но и, что более значимо, о методических разработках. Конечно, иностранных коллег интересуют и наши достижения. В эпоху неолита не было границ и процессы охватывали гигантские территории. И наш регион является одним из ключевых. По результатам конференций публикуются материалы, тем самым достижения самарских археологов становятся широко известны за рубежом. А результаты, поверьте, есть. Не случайно в 2011 и в 2014 гг. ученые из Великобритании и Франции, Германии и Словении, Польши и Болгарии приезжают к нам. Планируются и совместные археологические экспедиции. А по их результатам коллективные монографии. Полученная от зарубежных коллег информация внедряется и в учебный процесс в рамках курса " Археология", в написании дипломных работ и кандидатских диссертаций. И все это во благо нашей академии.

Д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной психологии Акопов Г.В.

акопов.jpgВ каких интересных научных проектах Вы принимали участие в последнее время?

а) Исследовательский проект «Созерцание как современная научно-теоретическая и прикладная проблема» - поддержан Грантом РГНФ.

Всероссийская конференция по этой теме в Самаре (май 2013 г.).

б) Международная научная конференция «Современные проблемы теоретической и прикладной психологии», октябрь 2013, Ереван, Республика Армения.

в) Всероссийская научная конференция «Психология состояний» ноябрь 2013 г., Казань.

На всех трех конференциях выступления с докладом на пленарных заседаниях.

Что такое психология сознания?

Психология сознания – это современное интегративное направление, можно сказать main-stream психологии конца XX-начала XXI в.в.; социально-гуманитарная составляющая «Науки сознания», отражающей и порождающей процессы и состояния современной Глобализации. На факультете психологии ПГСГА предложена и обоснована оригинальная психологическая концепция сознания. Соответствующая монография победила во Всероссийском конкурсе 2012 года «Золотая Психея».

Вы занимаетесь проблемой созерцания, расскажите о вашем исследовании.

Первый распространенный ассоциативный отклик на слово «созерцание», это зрительное сосредоточение, восприятие. В научных работах исследователей по этой проблеме показан значительно более разнообразный спектр качественных состояний, связанных с явлением созерцания. Доказано основополагающее значение этого понятия в ряду других категорий психологии (деятельность, сознание, бессознательное). В практическом плане определено значение «пауз созерцания» для психологического здоровья, в творческой активности, в разрешении возрастных, личностных, профессиональных, семейных кризисов, в преодолении аддикций и др.

Расскажите пожалуйста о современных студентах с точки зрения психологии.

Психология изучает человека, в том числе студентов, в громадном спектре различных проявлений: психосоматическом, половом, гендерном, возрастном, коммуникативном, регуляционном и т.д. Современный студент во всех этих отношениях отличается от студентов не только конца прошлого века, но и начала нового. Достаточно назвать проблемы телесной, половой, этнокультуральной, социальной, личностной идентичности (самоопределение) и др. К счастью, есть и относительно стабильные на протяжении длительного времени психологические характеристики студента, в частности, в многолетнем (1985-2012 г.г.) исследовании, проведенном на факультете психологии ПГСГА, показана инвариантность структуры учебно-профессионального сознания студентов различных городов, вузов, специальностей, направлений, этапов обучения и т.д. В личностном плане современные студенты более информированы (компьютеризованы), самостоятельны (автономны), независимы (прагматичны), уверенны (иногда чрезмерно), бесстрашны, коммуникативны, отзывчивы, проницательны.

ФМФИ

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх