Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Современный учитель: образ профессии.

19 Ноября 2008

В российском обществе укрепляется впечатление, что государство уделяет достаточно внимания школьным проблемам. В 2001 и 2004 гг. это мнение разделял один из каждых десяти респондентов, летом 2006 года (период, когда активно "набирал обороты" национальный проект "Образование") - 17%; по данным последнего опроса, число "отзывчивых" к государственным усилиям респондентов составляет сегодня 29%. Одновременно все меньшую поддержку находит обратное мнение - что государство уделяет школе недостаточно внимания. Если в первых замерах (2001 и 2004 гг.) такую точку зрения разделяли 82-83% респондентов, то летом 2006 года оно прозвучало в ответах 65% респондентов, а сегодня его придерживаются 55% опрошенных.

Произошли определенные перемены и в оценках положения дел в российской школе. Так, в начале 2006 года, когда "стартовал" национальный проект "Образование", о плачевном положении дел в среднем образовании говорили 36%, а "хорошо" его оценивали 10% респондентов. Сегодня доля ответов первого типа сократилась на 10 п.п., а второго - увеличилась на 8 п.п. (соответственно, характеризует ситуацию как плохую каждый четвертый - 26%, как "хорошую" - почти пятая часть респондентов - 18%). Впрочем, и сегодня, как два с половиной года назад, преобладают ответы "удовлетворительно" (41 и 37% соответственно); затруднились оценить школьную ситуацию 15% (примерно столько же - весной 2006 года).

В оценках качества работы школьных учителей практически ничего не изменилось. Чаще всего ее оценивают на "удовлетворительно" (42% сегодня, 45% - три года назад). "Хорошие" и "отличные" оценки выставляют в общей сложности 29% респондентов (три года назад - 33%), "плохие" и "очень плохие" - 12% (в октябре 2005 - 8%); 17% затруднились оценить, как преподаватели справляются со своими обязанностями.

Отвечая на открытый вопрос "Почему учителя сегодня плохо справляются со своими обязанностями?", респонденты говорили о низком профессиональном уровне сегодняшних преподавателей ("необразованные учителя"; "если учитель русского языка пишет с ошибками, то о чем говорить?"; "потому что их в свою очередь плохо учили - и они ничему не могут научить"); об отсутствии у них подлинного призвания и "равнодушном отношении к детям и работе"; о том, что "как и все, учителя продаются и покупаются" и "думают только о деньгах" (в каждом случае - по 3%). Отдельные респонденты сделали акцент на низкой зарплате школьных работников, падении авторитета учителя и прочих обстоятельствах.

В ответах на вопросы, прямо или косвенно отражающие привлекательность учительской профессии в глазах сегодняшнего российского общества, больших изменений за последние несколько лет не произошло. Так, каждый второй россиянин считает, что профессия учителя не пользуется уважением, и хотя два с лишним года назад об этом говорили несколько чаще (55%), снижение доли подобных ответов не выходит за пределы статистической погрешности. Аналогично интерпретируется динамика позитивных ответов: два года назад авторитет учительской профессии признавали 33%, сегодня - 39% наших сограждан. На основании этих данных можно говорить о слабовыраженной тенденции к повышению престижа учительской профессии, но не более того.

На таком же статистически незначимом уровне находится и динамика массовых представлений о профессии учителя с точки зрения ее субъективной привлекательности для людей, в ней занятых. Так, по данным последнего опроса, 46% респондентов высказали предположение, что учителям их профессия нравится. Два с лишним года назад такие ответы давались чуть реже (43%). Более четверти участников опроса (27%) полагают, что учителям их профессия не нравится (в 2006 г. - 33%), столько же (27%) затруднились ответить на вопрос (в 2006 г. - 24%).

Что касается привлекательности учительской профессии в материальном плане, то большинство респондентов оценивают ее на среднем уровне: по мнению 69% опрошенных, учителя в целом живут не лучше и не хуже большинства россиян. Полярные представления ("лучше" и "хуже") высказывались реже (в 9 и 15% случаев соответственно). Заметим, что именно в этом вопросе проявилась динамика, которую нельзя вписать в границы статистической погрешности. Так, доля людей, рассматривающих учителей как финансово обездоленную категорию российского населения, с июля 2006 г. уменьшилась на 11 п.п., а доля тех, кто считает, что материальное положение учителя соответствует среднероссийскому уровню, выросла на 15 п.п.

Если говорить об авторитете учителя не в общесоциальном плане, а в "узко-воспитательном разрезе" - с точки зрения реализации его педагогической миссии, - то данные опроса позволяют предположить, что в целом он невысок. Лишь четвертая часть респондентов (27%) полагают, что сегодняшний российский учитель оказывает значительное влияние на взгляды детей (чаще других так считают жители села - 35%). Треть респондентов (33%) считают, что это влияние незначительно, а примерно каждый пятый (18%) вообще отказывает учителям в таком влиянии. При этом подавляющее большинство респондентов (86%) заявляют, что учителя, помимо преподавания своего предмета, должны формировать взгляды, социальное мировоззрение, отношение детей к жизни (противоположного мнения придерживаются 7%). Убеждение в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилось в массовом сознании (примечательно, что три года назад анализируемый вопрос дал точно такое же распределение мнений, что и сегодня).

По мнению 40% респондентов, сегодняшние учителя в большинстве своем - люди современные, прогрессивные. Объясняя, почему они так думают (вопрос задавался в открытой форме), по 9% респондентов говорили о притоке в школу молодых учителей ("пожилые ушли. Сейчас новое поколение"; "в школу идут современные прогрессивные люди") и о хорошей подготовке сегодняшних учителей (опять-таки имея в виду прежде всего молодых педагогов: "в институтах же молодых учителей учат новому, прогрессивному, это они и приносят в школу"; "они уже сейчас проходят обучение в институтах"; "хорошо образованы учителя сейчас"). Достаточно часто (тоже 9%) звучало мнение, что преподавателей "жизнь заставляет идти в ногу со временем". Некоторые респонденты конкретизировали его, говоря об освоении учителями азов компьютерного дела (3%).

Мнение о том, что среди сегодняшних российских педагогов больше людей несовременных, отсталых, высказали 17% респондентов. В их аргументации, так же, как и у их оппонентов, преобладали ссылки на возраст - в данном случае пожилой: "только бабушки в школах работают" (7%). Говорилось и о низком профессиональном и культурном уровне учителей ("без образования некоторые учителя"; "если сами плохо объясняют детям, то как их еще назвать?"; "книг не читают, не стараются больше узнать" - 3%), на их приверженность старым, "дедовским" методикам обучения ("боятся всего нового, работают по старинке"; "они не доходят до прогрессивных технологий"; "это прошлое поколение, оно не стремится обладать новыми технологиями" - 2%). В некоторых ответах опять прозвучала тема оплаты учительского труда, которая, по мнению респондентов, не способствует притоку в эту профессию людей современного склада: "современные люди идут в более высокооплачиваемые места" (2%).

Таким образом, россияне чаще причисляют учителей к категории людей, идущих в ногу со временем, нежели к отсталому, несовременному социальному слою. В то же время многие признают, что в ряде вопросов сегодняшней жизни школьники разбираются лучше, чем их наставники (54%). Тех, кто отвергает подобное мнение, значительно (в два с половиной раза) меньше - 20%; каждый четвертый (26%) затруднился ответить на этот вопрос.

Открытый вопрос позволил уточнить, в каких именно вопросах школьники, по мнению респондентов, более компетентны, нежели их учителя. Как и следовало ожидать, это прежде всего сфера новых информационных технологий (компьютер, Интернет, информатика). В той или иной форме об этом сказал каждый третий респондент (32%). О более высоком уровне технической грамотности школьников упомянули 8% респондентов ("в высоких технологиях"; "техника современная"; "технически грамотнее" и т. п.).

Реже звучали ответы, в которых респонденты говорили о более высокой "социальной компетентности" детей ("в современных условиях жизни"; "в житейских делах, в своих взглядах на окружающий мир"; "в современной жизни людей"), об их сексуальной просвещенности и ряде других вопросов.

Анализ ответов респондентов, имеющих в числе близких родственников детей школьного возраста (таковых в нашей выборке 55%), показал, что их оценки и мнения не сильно отличаются от ответов тех, кто не имеет родственников-школьников. Единственное статистически значимое отличие, которое фиксируется по всем вопросам, - это доля "затруднившихся ответить" (как и следовало ожидать, она выше среди тех, кто не имеет детей, внуков, братьев, сестер и пр. школьного возраста).

Ирина Шмерлина

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх