Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. М.Горького, 65/67
[javascript protected email address], +7 (846) 207-44-00 


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Учить не значениям, а смыслам

21 Декабря 2016

На факультете культуры и искусства 07 декабря 2016 г. в рамках работы методической школы прошел методический семинар «МОДЕЛИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АРТ-ВАРИАЦИЙ)». На семинаре осуществляется интеграция знаний, умений и навыков студентов, сформированных в ходе освоения курсов психологии, педагогики, методики музыкального образования (раздел «Личность учащегося в музыкальном образовании»).

Выполняя творческие задания по варьированию музыкального, изобразительного материала, студенты совершенствуются в понимании того, что чувствует ребенок, как познает окружающий мир, открывает для себя смыслы явлений через «пробы» в искусстве. Таким образом, они получают возможность подготовки к производственной (педагогической) практике и к будущей профессиональной деятельности.

Опыт учебного художественного творчества, не ограниченного рамками одного вида искусства, для студента и школьника - одна из возможностей научиться «расшифровывать» информационные «коды» культуры XXI века.

Цель выступления: ознакомить студентов с теорией и практикой моделирования художественно-творческой деятельности учащихся.

Задачи выступления:

1. Рассмотреть содержание понятий «моделирование», «художественно-творческая деятельность», «арт-вариации» в контексте проблемы формирования у учащихся способности к познанию мира средствами искусства.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности учащихся, наиболее значимые в контексте их приобщения к художественно-творческой деятельности.

3. Практически апробировать инновационный прием создания арт-вариаций студентами «от лица учащегося» (ребенка младшего школьного возраста) в материале музыки и изобразительного искусства.

В семинаре приняли активное участие студенты 2 курса профиля «Изобразительное искусство»: Захлыстина Мария, Назаров Антон, Кейль Евгения, Ханяфиева Эльмира; студенты 3 курса профиля «Музыкальное образование: Мингалеева Алия, Латыпов Рустам, Цпнецян Роза, Черваков Григорий, Каштанов Георгий, Тербукова Анна.

ФОТО 1.jpg

ФОТО 2.jpg

Их интерес к теме отразился в ответах на проблемные вопросы:

- «Что является «мостиком», соединяющим творчество ребенка и взрослого художника?»;

- «Почему в наше время так важно учиться моделированию?»;

- «Правда ли, что, создавая арт-вариации, мы каждый раз видим новую грань привычного явления?» и др.

Так, Тербукова Анна (3 курс, профиль «Музыкальное образование») подчеркнула исключительную роль игры в обучении музыкальному творчеству детей. Захлыстина Мария (2 курс, профиль «Изобразительное искусство») добавила, что умение «погружаться в детство», как Пабло Пикассо и другие известные художники, является необходимым источником вдохновения. Роль моделирования в XXI веке была охарактеризована студентами в контексте не только искусства, но и науки, потому что к пониманию сложнейших процессов (конструирование живой клетки, вихри в веществе и т.п.) необходимо идти через «укрупненное» рассмотрение отдельных элементов. Именно такими этапами в познании спектра смыслов какой-либо темы - музыкальной, предметно-изобразительной и др. - являются арт-вариации. Их может создавать любой ребенок, независимо от яркости проявления его способностей. Студенты назвали следующие «грани» музыкальной темы, которые изучаются с разных сторон в процессе творчества: ритм, изобразительность, динамику, темп, артикуляцию, тембр, «то, что мелодия разворачивается во времени». Для арт-вариаций из бумаги: объем, цвет, расположение в пространстве, «сочетание несочетаемого», «музыкальность» или ритмичность (плавность линий, чередование красок и фигур). Был сделан вывод о взаимосвязи музыки с изобразительным искусством по принципам сходства и различия.

Творческие задания, которые студенты выполняли в ходе семинара, направлены на приобщение:

- к «открытию» истоков художественного творчества в собственных детских впечатлениях;

- к пробам себя в области создания арт-вариаций и комментирования процесса открытия новых смыслов;

- к педагогическому творчеству в модельных условиях.

Интересные арт-вариации сочинили:

- Алия Мингалеева (3 курс, профиль «Музыкальное образование») - «Песня-танец куклы»;

- Назаров Антон (2 курс, профиль «Изобразительное искусство») - движущийся «музыкальный» рисунок «Поющая птичка»;

- Латыпов Рустам (3 курс, профиль «Музыкальное образование») - «Матрешка» из центра-рисунка и мелодии В. Шаинского «Кузнечик», исполненной «от имени 7-летнего гитариста».

Удачным оказалось коллективное озвучивание детского рисунка, в ходе которого студенты создали импровизированный «оркестр» из музыкальных инструментов (гитара, фортепиано, кастаньеты), голосов и «звучащих жестов» (хлопки, притопы).

В целом, необходимо отметить возрастающую в процессе семинара активность студентов, а также их позитивное отношение к будущей педагогической деятельности, умение продуктивно работать в группе.

Ведущий семинара – кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования СГСПУ Л.Ю. Калинина

ТЕГИ

Июнь 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх