Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Выбросили и встряхнули

21 Сентября 2015

- «Вы откуда? Все в большой зал, в большой зал», - поторапливала на входе женщина, одетая в строгий коричневый костюм. Серьезное беспокойство даме почтенного возраста доставляли студенты, целыми группами опаздывающие на утренний киносеанс. Только это не простое кино. Не массовое. В 9:00 в кинотеатре «Художественный» уже начался показ шедевров своего времени – документальных работ, привезенных режиссерами со всех уголков России.

17 сентября, в последний день кинофестиваля «Соль Земли», зрителей ждали чрезвычайно острые и актуальные фильмы. В Камерном зале смотрели «Куда уехал цирк?...» и «Дорогу памяти», в Малом – «Матушку». В Большом шли «Дух в движении» и «Не стреляйте в оператора». К сожалению, показ картин начался одновременно, а возможности «растроиться» - не было. Поэтому зрители постоянно находились в движении, в буквальном смысле переходили от одного фильма к другому, занимая новые места, где и когда придется. Особый дискомфорт доставляли студенты одного из самарских техникумов. Нервно ерзая на сиденьях, они безостановочно сверкали экранами телефонов, проверяя почту в контакте. Некоторые курили электронные сигареты. Те, кто не мог позволить себе подобную роскошь, то и дело выходили покурить на улицу. А тем временем паралимпийский чемпион Рико Роман так спокойно и просто рассказывал с экрана свою удивительную историю. В период военной службы в Ираке он подорвался на мине, в результате чего лишился ноги, но это не помешало ему стать одним из лучших следж-хоккеистов США. Не потерял надежду и лыжник Ду Хайтао. Спортсмен еще в 5 лет перенес операцию по ампутации обеих рук в домашних условиях без наркоза, так как родители не смогли оплатить лечение сына в больнице.

Соль Земли

«Дух Земли» разбит на небольшие главки – истории, которые идут по порядку, неожиданно перебивают друг друга и чудным образом переплетаются. Все они – разные по смыслу, по месту действия. И одновременно похожие, соединенные одним мотивом борьбы за жизнь, за самостоятельное сосуществование. Режиссеры София Гевейлер, Юлия Бывшева и София Кучер не рассуждают о несправедливости. Герои картины не вызывают сочувствия, как, казалось бы, положено людям с инвалидностью. "То, что вы увидите здесь, изменит вас не на какое-то время, а навсегда", - так сказал президент Международного паралимпийского комитета сэр Филипп Крейвен на открытии Паралимпиады. Эти кадры, безусловно, вошли и в саму ленту. Впрочем, картина не только укоряет, мол, грех на свою жизнь жаловаться. Она также вносит откровенную и честную мысль о том, что есть случаи, где политкорректность не работает. Так, гид биатлонистки Вивиан до сих пор смущен фразой, сказанной им слепой спортсменке: "Увидимся в понедельник!». Невозможно «не замечать» разницы между людьми с разными физиологическими особенностями. Их непохожесть не делает их лучше или хуже – она просто делает их немного уникальными, отличными.

Символичным завершением фестиваля стала картина «Не стреляйте в оператора», Валерия Тимощенко. О печально известных событиях на Украине она повествует с другого, непривычного ракурса. Зритель смотрит документальные фильмы, следит за совершающейся на глазах историей практически «вживую», не замечая, как глаза оператора становятся его глазами. А ведь часто бывает так, что подобная «имплантация» стоит снимающему не просто увечий, а целой жизни. «На войне слово «пресса», обозначенное на фуражке или форме, равноценно изображению мишени. Журналистов убивают первыми», - объясняет с экрана главный герой. В первую очередь, эта работа – попытка осмыслить опыт российских фронтовых кинооператоров в условиях многочисленных и жестоких войн. Представлены кадры из Риги и Вильнюса, Абхазии, Чечни, Южной Осетии, и, конечно же, Донецка и Луганска. Сюда вошли также сцены, снятые и теми, кто не дожил до премьеры фильма.

Соль Земли

Резонанс вызвали откровенно страшные кадры ран и увечий, трупов завернутых во что придется. Специально крупным планом была снята кровоточащая пулевая рана солдата. Страшно и невозможно было смотреть на лежащую в луже собственной крови на асфальте Луганска женщину. Едва шевеля губами, она просила набрать номер телефона. Нет, не скорой, а родных. Такое не покажут в новостях. Наверное, оно и к лучшему. Зачем это снимать?

Ответ был конкретно озвучен в ленте. Это – правда. Пусть беспощадная и жестокая, но она такая, какая есть, в чистом виде. «Все знают о том, что сейчас происходит. И по-моему, присутствует очень мощное эмоциональное воздействие в этой картине», - делиться впечатлениями Елена Дубкова, режиссер представленной работы «Куда уехал цирк?...».

Нельзя постоянно жалеть зрителя красивыми картинками. Только предельная откровенность способна достучаться, уколоть в самое сердце и призвать к рассуждениям, к действию.

Занавес. Аплодисменты. Охватило легкое расстройство – по личным причинам не смог приехать на творческую встречу режиссер фильма «Не стреляйте в оператора», Валерий Тимощенко. А вот молчать было невозможно. Наверное, именно это побудило нас перехватить одного из участников фестиваля в качестве эксперта.

Соль Земли

Помимо эмоциональной составляющей, Галина Вереина, участница фестиваля, отметила сложность съемок и интересный сюжет фильма. Не менее сильно ее задела картина о Николае Пржевальском, не столько посланием автора, сколько уникальными съемками на Тибете, в Киргизии. Сама участница привезла с собой из Брянска короткометражную картину «Соната Ля Минор», повествующую о спасении русским солдатом пленного итальянца, который оказался профессором миланской консерватории. Вдохновение ей подарил Валентин Динабургской, автор одноименного рассказа. «Фильм приняли очень тепло, аплодировали громко, чуть ли не стоя. Эта история затронула людские сердца, меня благодарили, было очень приятно», - рассказывает Галина Вереина.

Наверное, все фильмы, представленные на «Соли Земли», не просто затронули сердца зрителей. Выбросив на мгновение из зоны комфорта, они их изрядно встряхнули.

Из «Художественного» в тот день мы уже вышли другие.

Текст: Ксения ЧАСТОВА

Фото: Дарья ПЕРС

студенческая журналистика, студенты, ФФ

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх