Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Преодолеть барьеры

8 Декабря 2014

5 декабря в Самарской Губернской думе состоялся круглый стол, посвященный образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Собравшиеся эксперты сферы специального образования проанализировали состояние инклюзивного обучения в Самарской области: какие нововведения успешно были реализованы в школах города, с какими проблемами столкнулось руководство учебных учреждений и какие пути решения надо искать, чтобы продолжать формировать доступную среду для детей с ОВЗ.

kr_st2.jpg

Публичное обсуждение началось с приветственного слова Игоря Владимировича Вершинина, заместителя председателя комитета по образованию и науке, который, как представитель законодательной власти, начал свою речь с упоминания Федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 года, где даётся дефиниция инклюзивного образования, а также 79 статьи нового закона, вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, где подробно объясняются содержание и условия обучения детей с ограниченными возможностями. То есть данное образование функционирует в нашей стране полтора года, но подобный глагол отображает лишь де-факто закона, однако в действительности всё не так, как на бумаге.

vershinin.jpg

В нашем регионе, как отмечает Ульяна Венедиктовна Косарева, консультант управления реализации общеобразовательных программ, вопрос о включении детей с ограниченными возможностями в общеобразовательное пространство начали исследовать в 2000 году. Для осуществления такого обучения создали специальные учреждения повышения квалификации и подготовки специальных педагогов. Кроме того, с 2009 года в нашей области ввели дистанционное образование, которое позволило 450 детям проходить обучение дома. Конечно, в таких преобразованиях есть свои положительные стороны, потому что для некоторых детей инклюзия противопоказана, и дистанционные занятия – единственный способ получения знаний. Однако и тёмная сторона такого метода обучения существует, ведь зачастую, проучившись месяц, ребёнок с особыми потребностями переводится на домашнее обучение, что в прямом смысле слова«зарывает» его, делает не социализированным.

Помимо прочего, в Самаре есть только одно учебное заведение, способное принять детей с ОВЗ. В школе №139 создана безбарьерная среда, где сформированы условия для приёма детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, приобретено оборудование для логопедов, психологов, для инструкторов по лечебной физкультуре. Директор школы Ирина Викторовна Раткевич говорит, что сегодня в школе учатся 723 человека, 5% из которых, то есть 45 человек, - дети с повышенными потребностями. И уже сейчас она, директор, не может принять детей с данным нарушением, поскольку согласно положению, в классе не должно быть больше 1-2 таких ребят. Кроме того, Ирина Викторовна подняла важный вопрос о государственной аттестации, которая остается равной для всех, и вследствие этого ученики с ОВЗ не могут получить аттестат среднего образования, с которым бы они могли поступить в среднее профессиональное учреждение.

ratkevich.jpg

Ирина Викторовна так же подчеркнула, что одной из существенных преград на пути к инклюзивному образованию является кадровая проблема. Педагогу, прежде чем обучать ребёнка с ОВЗ, нужно пройти переподготовку в количестве 144 часов. Более того, учитель должен разработать специальную программу для каждого ребёнка-инвалида. Особенно тяжело в этом случае приходится учителям-предметникам, ведь у них могут быть сразу 18 учеников с ОВЗ.

Большой вклад в решение кадровой проблемы вносит факультет специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, который ежегодно готовит сотни квалифицированных выпускников-специалистов в сфере коррекционной педагогики.

В целом, инклюзивное образование в Самарской области находится на стадии развития. Те шаги, которые были предприняты для создания в самарских школах безбарьерной среды, являются первыми шагами на пути создания полной инклюзии. Несмотря на то, что в 2014 году было выделено 134 миллиона рублей на создание доступной среды, в 20% школ к 2015 году результат не был достигнут. И если верить словам Евгения Андреевича Печерских, то и к 2016 году не будет этих 20%. Это будет продолжаться до тех пор, пока руководство страны до конца не поймет, что такое инклюзия.

slushateli.jpg

Светлана Бойченко, Анастасия Носенкова

студенческая журналистика, ФСО, студенты

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх