Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Курс лекций для магистрантов на филологическом факультете СГСПУ

10 Мая 2017

С 15 по 20 мая 2017 года на филологическом факультете СГСПУ планируется курс лекций для магистрантов по направлению подготовки 032700 «Филология» академической программы магистратуры «Русская литература в мировом культурном пространстве» доктора филологических наук Й. Догнала, преподавателя Института славистики Философского факультeта Унивeрситeта им. Mасарика‚ Брно (Чехия); кафедры русистики Философского факультета Университета им. св. Кирилла и Мефодия, г. Трнава (Словакия).

Адрес проведения: учебный корпус № 6 по адресу г. Самара, ул. Л.Толстого, 47.

В настоящее время сформирован список желающих прослушать указанный учебный курс.

Необходимо отметить, что ожидаемый визит Й.Догнала – это уже второй его приезд в Самарский государственный социально-педагогический университет.

16 мая 2017 года Йозеф прочитал две открытые лекции: «Русская литература конца XIX – нач. XX в. в ракурсе философии», «Антропоцентризм и его импульсы для литературы и литературоведения», а в последующие дни провел ряд семинаров со студентами и магистрантами филологического факультета.

Преподаватели магистерской программы «Русская литература в мировом культурном пространстве» в рамках профориентационной деятельности организовали просмотр видеоматериалов пребывания Й.Догнала в Самарском государственном социально-педагогическом университете.

Приводим отзывы бакалавров, планирующих поступление на магистерскую программу «Русская литература в мировом культурном пространстве» (руководитель программы – Е.В. Абрамовских, доктор филол. наук, профессор).

Фокина Ксения

«Меня очень заинтересовала лекция доктора фил. наук Йозефа Догнала на тему антропоцентризма.

Эта тема очень актуальна, ведь весь современный мир – дело человеческих рук. И, конечно, литература не существует без человека. Какое внимание уделяют исследователи образу человека в литературе? Как можно исследовать человеческую душу с помощью литературных произведений? Ответы на эти вопросы я нашла в представленных доктором философии данных.

Было озвучено суждение, которое, пожалуй, уже для всех стало аксиомой – человек развивается только внутри общества, только вместе с ним. Он движется вперед вместе с окружающим его материальным миром. Но отношения его с этим миром сложны и требуют глубоких исследований.

Любопытной мне показалась идея внутреннего полилога в произведениях Н.В.Гоголя и Ф. М. Достоевского. Человеческая душа многогранна и проявляет себя в течение жизни с совершенно разных и противоречивых сторон. Внутри человека может звучать сразу несколько голосов (в том числе и сверх-эго): голос морали, голос закона, голос справедливости и т.п. Нередко они вступают в конфликт. Й. Догнал утверждает, что самый ранний ярчайший пример внутреннего полилога в русской литературе – это «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского.

Очень удивила меня тесная связь литературы с другими науками. Взаимосвязь литературы и психологии очевидна, ведь художественные образы можно изучить и как реальную личность, используя методы психологического анализа. Поразила меня связь литературы с физикой. Й.Догнал применяет физический термин «диссипативная структура», введённый Ильёй Пригожиным, лауреатом Нобелевской премии по химии 1977 года, к литературе и психологии. Этот взгляд очень неожиданный и нетипичный. Удивительно, в каких непохожих вещах можно найти аналогии и прийти к общему знаменателю!

Главная идея лекции – с помощью литературы можно изучать человека, его внутреннюю сущность, которую не опишешь словами, к которой не подберешь нужного термина. Литература способна заглянуть в нашу душу. Это постоянно развивающаяся система, способ познания действительности. С помощью неё человечество проводит самоисследование, познаёт все свои потаённые стороны».

Катерина Шумакова

«Лекция Йозефа Догнала, доктора филологии, доц. Института славистики философского факультета Университета им. Масарика в Брно, представила большой интерес для многих студентов. Темой лекции стала философская концепция антропоцентризма. Й.Догнал рассматривал эту концепцию на примере идей и взглядов некоторых деятелей науки и искусства, большинство из которых были знакомы мне и ранее. В этом и состоит особый интерес: те совершенно разные личности, о которых говорилось на лекции, оказались близки друг другу с точки зрения изучения ими человека. Концепция антропоцентризма нашла отражение в литературе, психологии, теологии, диалектической физике, философии и экологии.

В ходе лекции отвергалась идея позитивизма с исключительно рациональным началом и утверждалась связь человеческого разума и его души с космосом, природой и человечеством.

Необычным и новым для меня был подход к литературе и обществу как к диссипативным структурам, а сопоставление их как двух неразрывно связанных динамических систем ответило на вопрос о важности концепции антропоцентризма в рамках изучения ее литературоведением.

Лекция Йозефа Догнала позволила мне с новой стороны взглянуть на человека и систему человеческих отношений и вместе с тем на место литературы в этой системе.

К научным положениям концепции антропоцентризма Й.Догнал приводил примеры, не лишенные юмора и жизненности, что делало лекцию еще более увлекательной.

Широкий спектр рассмотренных вопросов дает почву для дальнейшего осмысления отношений человека и общества, рационального и эмоционального начал, сознания и подсознания с точки зрения разных концепций и наук».

Екатерина Маряскина

«В мае 2016 года для профессорско-преподавательского состава филологического факультета, факультета иностранных языков, факультета начального образования доктором фил. наук Й.Догналом был проведен мастер-класс «Русская литература рубежа XIX – XX вв. в контексте изучения европейских моделей мира». Й.Догналом была представлена типология и характеристика моделей мира в литературных произведениях, характер отображения внутреннего и внешнего мира литературными персонажами, взаимосвязь русской и европейской литератур.

Тема одной из лекций: “Антропоцентризм в изучении литературы и культуры во второй половине XX века”. Й.Догнал высказал много идей, касаемо темы, но все сводилось к тому, что «всё идет от человека и предназначено для человека», “всё антропоцентрично”.

Интересно, что Й. Догнал отталкивался в аргументации своей точки зрения не только от идей писателей, но и физиков и биологов. Он говорит, что литература избавляет от невротического состояния и каких-то внутренних противоречий (у Достоевского: метод анализа снов, мотив двойничества, внутреннее “Я”). Существует внутренняя форма и выразить мы это можем посредством языка, но бытовым языком выразить это невозможно (у Потебни: каждый внутренний мир субъективен). Й. Догнал соглашается с точкой зрения физика Ильи Пригожина о том, что познание динамично, а сознание человека основано на понятиях, которыми мы можем апеллировать благодаря языку».

Анастасия Савдиерова

«В представленной на сайте СГСПУ лекции Й.Догнал рассматривает понятие антропоцентризма. Интересно, что данная проблема представлена с точки зрения не только гуманитарных, но и естественных наук. Й.Догнал говорит об актуальности заявленной темы и подчеркивает изменчивость взгляда на место человека в мире.

Й.Догнал отмечает, что одним из первых, кому удалось глубоко изучить и представить особенности человеческого сознания, был Ф.М. Достоевский, который увидел, что «человеческое «Я» не единично». Отсюда возникает представление о постоянном полилоге, происходящем в нашем сознании. Здесь Й.Догнал проводит параллель такого взгляда писателя со взглядами Н.В. Гоголя, у которого с помощью темы двойничества показан процесс разделения этого «Я». У Ф.М. Достоевского же отдельные «Я» представлены в едином сознании определенного героя.

Й.Догнал говорит о том, что Ф.М. Достоевский опередил З. Фрейда, анализировавшего борьбу подсознательного и сознательного слоев человеческой психики путем метода ошибочных действий, приводящих к оговоркам, и метода анализа снов. Здесь сразу вспоминаются сны героев Ф.М. Достоевского (например, сны Раскольникова о лощади и смеющейся старухе), которые и являются отголоском подсознания, души, еще неосознанного, непонятого и до конца не принятого героем отношения к тому или иному событию. Любопытно, что Й.Догнал представляет взгляд З.Фрейда на литературу как на средство, способное уравновесить баланс подсознательного и сознательного, выразить борьбу этих слоев психики через литературное произведение. Тем самым писатель может избавиться от внутренних противоречий и избежать возникающих в результате этих противоречий нервозов.

Й.Догнал излагает идею А.А. Потебни о том, что только литературный язык посредством особенностей книжного стиля и использования изобразительных средств способен выразить внутреннюю форму человеческого мышления.

Й.Догнал приводит разные точки зрения на место человека в природе, его взаимодействия с окружающей средой, влияние на экологию. Например, ссылаясь на теорию И.Пригожина о диссипативных системах, была продемонстрирована структурность человеческих отношений в обществе: отдельный индивид не только входит в общественную систему, но и сам выступает как некая система.

Подводя итоги, Й.Догнал заключает, что литература – это процесс познания мира и средство саморефлексии. Только литература позволяет изучить человеческую душу и открыть ее потаенные стороны.

Данная лекция очень информативна и содержательна. Безусловным плюсом является то, что студенты, преподаватели и просто интересующиеся данной темой люди могут обратиться к видеолекции, которая представлена на сайте в открытом доступе, и отметить для себя что-то новое и полезное».

Мария Ильичева

«В лекции доктор филологических наук Й. Догнал, преподаватель Института славистики Философского факультeта Унивeрситeта им. Mасарика‚ Брно (Чехия); кафедры русистики Философского факультета Университета им. св. Кирилла и Мефодия, г. Трнава (Словакия) говорит о месте человека в мире с точки зрения не только литературы, но и естественных наук.

Особый интерес представляют рассуждения Й.Догнала о Ф.М. Достоевском. Он считает, что этот писатель повлиял не только на литературу, русскую и зарубежную, но и на видение человека в этом мире. По мнению Й. Догнала, русский писатель демонстрирует нам, что душа человека – большая тайна. Субъективное восприятие мира, восстановление мира в человеческой душе не поддается математическим критериям – так считал Достоевский, по мнению Й.Догнала. Достоевский демонстрировал нам, что существует «Я», состоящее из множества частей. До Достоевского подобное сознание мы встречаем у Н.В. Гоголя в «Петербургских повестях». Именно в них постепенно появляется мотив двойничества, столько ярко проявившийся в творчестве Достоевского. Й.Догнал считает, что Достоевский опередил З.Фрейда.

В качестве итога Й.Догнал заключает, что литература – это процесс познания мира и средство рефлексии».

Полина Иванова

«Й. Догнал в лекции об антропоцентризме человека рассматривает человека во всех его взаимодействиях: человек – душа, человек – человек, человек – общество, человек – биосфера, человек – космическая энергия. Ученый рассматривает человека как центр мира, как субъект и объект всего. Основываясь на объединяющем принципе, Й.Догнал строит цепь доказательств значимости человека как части системы общества.

Просмотрев лекцию Йозефа Догнала, я задалась множеством нерешаемых вопросов:

1. Возможно ли совмещение гуманитарного и естественного направления для решения проблем, вытекающих из темы «Антропоцентризм человека»?

2. Как можно узнать о душе человека что-либо, если она не имеет счета? Не будут ли догадки ученых всего лишь субъективным восприятием человека?

3. Если невозможно высказать с помощью языка мысль в подсознании, возможно ли с помощью мышления, которое связано с языком, изучить эту мысль?

4. Если есть граница, через которую нельзя перешагнуть, то стоит ли идти к этой границе?

5. Возможно ли совместить знания каждого человека в одно при индивидуальности и субъективизме каждого? Можно ли прийти к добровольному согласию людей без компромиссов? Не является ли общее соглашение подавлением индивидуальности слабейшего сильнейшим?

6. Возможно ли разобрать вопрос об эстетичности и не эстетичности при индивидуализме каждого человека, народа, языка и мышления?

7. Как понять, что искажающее, а что составляет норму? Эти понятия возможны только в обществе. Если разрушить принцип единения людей, то эти понятия не будут существовать. А значит, при разрушении единения не сможет появиться искажающее.

Данная лекция дала мысли о возможности передачи чувств и бессмысленности человеческих стремлений.

Язык и мышление взаимосвязаны, но возможно мыслить не только с помощью слов, но и образами. Можно ли образным мышлением воспроизвести всё, что чувствуем?

Человеческая жизнь – это познание. Яблоко познания не заключается в определении зла и добра, оно заключается в постоянном желании определить, что такое добро, а что зло, и постоянной невозможности это сделать. Если мы не способны что-то понять, то создаем миф. Если мы узнаем истинную причину чего-либо, станет ли нам лучше? Не появится ли ещё больше вопросов?

Литература – постоянный процесс познания, средство заглянуть в душу. Одно из явлений литературы – душа болит. Если всё остановить – это будет означать смерть. Но если всё остановить, то душа не будет болеть, не будет постоянного желания определить, что такое добро и зло, а, значит, у человека не будет больше проблем».

Мария Славкина

«В середине мая 2016 года прошли лекции и мастер-классы доктора филологических наук Й. Догнала. На одной из лекций он затронул тему антропоцентрического подхода к изучению литературы и культуры во второй половине XX века. Антропологический подход к изучению чего-либо подразумевает направленность объекта на человека.

Таким объектом может являться и литературный текст. Й.Догнал говорил о том, что человеку необходима литература для того, чтобы понять себя и объяснить то, что может быть еще только открывается для нас в самом себе. Мне очень понравился подход лектора в понимании того, каким образом прочтение литературы влияет на человека. По мнению Й.Догнала (а он в свою очередь опирается на работы Ф.М.Достоевского, И.Л.Пригожина), бытовой язык не может выразить субъективную внутреннюю формулу человека, а в литературе можно найти более близкое выражение внутренней формы. Читатель испытывает что-то похожее, что и писатель, но выразить словами не может. Таким образом, читатель спасается от невротического состояния и напряжения «вычитывая» то, что не в состоянии сказать.

Интересна мысль Й.Догнала о том, что в современном мире человек чаще всего думает рационально, а это противоречит закону природы. А литература помогает восстановить баланс в биотической системе, развивая в нас потребность в рефлексии.

Были высказаны и другие идеи Й.Догнала, касаемо темы, но все сводилось к тому, что «всё идет от человека для человека. Лекция была интересна тем, что затрагивались вопросы, находящиеся на стыке философии и литературы».

Анна Ряскова

«Антропоцентризм стал для нас сердцевиной мира, который мы строим вокруг, и конечно же это касается не только литературы. Выбранная для лекции тема требует (как Рим – хлеба и зрелищ), настойчиво требует и широты охвата, поэтому то, что вместе с Достоевским мы слышим о Фройде, Пригожине или Потебне – несомненный плюс.

Поразительно, как за час можно очертить казалось бы необъятное – от человеческой психики до экосистемы и даже космоса. Космический масштаб присутствует и в характере лекций. Было особенно приятно услышать о физике, в частности – о диссипативных структурах, было приятно осознать, что то, что мы изучаем в ВУЗе (удивительно, но факт – филологи проходят курс по естественным наукам) пригодилось, вспомнилось, имеет свое продолжение, свою историю.

Помимо вопросов бытия мне также было интересно, пусть и вскользь, с расчетом на будущее, услышать о построении новых мифов. Это подогрело интерес в самом конце выступления, но это же породило долгие и порой неприкаянные мысли, тени которых даже сейчас кружатся в моей голове. И правда, стоит ли ожидать построения новых «мифов»? Каких моментальных богов создаем мы, нынешнее поколение? Что в мире требует своего объяснения и понимания от современного, казалось бы – передового человека? Нет покоя в думах.

Широта взгляда кончается точкой зрения: так вместе с профессором философии мы заглянули в литературный процесс и человеческое сознание, коснулись далеких холодных звезд, суперсложных систем, и в итоге осознается, что принцип единства всего мира и есть связь гуманитарных наук с естествознанием. (Субъективно, но научно). Мы коснулись и потревожили столь многое, что создается ощущение игры с огнем и это – прекрасно». 

магистратура, абитуриентам

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура бассейн вебинар видео волонтеры волонтеры СГСПУ выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ журналистика заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии иностранцы в университете интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели объявление олимпиада отчет патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика студенческий дебют студенческое телевидение телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС школьники ярмарка вакансий
Август 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх