Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Игорь Вершинин: "Требования к образованию меняются".

11 Сентября 2014

vershinin.jpgВ 2014 году в силу вступили новые федеральные государственные образовательные стандарты, направленные на усовершенствование системы российского образования. Школьники, студенты, выпускники и представители вузов вынуждены приспосабливаться к нововведениям. Как отразились эти изменения на функционировании современной высшей школы? Изменились ли требования к подготовке педагогов? Насколько тесно вуз должен взаимодействовать с рынком труда? Какие меры поддержки нужно оказывать молодым ученым? На эти и другие вопросы СО ответил президент ПГСГА, депутат, заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской губернской думы Игорь Вершинин.

- Как Вы оцениваете нынешнюю систему профессионального образования? В каком направлении идет ее модернизация?

- Процесс модернизации системы образования перманентный, и это вполне закономерно. Развитие системы образования определяется потребностями общества. Мы живем в динамично изменя­ющемся мире, в связи с чем трудно предсказать, какие профессиональные задачи будут решать сегодняшние школьники и какие техноло­гии они будут использовать через одно-два десятилетия. Поэтому образование должно меняться, опережая время. Речь идет об образовании вообще, здесь все взаимосвязано. Не так давно в нашей стране был осуществлен переход на новые образовательные стандарты, тем самым был определен вектор развития образования, сформулирован социальный заказ школе. Задача школы теперь – перевести ученика на путь саморазвития. Помимо предметных результатов, учащийся должен развивать у себя универсальные учебные действия – умение самостоя­тельно определять цели обучения, плани­ровать и организовывать познавательную деятельность, заниматься самоконтролем, развивать навыки работы в команде, без которых в современных условиях конкуренции стать востребованным практически невозможно.

- Изменяющиеся требования к высшему образованию каким-то образом влияют на подготовку педагогических кадров?

- Новые образовательные стандарты имеют рамочный характер. И в этом заключается большой потенциал для нас: у ПГСГА появилась воз­можность самостоятельно формировать перечень дисциплин вариативной части профессионального цикла и тем самым своевременно реагировать на запросы систе­мы образования региона. Наша задача – подготовить учителя, который бы отвечал запросам социума и современному состоянию педагогической науки. Не стоит забывать, что время диктует не только новые цели образования, но и необходимость использования новых средств для их достижения. Недопустимо решать новые задачи устаревшими педагогическими технологиями и приемами. Актуальными стали новые образовательные модели. В связи с этим задачей ПГСГА как вуза, подготавливающего учителей, которые будут работать по новым стандартам, – научить своих студентов применять эти новые образовательные модели.

- На Ваш взгляд, насколько тесно система образования должна взаимодействовать с рынком труда?

- ПГСГА сейчас – многопрофильный вуз. Однако ведущим направлением подготовки студентов традиционно является педагогика. Около 80% выпускников нашего вуза выходят на рынок труда именно с дипломами по педагогическому направлению. В этом направлении наше взаимодействие с рынком труда действительно достаточно тесное. Мы помогаем нашим выпускникам заключать договоры с Министерством образования и науки, согласно которому выпускники гарантировано трудоустраиваются в системе образования в течение трех лет после окончания вуза. Преимуществом договоров является то, что молодому специалисту выплачивается единовременное подъемное пособие, размер которого колеблется от 160 тысяч до 350 тысяч рублей. Так, в 2013 году 70 выпускников ПГСГА заключили подобные договоры и уехали работать в села. Кроме того, наш вуз имеет порядка 500 договоров о долгосрочном сотрудничестве со школами губернии, это означает, что у нас постоянно есть возможность помочь нашим выпускникам трудоустроиться.

- Однако не все выпускники вуза идут работать в систему образования. Легко ли им удается найти работу?

- Действительно, не все вчерашние студенты хотят работать в системе образования. Причина здесь, в первую очередь, в том, что профессия учителя, а особенно учителя начальных классов, несмотря на свою востребованность и актуальность, все еще является мало привлекательной для части молодых специалистов, поскольку недостаточно высоко оплачивается. В этом случае выпускники сами ищут свое место на рынке труда. Качество образования в ПГСГА традиционно находится на высоком уровне, а педагогическое образование достаточно универсально для того, чтобы выпускники были востребованы на рынке труда. Им рады и в органах власти, и в правоохранительных органах, и в социальной службе, не говоря уже о СМИ. Могу сказать, что выпускники ПГСГА на рынке труда всегда востребованы. Даже в том случае, если молодой специалист в школу идти работать не хочет, у него не возникает проблем с трудоустройством.

- Что такое, по Вашему мнению, «качественное образование»?

- Качественное образование, прежде всего, заключается в том, чтобы научить думать. Требование времени таково, что для успешного вхождения в социум, для реализации себя как конкурентоспособного специалиста, необходимо уметь самостоятельно ставить цели, расставлять приоритеты, работать для достижения этих целей и также самостоятельно контролировать свою деятельность. Соответственно, задача системы образования – привить учащемуся эти навыки. Кроме того, в наши дни повышено требование к коммуникативным навыкам личности. Следовательно, задача образования также в том, чтобы научить взаимодействию с людьми, дать возможность получить коммуникативные компетенции.

- Чем должен руководствоваться будущий студент при выборе вуза?

- Во-первых, руководствоваться нужно своими наклонностями и способностями. Во-вторых, следует помнить о том, что учеба в вузе должна быть направлена на активное развитие, на достижение карьерных успехов в будущем. Поэтому при выборе вуза руководствоваться нужно результатами, которые показывают вуз и его выпускники. Например, студенты ПГСГА успешно участвуют в конкурсах, таких как «Молодой ученый», выигрывают гранты, которые позволяют им активно заниматься научно-исследовательской деятельностью. Немаловажным является критерий авторитетности и надежности вуза, качества его педагогического состава. Если говорить о ПГСГА, то это вуз с более чем столетней историей и фундаментальными традициями. У нас очень сильный педагогический состав: около 70% преподавателей имеют ученые степени кандидатов наук, около 12% - доктора наук. Еще один критерий – это возможности, которые вуз может предоставить своим студентам. Наш вуз, например, может предложить талантливым успешным студентам зарубежные учебно-ознакомительные поездки с целью знакомства с системой образования других стран. Перечислять можно долго, но я назову еще один критерий – данные по трудоустройству. Это очень важный показатель. По итогам выпуска 2013 года накануне вручения диплома 55% выпускников были гарантировано трудоустроены в системе образования, 13% юношей готовились к вступлению в ряды армии, 6% девушек ждали прибавления в семье, и около 25% стояли перед выбором места работы. Как видите, показатели очень высокие.

Как Вы считаете, каким образом нужно стимулировать молодых ученых?

- Безусловно, молодые ученые нуждаются в поддержке как со стороны руководства вуза, в котором они осуществляют свою научную деятельность, так и со стороны государства. На данный момент в стенах ПГСГА проводится ряд мероприятий по поддержке молодых ученых. Начиная со старших курсов, наши студенты имеют возможность заниматься грантовой деятельностью совместно с научными руководителями, участвовать в краткосрочных зарубежных учебно-ознакомительных поездках, проходить стажировки за рубежом в таких странах как Чехия, Франция, Германия, Испания. Наши аспиранты и студенты могут участвовать во всевозможных конкурсах, например, в конкурсе «Молодой ученый». И молодые ученые охотно используют эти возможности. Так, в 2012 году 3 аспиранта ПГСГА получили гранты в рамках этого конкурса, в 2013 году одним из победителей в номинации «Студент. Гуманитарные и общественные науки» стала студентка 5 курса ПГСГА.

Источник: Самарское обозрение, №60 (1323), 8 сентября 2014 года.
интервью

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх