Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Каким должен быть современный учитель: интервью с выпускниками ФМФИ

29 Июня 2015

Июнь для наших выпускников - особенный месяц. Идет итоговая государственная аттестация. Среди выпускников факультета математики, физики и информатики есть особая группа - немногочисленная, но очень успешная: из шести выпускников, обучающихся по специальности “Физика” с дополнительной специальностью “Информатика”, пять являются претендентами на диплом с отличием. Это Козлочков Спартак, Молчатский Никита, Плеханова Ксения, Сухаренко Данил, Шацких Ксения.

Имена этих студентов упоминались на страницах сайта ПГСГА неоднократно: в рамках межрегиональной выставки-форума «Образование. Наука. Бизнес» они были организаторами мастер-класса «Основы программирования Java с использованием платформы Alice для школьников», в качестве волонтеров проводили мастер-классы в школах, участвовали в международной акции “Час кода”, мероприятии Microsoft EDU Day, саммите образовательного сообщества Google «Реализация требований ФГОС: использование облачных технологий в образовательном процессе».

24 июня они успешно сдали междисциплинарный экзамен по информатике и методике обучения информатике, который проходил в форме защиты проекта. Выпускники продемонстрировали необходимые современному учителю проектировочные умения и навыки, связанные с реализацией содержания образования по информатике и ИКТ в соответствии с требованиями ФГОС, проектированием учебных ситуаций на основе инновационных образовательных моделей («1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», BYOD («принеси свое устройство»), «перевернутое обучение», «артефакт-педагогика» и др.) и деятельностного подхода, направленных на достижение планируемых в ФГОС образовательных результатов.

Существенным компонентом, отражающим уровень профессиональной готовности студента, является “визитная карточка” выпускника, демонстрирующая образовательные достижения студента в режимах off- и on-line обучения, методическое «портфолио» (перечень учебно-методических материалов и электронных ресурсов, разработанных в процессе обучения и во время педагогической практики), результаты внеучебной деятельности (участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях и т.п.) и сетевую активность (результаты деятельности в педагогических Интернет-сообществах и социальных сетях). Этим выпускникам было, что показать.

ИГА_ФМФИ

Члены государственной экзаменационной комиссии и студенты группы Ф5-Б.

Слева направо: декан ФМФИ В.Н. Аниськин, Плеханова Ксения, доцент кафедры ИКТ в образовании Е.Н. Тараканова, Позняков Виталий, Сухаренко Данил, доцент кафедры психологии Бирюлин В.А., зав. кафедрой ИКТ в образовании О.Ф. Брыксина, Молчатский Никита, Шацких Ксения, секретарь комиссии Т.И. Толчикова, Козлочков Спартак

После экзамена выпускники согласились ответить на некоторые вопросы о современной педагогике, о роли учителя, о форме экзамена, о подготовке в нашей академии, о своем опыте работы в школе и, конечно, о планах на будущее…

Шацких Ксения:

Хочу начать с главного вывода, который я сделала для себя за годы обучения в академии: перед современной школой стоит задача вооружить ученика не только предметными знаниями, но и умениями самостоятельно развиваться.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не только имеющий знания, но и умеющий добывать и применять их в различных ситуациях. В настоящее время все чаще стали говорить о воспитании личности обучающегося, раскрытии его талантов, формировании ключевых компетенций. Вследствие этого меняется представление и о роли учителя.

Современный учитель – это не тот, кто дает школьникам готовые знания и проверяет их усвоение. Современный учитель – это тот, кто стремится к развитию индивидуальных способностей учащихся, мотивирует их к самостоятельности, активности на уроке, критическому мышлению, творческому подходу к выполнению заданий и т.п. В новых федеральных государственных образовательных стандартах говорится о том, что в процессе обучения необходимо развивать мотивацию школьников к учебной деятельности. В этом состоит одна из сложнейших задач педагога. Он должен уметь заинтересовывать обучающихся в учебном материале и предмете в целом. Учителю необходимо не просто прийти в класс и «отвести» урок, ему нужно завлечь и «зажечь» учащихся.

Молодой педагог должен мыслить по-новому, учитывая постоянные изменения в сфере образования. Этому нас и учили в академии. Мне кажется, что за время обучения в ПГСГА у нас накопился хороший опыт, который поможет нам чувствовать себя комфортно в профессиональной деятельности. Хотя частично в своей будущей профессии мы себя уже попробовали. На четвертом и пятом курсах обучения я проходила педагогическую практику в МБОУ СОШ № 176 г.о. Самара в качестве учителя физики, учителя информатики и классного руководителя. Обе практики дали мне бесценный опыт работы с детским коллективом и коллективом учителей, а также возможность оценить свои силы в выбранной профессии. Я применяла на практике изученные в вузе теоретический и практический материалы, а также включала в ход уроков и мероприятий те элементы (педагогические методы, приемы, технологии и пр.), которым нас учили на занятиях по психологии, педагогике, методике обучения физике и методике обучения информатике.

По моему мнению, государственный междисциплинарный экзамен по информатике и методике обучения информатике направлен на проверку того, готовы ли мы, будущие специалисты, к инновациям в сфере образования. Экзамен в полной мере позволяет проверить сформированность у каждого студента тех компетенций, которые в будущем он должен уметь развивать у школьников (технологической и технической компетенций, компетенций в сферах познавательной деятельности, информационно-аналитической деятельности и др.). В этом можно удостовериться, ознакомившись со структурой и содержанием билетов. Также это доказывает и сама форма проведения экзамена - защита проектов.

После окончания ПГСГА я планирую работать по специальности. Благодаря преподавателям нашего вуза (за что хочу сказать им отдельное спасибо и выразить слова безграничной благодарности), я поняла, что выбрала подходящую для себя профессию. Очень хочется использовать эффективно и с пользой свои знания, умения и накопленный, хоть пока и небольшой, педагогический опыт.

Молчатский Никита:

Существенное отличие современного общества в том, что практически любая информация находится в открытом доступе. И любой ученик может обойтись без записи лекций и посещений библиотек, все что нужно - уже есть в сети Интернет. Однако, я думаю, что без учителя обойтись не получится. Особенно без грамотного учителя по информатике. Кто как не он, покажет ученикам как эту информацию сортировать, грамотно искать и по назначению использовать?

Я считаю, что для государственного междисциплинарного экзамена по информатике и методике обучения идеально подходит форма проекта. Представление проекта, на мой взгляд, является наиболее соответствующей современным тенденциям формой сдачи государственного экзамена. Сама готовая презентация, уже является некой проверкой компетенции выпускника. Особенно если речь идет об экзамене по информатике и методике обучения. Кроме того, выступление докладчика перед аудиторией так же является серьезной проверкой для будущего учителя. Вот так вот, мы можем перечислить явные плюсы данной формы экзамена, даже не касаясь непосредственно проверки знаний по тематике каждого из билетов.

Считаю важным отметить тот факт, что успешная сдача государственных экзаменов и большое количество красных дипломов в нашей группе является следствием великолепной подготовки и отлично организованного учебного процесса в ПГСГА. Особенно мне хочется выделить преподавателей, настоящих патриотов и знатоков своего дела: Самойлова Е.А., Брыксину О.Ф., Янкевич О.А., Барову Е.А. и многих других замечательных преподавателей нашей академии.

Что касается моих планов на будущее, то в данный момент я раздумываю о многих возможных вариантах...

Сухаренко Данил:

Мы живем в УДИВИТЕЛЬНОЕ время. С каждым днем окружение людей умной техникой и тесным сетевым взаимодействием набирает более высокие обороты. Прогресс привёл человека от обычного костра к индукционной печи, работающей в автоматическом режиме или управляемой посредством беспроводных сетей, от старинных ярмарок до интернет-магазинов, от ремесленничества до полностью автоматизированных заводов, управляемых через интернет – всё это так или иначе меняет манеру поведения людей, их образ жизни. Отсюда, каждому новому поколению людей приходится приспосабливаться к жизни в умном мире с помощью новых и нестандартных способов. Естественно это явление присуще людям с самого раннего возраста. На протяжении всей своей жизни человек приобретает те или иные навыки, накапливает опыт решения задач различного рода. Отличие в формировании всего этого заключается в возрастных особенностях человека: на раннем этапе жизни – интуитивное поведение, с течением времени – дискурсивное поведение (имеется определенный багаж знаний, способствующий дальнейшему развитию). Все сводится к тому, что человек непрерывно развивается, и важно, какие взрослые помогали ему делать это в детстве: родители, учителя и др.

Да, именно здесь я упоминаю об учителях – они всегда присутствуют в нашей жизни, только вот в лице кого – это отдельная тема для дискуссии. В случае с нашим «умным» техническим окружением на первый план выходят такие вопросы: Что это такое? Из чего это сделано? Как это работает? Как этим пользоваться? Как управлять? Четких ответов на данные вопросы существовать не может, т.к. мы можем использовать различные технические устройства в разных целях, порой для которых изначально они и не предназначены. Но подвести к вразумительным ответам нас могут люди, связанные именно с профессией учителя. Они могут задать вектор творческого поиска и принятия нестандартных решений, собственно говоря, что и необходимо сегодня. Учителя ориентируют учащихся и вырабатывают привычку развития. Однако если речь идет о накоплении знаний – нельзя просто «искать», а стоит и думать о качественном аспекте - нужно «уметь пользоваться» информацией. Решение этой задачи - есть основное направление деятельности современных учителей.

В рамках сдачи государственного междисциплинарного экзамена по информатике и методике обучения используется форма проекта. Естественно есть и плюсы, и минусы такой формы ответа. К плюсам можно отнести возможности проверки компетентности будущего учителя – в рамках проекта при ответе на определенные вопросы решается ряд дополнительных задач (поиск информации, оформление и преставление ответа, подача автора), более детальная и глубокая проработка вопроса. К минусам можно отнести менее коммуникативный ответ: в случае обыкновенного экзамена возникают спонтанные вопросы, ответы на которые необходимо быстро обдумать и дать здесь и сейчас, что также является явным показателем рефлексии самого будущего учителя. Однако данный минус не значительный и может решаться с помощью задачи нестандартных вопросов по завершению представления проекта.

О подготовке ПГСГА свидетельствует количество красных дипломов в нашей группе, достижением высокого уровня знаний не было бы возможным если бы в подготовке студентов не были задействованы такие высококвалифицированные специалисты, как Тараканова Е.Н., Брыксина О.Ф., Байганова М.В., Самойлов Е.А., Барова Е.А., Молчатский Л.С., Янкевич О.А и многие другие преподаватели нашей академии.

В рамках прохождения практики в школах был накоплен большой опыт в плане взаимодействия с детьми, с коллективом учителей. Что касается моих планов на будущее, то по окончанию ПГСГА, я – человек, который никогда и подумать не мог, что пойдёт работать в школу, иду работать в Самарский Лицей Информационных Технологий (СамЛИТ). Надеюсь, что и последующие поколения наших выпускников, даже не думающих о работе в школе, поменяют свое мнение и пополнят ряды творческих и современных учителей нашего государства.

Козлочков Спартак:

По моему мнению, педагог - это человек, задающий ребенку вектор развития. Педагогика, начиная с Каменского, сделала огромный скачок вперед. Были и взлеты и падения, но мне кажется, что сейчас самое удивительное время. Учитель теперь подкован не только знаниями и умениями (такие слова, кстати, говорить уже не модно), он теперь должен быть прогрессивным, как говорится, “быть в теме”. Сейчас (хотя, может, так было всегда) молодые люди в большинстве своем занимают позицию обывателей (ничего не вижу, не слышу, не хочу…). Но для крепкого государства, которое обеспечит будущее мне и всем, кто является гражданами России, нужна молодежь, которая сделает революцию в науке, искусстве, архитектуре и т.д. Педагог - это тот человек, который должен стать “рок-звездой”, подарить молодым членам общества веру в себя и направить их по пути знаний и самосовершенствования.

Что касается ПГСГА, скажу просто. Это единственный вуз в Самаре, который готовит Педагогов (да, именно с большой буквы). Почему? Нет, не в угоду тем, кто будет читать, а потому что я видел процесс становления из студента до молодого специалиста изнутри. Первое, что определяет судьбу студента (быть или не быть учителем), - это практика в школе (аж целых 2 раза). В этот период каждый проверяет свои силы в “полевых условиях”, набирается небольшого опыта и решает, по силам ли ему это. Учителя-наставники помогают студентам социализироваться в школе, показывают процесс работы учителя изнутри. Второе - это курсы методики преподавания. На этих занятиях студенты получают знания о том, как преподавать. За пять лет обучения я прошел эти два этапа. Во время практики я окончательно понял, что работать с детьми мне нравится. А во время занятий по методике обучения физике и информатике я узнал, как вести себя так, чтобы дать ученикам не просто багаж знаний, а научить их учиться. И вот, стоя перед порогом выпуска, я желаю одного: стать учителем и не опозорить тех педагогов, что вложили в меня знания, любовь и стремление быть человеком. Спасибо за все вам, дорогие педагоги.

Незатронутым остался вопрос: “Готов ли я быть учителем с позиции педагогов, что обучали меня?”. Ответ на него дает государственный экзамен. Я уже упоминал, что нужны не только знания, но и то, что подтолкнет к учебе. Именно эти показатели проверяет государственный экзамен по информатике. Помимо демонстрации теоретических знаний, мы, студенты, прорабатывали уроки, учебные ситуации, которые были бы интересны, необычны и занимательны для школьников. Мы старались, уйти от традиционного репродуктивного обучения и искали средства для объяснения скучной теории так, чтобы было интересно и учениу - центральной фигуре образовательного процесса. Также мы составляли портфолио, так проверялось наше умение подать себя. Набор грамот и заслуг важен, но вот самореклама в мире рыночных отношений - это ключ к успеху. Если ты умеешь “рекламировать знания” и делаешь это искусно, то ученик “купит” их своим прилежанием, стремлением к идеалу и обогащением своего интеллекта и духовного мира.

От всей души мы желаем выпускникам творческих успехов и счастья в личной жизни! Успешной защиты выпускных квалификационных работ!

студенты, ИКТ в образовании, ФМФИ, выпускники

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх