Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Учить не значениям, а смыслам

21 Декабря 2016

На факультете культуры и искусства 07 декабря 2016 г. в рамках работы методической школы прошел методический семинар «МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ВАРИАЦИЙ)». На семинаре осуществляется интеграция знаний, умений и навыков студентов, сформированных в ходе освоения курсов психологии, педагогики, методики музыкального образования (раздел «Личность учащегося в музыкальном образовании»).

Выполняя творческие задания по варьированию музыкального, изобразительного материала, студенты совершенствуются в понимании того, что чувствует ребенок, как познает окружающий мир, открывает для себя смыслы явлений через «пробы» в искусстве. Таким образом, они получают возможность подготовки к производственной (педагогической) практике и к будущей профессиональной деятельности.

Опыт учебного художественного творчества, не ограниченного рамками одного вида искусства, для студента и школьника - одна из возможностей научиться «расшифровывать» информационные «коды» культуры XXI века.

Цель выступления: ознакомить студентов с теорией и практикой моделирования художественно-творческой деятельности учащихся.

Задачи выступления:

1. Рассмотреть содержание понятий «моделирование», «художественно-творческая деятельность», «арт-вариации» в контексте проблемы формирования у учащихся способности к познанию мира средствами искусства.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся, наиболее значимые в контексте их приобщения к художественно-творческой деятельности.

3. Практически апробировать инновационный прием создания арт-вариаций студентами «от лица учащегося» (ребенка младшего школьного возраста) в материале музыки и изобразительного искусства.

В семинаре приняли активное участие студенты 2 курса профиля «Изобразительное искусство»: Захлыстина Мария, Назаров Антон, Кейль Евгения, Ханяфиева Эльмира; студенты 3 курса профиля «Музыкальное образование: Мингалеева Алия, Латыпов Рустам, Цпнецян Роза, Черваков Григорий, Каштанов Георгий, Тербукова Анна.

ФОТО 1.jpg

ФОТО 2.jpg

Их интерес к теме отразился в ответах на проблемные вопросы:

- «Что является «мостиком», соединяющим творчество ребенка и взрослого художника?»;

- «Почему в наше время так важно учиться моделированию?»;

- «Правда ли, что, создавая арт-вариации, мы каждый раз видим новую грань привычного явления?» и др.

Так, Тербукова Анна (3 курс, профиль «Музыкальное образование») подчеркнула исключительную роль игры в обучении музыкальному творчеству детей. Захлыстина Мария (2 курс, профиль «Изобразительное искусство») добавила, что умение «погружаться в детство», как Пабло Пикассо и другие известные художники, является необходимым источником вдохновения. Роль моделирования в XXI веке была охарактеризована студентами в контексте не только искусства, но и науки, потому что к пониманию сложнейших процессов (конструирование живой клетки, вихри в веществе и т.п.) необходимо идти через «укрупненное» рассмотрение отдельных элементов. Именно такими этапами в познании спектра смыслов какой-либо темы - музыкальной, предметно-изобразительной и др. - являются арт-вариации. Их может создавать любой ребенок, независимо от яркости проявления его способностей. Студенты назвали следующие «грани» музыкальной темы, которые изучаются с разных сторон в процессе творчества: ритм, изобразительность, динамику, темп, артикуляцию, тембр, «то, что мелодия разворачивается во времени». Для арт-вариаций из бумаги: объем, цвет, расположение в пространстве, «сочетание несочетаемого», «музыкальность» или ритмичность (плавность линий, чередование красок и фигур). Был сделан вывод о взаимосвязи музыки с изобразительным искусством по принципам сходства и различия.

Творческие задания, которые студенты выполняли в ходе семинара, направлены на приобщение:

- к «открытию» истоков художественного творчества в собственных детских впечатлениях;

- к пробам себя в области создания арт-вариаций и комментирования процесса открытия новых смыслов;

- к педагогическому творчеству в модельных условиях.

Интересные арт-вариации сочинили:

- Алия Мингалеева (3 курс, профиль «Музыкальное образование») - «Песня-танец куклы»;

- Назаров Антон (2 курс, профиль «Изобразительное искусство») - движущийся «музыкальный» рисунок «Поющая птичка»;

- Латыпов Рустам (3 курс, профиль «Музыкальное образование») - «Матрешка» из центра-рисунка и мелодии В. Шаинского «Кузнечик», исполненной «от имени 7-летнего гитариста».

Удачным оказалось коллективное озвучивание детского рисунка, в ходе которого студенты создали импровизированный «оркестр» из музыкальных инструментов (гитара, фортепиано, кастаньеты), голосов и «звучащих жестов» (хлопки, притопы).

В целом, необходимо отметить возрастающую в процессе семинара активность студентов, а также их позитивное отношение к будущей педагогической деятельности, умение продуктивно работать в группе.

Ведущий семинара – кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования СГСПУ Л.Ю. Калинина

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура бассейн вебинар видео волонтеры волонтеры СГСПУ выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии иностранцы в университете интервью инфографика ПГСГА история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели объявление олимпиада отчет партнеры патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология работодатели расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС школьники ярмарка вакансий
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх