Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

«Формальная школа: как сделано литературное произведение» — открытый семинар на кафедре журналистики СГСПУ.

7 Ноября 2019

Преподаватели кафедры журналистики решили провести нетипичный и увлекательный журналистский эксперимент, где студенты неожиданно для себя стали сценаристами и актёрами фильма. Мероприятие было посвящено 125-летию со Дня рождения писателя и ученого Юрия Николаевича Тынянова.

Фото 1.JPG

Однако необходимо изложить предысторию от Константина Сергеевича Позднякова. Всё началось с того, что представители формальной школы хотели создать из литературоведения настоящую науку с методами, где разбирались бы произведения и обсуждалась каждая деталь, рассматриваемая как определенная функция. Одна из ключевых работ формальной школы «Искусство как прием» Виктора Шкловского. Структуралисты считали, что когда мы понимаем, как устроено художественное произведение, то теоретически мы можем эту модель воплотить сами. В лекции, посвященной Тынянову, Д. Быков возмутился, объясняя, что «настоящий жилой дом невозможно понять посредством отдельных деталей (людей, в котором живут в этом доме, архитектуры, поломки дома), и если мы вместе всё соберём и опишем, то целостный дом все равно не получится». Сам Ю.Н.Тынянов иронически высказывался о методах В. Шкловского: "Он думает, что литературное произведение, как машину, можно разобрать, а потом обратно собрать, и она как-то заработает". Конечно, нельзя утверждать, что формальная школа ничего не сделала, ведь от нее мы получили лучший структурный анализ, которым пользуемся по сей день.

Вспомним, что Тынянов интересовался кино. Конечно, в то время оно было немым и черно-белым, но Юрий Николаевич всё равно смог написать такие научные работы, которые имеют вневременной статус. Он рассуждал о том, что из себя представляют «фабула» и «сюжет». Одно из его рассуждений стало отправным пунктом, чтобы придумать для студентов интересное развлечение. Ведь игра на основе одной из статей Юрия Николаевича Тынянова: «С вопросом о сюжете обстоит в кино столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, в которых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет. Фабульная схема гоголевского «Носа» до неприличия напоминает бред сумасшедшего: у майора Ковалева пропал нос, потом он очутился на Невском проспекте, потом его, когда он уже садился в дилижанс, чтобы удрать в Ригу, перехватили, и в тряпочке его принес квартальный майору. Совершенно очевидно — чтобы этот бред стал элементом художественного произведения, нужны были особые условия стиля, языка, спайки и движения материала. Когда школьников заставляют пересказывать фабулу «Бахчисарайского фонтана», забывают, что Пушкин намеренно затушевал развязку, дал ее намеком, обиняком. Разрушать этот намек в честное констатирование «факта» — значит производить наивное насилие над материалом. Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой — не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением — нарастанием и спадами стилевых масс».

Фото 2.JPG

Задание же в игре заключалось в том, что каждая команда выбирала одну из нескольких карточек, в которых даны фабульные наметки. А они, в свою очередь, взяты из классической русской литературы 19 и начала 20 века. Также студентов предупредили, что нельзя пользоваться смартфонами, потому что так будет неинтересно выполнять задание: когда будет конечный результат, ребятам предстоит угадать, что перед ними за произведение. Прежде всего, студенты должны были продумать, в каком жанре они будут исполнять произведения, как будут выглядеть персонажи, написать сценарий для эпизода фильма и отыграть его.

Фото 3.JPG

Всего было 2 команды: студенты 2 и 3 курса. На всё давалось 30 минут. 3 курс исполнял свой сценарий по фабульным наметкам Грина из произведения «Карантин», а 2 курсу досталась «Сказка о мертвом теле».

Фото 4.JPG

Хотя время было ограниченным, творческий эксперимент удался. Было весело, познавательно и задорно. Студенты, как и преподаватели, ушли с хорошим настроением.

Текст – Елизавета Кириченко, ФФ-б17Жо,

Фото – Юлия Мухамеджанова, ФФ-б18Жо

ФФ, наши преподаватели, студенты, студенческая журналистика

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура вебинар видео волонтеры выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ журналистика заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ отчет партнеры патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология работодатели расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС ЦДП школьники ярмарка вакансий
Ноябрь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
подняться наверх