Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

В СГСПУ состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве».

3 Декабря 2019

21 ноября 2018 года на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» при поддержке и участии Российской Академии Образования и ОАНО ВО «Московский психолого-социальный университет» состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве».

Проект «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», стартовавший в 2012 г., являясь продолжением проекта, включившего пять ежегодных Всероссийских научно-практических конференций под общим названием «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)» (2007-2011 гг.), объединил ученых и педагогов-практиков, в центре внимания которых находятся проблемы воспитания молодежи. Известные ученые, преподаватели СПО, высшей школы, школьные учителя, воспитатели дошкольных образовательных учреждений в выступлениях, в статьях рассматривают вопросы, связанные с социокультурным контекстом современного воспитания; с генезисом научных представлений о воспитании; с философско-этическими основами воспитания; с культурологическими и аксиологическими аспектами воспитания; с содержанием, методами и технологиями воспитания; со спецификой воспитания в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательной школе, в системе начального и среднего профессионального образования, в высшей школе; с подготовкой будущего учителя к воспитанию школьников; с актуальными проблемами молодежной субкультуры в контексте воспитания подрастающего поколения.

География проекта традиционно широка. Заочное участие в работе конференции приняли работники образования из Москвы, Самары и Самарской области, а также из Белгорода, Екатеринбурга, Калуги, Мурманска, Нижнего Новгорода и других городов.

В рамках конференции были представлены доклады ученых и практиков из Москвы, Самары, Мурманска, Нижнего-Новгорода, Калининграда.

Конференция.JPG

Конференция традиционно открывалась теоретическим докладами, содержащими размышления ученых о том, что же такое воспитание, каким образом оно трансформируется в современном меняющемся мире, на каких ценностных основаниях оно базируется. Именно этим вопросам был посвящен доклад доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, профессора кафедры педагогики и психологии Оксаны Константиновны Поздняковой «О нравственном воспитании студентов вуза».

Позднякова О.К..JPG

В докладе доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и психологии Евгении Ивановны Тихомировой «Современные проекты воспитания в практике образовательных учреждений» были обозначены три основных направления работы, на которых сделан акцент в воспитательном процессе – это работа с семьей обучающегося, самореализация подрастающего человека в условиях меняющегося мира и технологии взаимодействия с подростками. По мнению Евгении Ивановны, современные молодые люди похожи на рюкзаки, которые висят на плечах родителей, потому что те взяли на себя слишком много ответственности за воспитание детей, не оставив им пространства для организации собственной жизнедеятельности. Важно нацелить ребенка на самовоспитание, чтобы он стал «сам себе режиссером» своей жизни, при этом необходимо, чтобы отношения учителя, ребенка и родителя были не противодействием, а взаимодействием, в котором будут работать такие механизмы, как узнал – расскажу, увидел – покажу, задумался – решил.

Тихомирова Е.И..JPG

В выступлениях других участников конференции были рассмотрены различные проблемы воспитания студентов и школьников с точки зрения педагогов-практиков.

Так, в сообщении Елены Ивановны Соболевой, ассистента кафедры разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений Самарского государственного технического университета было уделено внимание такому важному вопросу, как формирование инженерной этики у студентов технического вуза. По мнению докладчика, изучение основ философии И. Канта, Д. Белла, М.А. Розова и др. поможет сформировать в будущих инженерах способность ставить интересы безопасности при строительстве и эксплуатации объектов выше собственных интересов, а также будет способствовать формированию честного, беспристрастного, толерантного, критичного к самому себе, развивающегося и развивающего престиж своей организации будущего инженера.

Соболева Е.И..jpg

Вопросам формирования ключевых компетенций на уроках и во внеурочной деятельности и развития лидерских качеств школьников были посвящены доклады Натальи Николаевны Пекарш и Светланы Владимировны Хожателевой, представлявших на конференции МБОУ Школу №157 г.о. Самара.

Ключевые компетенции в современной школе, по мнению Натальи Николаевны Пекарш, – это прежде всего умения и в меньшей степени – знания. Умения ребенка учиться, разбираться в трудностях современного мира, решать вопросы профессионального самоопределения и др. Они носят надпредметный характер и реализуются на трех уровнях – применение, использование и обогащение, что соответствует младшему, среднему и старшему звену обучения. Формировать ключевые компетенции – значит учить ребенка находить выходы в разных ситуациях. Это можно делать как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности посредством таких форм работы, как проекты, сюжетные игры, флешмобы и т.д.

Пекарш Н.Н..JPG

В докладе Светланы Владимировны Хожателевой был представлен опыт работы МБОУ Школы №157 по развитию лидерских качеств школьников путем ведения рейтинговой активности классных коллективов в рамках реализации практик РДШ. Очень важно, чтобы каждый ребенок в современном мире мог ощутить успех. Успех побеждает страх. Успех позволяет двигаться дальше. Цель школьного проекта заключается в воспитании активной личности и развитии коммуникативных качеств школьников. Для достижения этой цели в школе создана система рейтинговой активности классов, которая позволяет выстроить отношения здоровой конкуренции среди ребят. Ежегодно работа начинается с выборов Президента школы, в которых может принять участие любой ученик 7-11 классов, представивший свою программу развития школы. Затем наступает этап формирования школьного парламента, в который избираются лидеры классных коллективов. Они приходят в этот выборный орган с предложениями от своих одноклассников и обозначают, по какому направлению, из предложенных РДШ в этом году, будет работать их класс. Таким образом, за классом закрепляется какое-то ведущее направление деятельности, и затем в течение года модераторами из 10-11 классов ведется рейтинг каждого классного коллектива среднего и старшего звена школы. Этот опыт школа реализует второй год, и организаторы надеются, что в этом году сумеют добиться еще более значимых результатов в деле сплочения школьных коллективов, ведь успешным может быть любой ребенок.

Хожателева С.В..JPG

Большой интерес вызвал доклад Светланы Сергеевны Мишиной, работающей над проблемой изучения суицидального риска у современных подростков. Она познакомила участников конференции с результатами своего исследования, в котором приняли участие 153 подростка, в возрасте 14-17 лет, среди которых 24 человека вошли в группу риска. К причинам, побуждающим подростков к суициду, докладчик отнесла сверхконфликтность, неустойчивость психики и депрессивность, фатальное чувство взрослости, экзистенциальный вакуум и бесконтрольность. Светлана Сергеевна также рассказала о своем опыте практической работы с подростками, о тех занятиях, которые помогают ребятам осознать проблему, проговорить ее со взрослым, поскольку важны даже не сами события, которые с ними происходят, а мысли об этих событиях. Именно такая работа с психологами позволит, по мнению докладчика, помочь подросткам не «купаться» в своих эмоциях отчаяния и одиночества и не впадать в крайности.

Мишина С.С..jpg

Выступление учителя физической культуры ГБОУ ООШ пос. Верхняя Подстепновка Самарской области Надежды Игоревны Бикуловой было посвящено теме изучения эстетических вкусов младших подростков в контексте физической культуры. Надежда Игоревна рассказала о своем исследовании, проведенном с обучающимися 5-6 классов, и его результатах. Эстетическая воспитанность школьников складывается из широты эстетических знаний и устойчивости эстетических вкусов и потребностей, которые могут быть сформированы на трех уровнях – констатирующем, анализирующем и гармоничном. Проведенное исследование показало, что высокого уровня развития эстетической воспитанности достигли 13% опрошенных учеников, что позволяет утверждать важность и необходимость этой работы учителя физической культуры, поскольку, когда человек здоров, он – красив.

Бикулова Н.И..JPG

Многолетняя традиция обсуждения докладов участниками конференции продолжилась и в этом году. Вновь получилась интересная дискуссия, позволившая докладчикам более широко посмотреть на представляемые ими проблемы, а аудитории получить ответы на интересующие вопросы.

Участники конференции1.JPG
Участники конференции2.JPG

Подводя итоги конференции, заведующий кафедрой педагогики и психологии, доктор педагогических наук, профессор Алла Львовна Бусыгина, подчеркнув, что воспитание играет значительную роль в духовном обновлении общества, в сохранении и созидании его нравственных ценностей, в утверждении в обществе идеалов нравственности, отметила высокий уровень прозвучавших докладов и поблагодарила участников конференции за их неравнодушие и интерес к такой актуальной для современного российского общества проблеме, как проблема воспитание подрастающих поколений.

VII Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» продолжает цикл конференций, объединенных одной темой, но посвященных самым различным аспектам проблемы воспитания человека.

Подготовка к новой (VIII) конференции «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» уже началась. Традиционно планируется проведение конференции на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет» (организатор кафедра педагогики и психологии). Предложения и пожелания можно присылать по электронной почте: msubcultura@mail.ru.


конференция

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура вебинар видео волонтеры выпускники выставка газета грант день открытых дверей День победы ЕГФ журналистика заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология работодатели расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика студенческий дебют телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС ЦДП школьники ярмарка вакансий
Май 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
подняться наверх