Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Участник Международной научной конференции рассказал об актуальных вопросах современного образования

26 Октября 2015

Сегодня встречаются абсолютно разные мнения о новой системе образования и отношении молодых людей к науке и учебной деятельности в целом. Всё чаще можно услышать фразу: «Вот нынешнюю молодёжь ничего не интересует, совсем учиться не хотят. Лишь бы корочки получить!». Но, возможно, проблема гораздо более серьёзная, чем просто недопонимание между поколениями?

Владислав Чистоусов, к.пед.н., докторант Казанского (Приволжского) федерального университета, знает, как сделать так, чтобы «даром преподаватели время своё не тратили», а студенты, получив заветный диплом, чувствовали себя «всемогущими магами» не только на бумаге.

Владислав Анатольевич уже много лет занимается рассмотрением проблем педагогического проектирования. И кому, как ни ему, разбираться в особенностях образовательных планов и подготовке молодых специалистов. В кулуарах международной научной конференции «Психология сознания: этно-национальные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты» мне удалось встретиться с Владиславом Анатольевичем сразу же после его выступления и обсудить актуальные вопросы современного образования.

Добрый день, Владислав Анатольевич! Большое спасибо за Вашу столь насыщенную и познавательную лекцию. Скажите, пожалуйста, а чем особенна тема, с которой Вы выступаете? Почему Вы считаете её важной?

Дело в том, что я давно занимаюсь вопросом проектирования в образовании. Моя кандидатская диссертация была посвящена решению одного из частных вопросов в этой проблематике. Продолжение моего исследования показало, что в изменениях, происходящих непрерывно, нелинейно в современном мире, усиливается их неопределенный сложный, полипарадигмальный характер. Это привело к тому, что проектирование, которое раньше рассматривалось в «кусочном» варианте, сегодня предстаёт непрерывным, длительным, многомерным, нелинейным процессом.

Чистоусов

А всё-таки что составляет сферу Ваших научных интересов?

Сфера моих научных интересов – это педагогическое проектирование. Причём в широком современном понимании, как проектирование на полном жизненном цикле: начиная с прогнозирования, моделирования, собственно проектирования (конструирования) и вплоть до рефлексии результатов уже после реализации образовательных проектов. И в этих процессах должны участвовать не только обучающиеся, но и все стейкхолдеры (лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации). Таким образом, мы представляем проектирование как многомерный, непрерывный и творческий процесс.

Скажите, пожалуйста, как Вы оцениваете уровень современного профессионального образования в России и уровень профессиональной подготовки преподавателей?

В настоящее время подготовка педагогов и повышение их квалификации осуществляются, как правило, один раз в три года. Стоит заметить, что подготовка является одномерной. В основном, она осуществляется по специальной деятельности педагога, то есть математика, педагогика либо информационные технологии. Подготовка современных преподавателей университетов должна, во-первых, обеспечивать выход педагога на уровень межпредметного знания, потому что компетентностные модели имеют межпредметную направленность. А подготовка педагога только в своей области не сможет обеспечить выход на междисциплинарный уровень. Чтобы это было возможным, следует использовать такие разработанные нами средства, как профессионально-педагогические практикоориентированные площадки. Они объединят педагогов одной образовательной организации. Надо сказать, что на таких площадках могут выступать и студенты, и работодатели, и педагоги. В подобной деятельности возникают точки соприкосновения, рождается и генерируется новейшее знание в области образовательного процесса, позволяющее вывести его на новый уровень.

А если сравнивать советскую и постсоветскую системы подготовки кадров, то какие их стороны Вы считаете сильными, а какие слабыми?

Наверное, их сравнивать просто нельзя. Это вещи разных порядков. Важную роль играет экономический фактор. Во время подготовки кадров в условиях индустриального общества знаниевый формат образовательных программ был тем форматом, который обеспечивал подготовку специалистов в области профессиональной деятельности. Такое образование было «одно и на всю жизнь». На стыке веков не случайно возникла концепция, обусловленная динамичным изменением мира. Её суть заключается в том, что люди должны учиться непрерывно всю жизнь. И в 80, и в 90 приходится осваивать что-то новое, для того, чтобы успешно интегрироваться в социум − это жизненно необходимо. Мир меняется стремительно, и человек просто не успевает за ним, так как запаса знаний не хватает. Нужно постоянно совершенствоваться. Ведь это позволит не отставать от времени, а даже опережать его.

Владислав Анатольевич, поговорим о наболевшем. Каково Ваше отношение к новым образовательным уровням: бакалавриат-магистратура-аспирантура?

Отношение не плохое. Есть проблемы, связанные с тем, что методический шлейф или технологический шлейф с точки зрения обеспечения этих программ несколько запаздывает относительно нормативных вещей, то есть нормативно введено, но в каких-то моментах либо наука запаздывает, либо, наоборот, идёт вперёд. Однако в практику это не внедряется, нет синхронизации научной проработки таких новейших концепций с нормативной базой и с практикой образования. Здесь есть над чем работать. Необходимо просто совершенствовать эту систему, что приведёт к более толковым результатам.

На Ваш взгляд, есть ли сегодня проблема стагнации, заключающаяся в отсутствии новизны в процессе обучения?

Инновационное образование − не просто трансляция предыдущего опыта. Здесь нужно обеспечить какое-то эффективное сочетание между знаниями прошлыми, архивными. Никто не говорит, что их нужно выбросить из программ. Ни в коем случае. Необходимо просто найти оптимальное сочетание, причём оно будет разным в зависимости от уровня реализуемой программы: для бакалавриата − одно сочетание архивных знаний, прагматичных, то есть технологических современных и знаний форсайтных, для аспирантских −доля форсайтных знаний должна быть значительно выше, чем архивных. То есть нужно подумать над тем, как отбирать содержание и как его структурировать с точки зрения современности.

Остро ли сегодня стоит проблема нехватки молодых специалистов, которые связали бы своё будущее с преподавательской деятельностью?

Здесь проблема в неоднозначном представлении о роли педагогического образования. Дело в том, что традиционно параллельно существовали два учебно-методических объединения: одно было нацелено на программы обучения школьных учителей, а другое работало в области профессиональной подготовки кадров. В рамках концепции непрерывного образования, с одной стороны, должны быть общие подходы, а с другой – необходимо достигнуть понимания того, что подготовка педагогов должна быть значительно сильнее, чем любого другого специалиста. Ведь педагоги закладывают фундамент последующих поколений. Это именно те люди, от которых зависят перемены в обществе, в государстве, в промышленности, в технологиях. Вот почему педагогов надо готовить лучше, сильнее, дольше и концептуально более чётко. Уже сегодня мы должны об этом думать, потому что завтра им предстоит воспитывать наше будущее.

Как преодолеть проблему незаинтересованности учащихся в образовательном процессе?

Это очень серьёзная проблема. Я, наверное, не смогу её достаточно полно охватить в одном интервью. По этому вопросу нужно проводить отдельную конференцию. Также необходимо работать одновременно на всех уровнях, то есть совершенствовать и педагогов, и обучающихся. Только во взаимодействии и в сотворчестве рождается новое понимание сути образовательного процесса, и тогда эти субъекты будут включены в состояние потока.

Какие тенденции Вы считаете главными в современном образовании?

Во-первых, это переход к многоуровневой системе образования. Во-вторых, дифференциация, интеграция образовательных организаций. В-третьих, это переход от знаниевого подхода к компетентностному.

В условиях возрастающей информационной динамики, глобализации и модернизации общества как Вы оцениваете умение студентов и школьников работать с информацией?

В условиях глобализации возрастает роль знания, причём метопредметного. Школьников и студентов нужно, прежде всего, учить знанию методологическому: как проводить исследования, как анализировать. Поиск, анализ, структурирование, систематизация и переструктурирование − это как раз и есть исследовательская деятельность в её классическом понимании. Это рефлексия, осмысление того, что человек делает, как и для чего, как он потом всё это встроит в свою жизнь и в жизни других людей.

Тех ли специалистов готовят сегодня высшие учебные заведения: как сегодня обстоит ситуация с соответствием дипломов и требований рынка труда?

На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Надо брать статистику и смотреть. В каждой образовательной организации это всё по-разному сделано. Даже можно в одном вузе это сравнивать. Например, по некоторым направлениям приток абитуриентов больше, и туда идут не потому, что оно популярно, а именно за качественной подготовкой. А некоторые программы носят какой-то проходной характер, они существуют, чтобы закрыть какие-то свободные места. В рамках лекции я показывал диаграмму, как различные специалисты оценивали одни и те же компетенции: как одна и та же образовательная программа понимается с точки зрения педагогов, работодателей и обучающихся. И вот если сопоставить эти три поля оценок, то мы подойдем к решению вопроса, связанного с тем, как сделать образовательный процесс интересным всем сторонам, которые в нём участвуют.

Ваши прогнозы. Каким изменениям можем подвергнуться система образования в будущем?

Вы понимаете, в одиночку я, наверное, прогнозировать не могу. Это будет неправомерно, может быть упущено что-то важное. Здесь нужен междисциплинарный подход, тогда можно выделить тренды будущего и как они будут формироваться.

Интервью вела Ксения Морозова

Фото из личного архива Владислава Чистоусова
интервью, конференция, студенческая журналистика

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх