Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Игорь Вершинин: "Требования к образованию меняются".

11 Сентября 2014

vershinin.jpgВ 2014 году в силу вступили новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на усовершенствование системы российского образования. Школьники, студенты, выпускники и представители вузов вынуждены приспосабливаться к нововведениям. Как отразились эти изменения на функционировании современной высшей школы? Изменились ли требования к подготовке педагогов? Насколько тесно вуз должен взаимодействовать с рынком труда? Какие меры поддержки нужно оказывать молодым ученым? На эти и другие вопросы СО ответил президент ПГСГА, депутат, заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Игорь Вершинин.

- Как Вы оцениваете нынешнюю систему профессионального образования? В каком направлении идет ее модернизация?

- Процесс модернизации системы образования перманентный, и это вполне закономерно. Развитие системы образования определяется потребностями общества. Мы живем в динамично изменя­ющемся мире, в связи с чем трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники и какие техноло­гии они будут использовать через одно-два десятилетия. Поэтому образование должно меняться, опережая время. Речь идет об образовании вообще, здесь все взаимосвязано. Не так давно в нашей стране был осуществлен переход на новые образовательные стандарты, тем самым был определен вектор развития образования, сформулирован социальный заказ школе. Задача школы теперь – перевести ученика на путь саморазвития. Помимо предметных результатов, учащийся должен развивать у себя универсальные учебные действия – умение самостоя­тельно определять цели обучения, плани­ровать и организовывать познавательную деятельность, заниматься самоконтролем, развивать навыки работы в команде, без которых в современных условиях конкуренции стать востребованным практически невозможно.

- Изменяющиеся требования к высшему образованию каким-то образом влияют на подготовку педагогических кадров?

- Новые образовательные стандарты имеют рамочный характер. И в этом заключается большой потенциал для нас: у ПГСГА появилась воз­можность самостоятельно формировать перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла и тем самым своевременно реагировать на запросы систе­мы образования региона. Наша задача – подготовить учителя, который бы отвечал запросам социума и современному состоянию педагогической науки. Не стоит забывать, что время диктует не только новые цели образования, но и необходимость использования новых средств для их достижения. Недопустимо решать новые задачи устаревшими педагогическими технологиями и приемами. Актуальными стали новые образовательные модели. В связи с этим задачей ПГСГА как вуза, подготавливающего учителей, которые будут работать по новым стандартам, – научить своих студентов применять эти новые образовательные модели.

- На Ваш взгляд, насколько тесно система образования должна взаимодействовать с рынком труда?

- ПГСГА сейчас – многопрофильный вуз. Однако ведущим направлением подготовки студентов традиционно является педагогика. Около 80% выпускников нашего вуза выходят на рынок труда именно с дипломами по педагогическому направлению. В этом направлении наше взаимодействие с рынком труда действительно достаточно тесное. Мы помогаем нашим выпускникам заключать договоры с Министерством образования и науки, согласно которому выпускники гарантировано трудоустраиваются в системе образования в течение трех лет после окончания вуза. Преимуществом договоров является то, что молодому специалисту выплачивается единовременное подъемное пособие, размер которого колеблется от 160 тысяч до 350 тысяч рублей. Так, в 2013 году 70 выпускников ПГСГА заключили подобные договоры и уехали работать в села. Кроме того, наш вуз имеет порядка 500 договоров о долгосрочном сотрудничестве со школами губернии, это означает, что у нас постоянно есть возможность помочь нашим выпускникам трудоустроиться.

- Однако не все выпускники вуза идут работать в систему образования. Легко ли им удается найти работу?

- Действительно, не все вчерашние студенты хотят работать в системе образования. Причина здесь, в первую очередь, в том, что профессия учителя, а особенно учителя начальных классов, несмотря на свою востребованность и актуальность, все еще является мало привлекательной для части молодых специалистов, поскольку недостаточно высоко оплачивается. В этом случае выпускники сами ищут свое место на рынке труда. Качество образования в ПГСГА традиционно находится на высоком уровне, а педагогическое образование достаточно универсально для того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда. Им рады и в органах власти, и в правоохранительных органах, и в социальной службе, не говоря уже о СМИ. Могу сказать, что выпускники ПГСГА на рынке труда всегда востребованы. Даже в том случае, если молодой специалист в школу идти работать не хочет, у него не возникает проблем с трудоустройством.

- Что такое, по Вашему мнению, «качественное образование»?

- Качественное образование, прежде всего, заключается в том, чтобы научить думать. Требование времени таково, что для успешного вхождения в социум, для реализации себя как конкурентоспособного специалиста, необходимо уметь самостоятельно ставить цели, расставлять приоритеты, работать для достижения этих целей и также самостоятельно контролировать свою деятельность. Соответственно, задача системы образования – привить учащемуся эти навыки. Кроме того, в наши дни повышено требование к коммуникативным навыкам личности. Следовательно, задача образования также в том, чтобы научить взаимодействию с людьми, дать возможность получить коммуникативные компетенции.

- Чем должен руководствоваться будущий студент при выборе вуза?

- Во-первых, руководствоваться нужно своими наклонностями и способностями. Во-вторых, следует помнить о том, что учеба в вузе должна быть направлена на активное развитие, на достижение карьерных успехов в будущем. Поэтому при выборе вуза руководствоваться нужно результатами, которые показывают вуз и его выпускники. Например, студенты ПГСГА успешно участвуют в конкурсах, таких как «Молодой ученый», выигрывают гранты, которые позволяют им активно заниматься научно-исследовательской деятельностью. Немаловажным является критерий авторитетности и надежности вуза, качества его педагогического состава. Если говорить о ПГСГА, то это вуз с более чем столетней историей и фундаментальными традициями. У нас очень сильный педагогический состав: около 70% преподавателей имеют ученые степени кандидатов наук, около 12% - доктора наук. Еще один критерий – это возможности, которые вуз может предоставить своим студентам. Наш вуз, например, может предложить талантливым успешным студентам зарубежные учебно-ознакомительные поездки с целью знакомства с системой образования других стран. Перечислять можно долго, но я назову еще один критерий – данные по трудоустройству. Это очень важный показатель. По итогам выпуска 2013 года накануне вручения диплома 55% выпускников были гарантировано трудоустроены в системе образования, 13% юношей готовились к вступлению в ряды армии, 6% девушек ждали прибавления в семье, и около 25% стояли перед выбором места работы. Как видите, показатели очень высокие.

Как Вы считаете, каким образом нужно стимулировать молодых ученых?

- Безусловно, молодые ученые нуждаются в поддержке как со стороны руководства вуза, в котором они осуществляют свою научную деятельность, так и со стороны государства. На данный момент в стенах ПГСГА проводится ряд мероприятий по поддержке молодых ученых. Начиная со старших курсов, наши студенты имеют возможность заниматься грантовой деятельностью совместно с научными руководителями, участвовать в краткосрочных зарубежных учебно-ознакомительных поездках, проходить стажировки за рубежом в таких странах как Чехия, Франция, Германия, Испания. Наши аспиранты и студенты могут участвовать во всевозможных конкурсах, например, в конкурсе «Молодой ученый». И молодые ученые охотно используют эти возможности. Так, в 2012 году 3 аспиранта ПГСГА получили гранты в рамках этого конкурса, в 2013 году одним из победителей в номинации «Студент. Гуманитарные и общественные науки» стала студентка 5 курса ПГСГА.

Источник: Самарское обозрение, №60 (1323), 8 сентября 2014 года.
интервью

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура бассейн вебинар видео волонтеры волонтеры СГСПУ выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии иностранцы в университете интервью инфографика ПГСГА история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада отчет партнеры патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС школьники ярмарка вакансий
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх