Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Современный учитель: образ профессии.

19 Ноября 2008

В российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. В 2001 и 2004 гг. это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 года (период, когда активно "набирал обороты" национальный проект "Образование") - 17%; по данным последнего опроса, число "отзывчивых" к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение - что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг.) такую точку зрения разделяли 82-83% респондентов, то летом 2006 года оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.

Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, в начале 2006 года, когда "стартовал" национальный проект "Образование", о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, а "хорошо" его оценивали 10% респондентов. Сегодня доля ответов первого типа сократилась на 10 п.п., а второго - увеличилась на 8 п.п. (соответственно, характеризует ситуацию как плохую каждый четвертый - 26%, как "хорошую" - почти пятая часть респондентов - 18%). Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы "удовлетворительно" (41 и 37% соответственно); затруднились оценить школьную ситуацию 15% (примерно столько же - весной 2006 года).

В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего ее оценивают на "удовлетворительно" (42% сегодня, 45% - три года назад). "Хорошие" и "отличные" оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад - 33%), "плохие" и "очень плохие" - 12% (в октябре 2005 - 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.

Отвечая на открытый вопрос "Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?", респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей ("необразованные учителя"; "если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?"; "потому что их в свою очередь плохо учили - и они ничему не могут научить"); об отсутствии у них подлинного призвания и "равнодушном отношении к детям и работе"; о том, что "как и все, учителя продаются и покупаются" и "думают только о деньгах" (в каждом случае - по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.

В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня - 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.

На таком же статистически незначимом уровне находится и динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. - 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. - 24%).

Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления ("лучше" и "хуже") высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в "узко-воспитательном разрезе" - с точки зрения реализации его педагогической миссии, - то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села - 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня).

По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем - люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей ("пожилые ушли. Сейчас новое поколение"; "в школу идут современные прогрессивные люди") и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: "в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу"; "они уже сейчас проходят обучение в институтах"; "хорошо образованы учителя сейчас"). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей "жизнь заставляет идти в ногу со временем". Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%).

Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. В их аргументации, так же, как и у их оппонентов, преобладали ссылки на возраст - в данном случае пожилой: "только бабушки в школах работают" (7%). Говорилось и о низком профессиональном и культурном уровне учителей ("без образования некоторые учителя"; "если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?"; "книг не читают, не стараются больше узнать" - 3%), на их приверженность старым, "дедовским" методикам обучения ("боятся всего нового, работают по старинке"; "они не доходят до прогрессивных технологий"; "это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями" - 2%). В некоторых ответах опять прозвучала тема оплаты учительского труда, которая, по мнению респондентов, не способствует притоку в эту профессию людей современного склада: "современные люди идут в более высокооплачиваемые места" (2%).

Таким образом, россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники (54%). Тех, кто отвергает подобное мнение, значительно (в два с половиной раза) меньше - 20%; каждый четвертый (26%) затруднился ответить на этот вопрос.

Открытый вопрос позволил уточнить, в каких именно вопросах школьники, по мнению респондентов, более компетентны, нежели их учителя. Как и следовало ожидать, это прежде всего сфера новых информационных технологий (компьютер, Интернет, информатика). В той или иной форме об этом сказал каждый третий респондент (32%). О более высоком уровне технической грамотности школьников упомянули 8% респондентов ("в высоких технологиях"; "техника современная"; "технически грамотнее" и т. п.).

Реже звучали ответы, в которых респонденты говорили о более высокой "социальной компетентности" детей ("в современных условиях жизни"; "в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир"; "в современной жизни людей"), об их сексуальной просвещенности и ряде других вопросов.

Анализ ответов респондентов, имеющих в числе близких родственников детей школьного возраста (таковых в нашей выборке 55%), показал, что их оценки и мнения не сильно отличаются от ответов тех, кто не имеет родственников-школьников. Единственное статистически значимое отличие, которое фиксируется по всем вопросам, - это доля "затруднившихся ответить" (как и следовало ожидать, она выше среди тех, кто не имеет детей, внуков, братьев, сестер и пр. школьного возраста).

Ирина Шмерлина

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура бассейн вебинар видео волонтеры волонтеры СГСПУ выпускники выставка газета грант день открытых дверей день памяти День победы ЕГФ журнал заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии иностранцы в университете интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра иностранных языков КДО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели объявление олимпиада отчет партнеры патент праздник практика презентация профком профком студентов психологи психология работодатели расписание вступительных экзаменов в аспирантуру расписание кандидатских экзаменов русский язык по средам СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС школьники ярмарка вакансий
Ноябрь 2018
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх