Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Об участии Самарского РО ВПС в общероссийской телеконференции

10 Июня 2009

9 июня 2009 года в зале заседаний Ученого совета Самарского государственного университета состоялась телеконференция, посвященная обсуждению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования. Инициатором конференции выступила Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание», региональное отделение которой возглавляет ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) Игорь Владимирович Вершинин.

В конференции приняли участие ученые, педагоги-практики, представители общественности из разных городов России: Москвы, Смоленска, Рязани, Калуги, Вязьмы и др. Самарскую аудиторию представляли ректор Самарского государственного университета, секретарь политсовета Самарского регионального отделения ВПП «Единая Россия» И.А. Носков, ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии И.В.Вершинин, проректор ГОУ ВПО «Самарский государственный областной университет (Наяновой)» С.В.Симак, Президент областного фонда развития образования «ЭКОС» С.В. Лебедянцев, декан факультета начального образования ПГСГА, зав. кафедрой математики, естествознания и методики их преподавания, профессор Н.Г. Кочетова, директор Самарского филиала Московского государственного университета технологий и управления Ю.И. Мартьянова, зав. кафедрой педагогики и психологии начального обучения ФНО ПГСГА С.А.Севенюк, преподаватели СамГУ и ПГСГА, руководители и преподаватели образовательных учреждений общего образования.

ФГОС начального общего образования принимается на альтернативной основе. Российской педагогической общественности предложены для общественной экспертизы следующие варианты стандартов:

· проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика»;

· проект Института повышения квалификации и Института развития регионального образования Свердловской области;

· проект Института стратегических исследований в образовании РАО.

Проекты Федеральных ГОС начального общего образования представляют нормы, устанавливаемые современным законодательством РФ в области образования. В основе построения представленных для рецензирования стандартов в целом лежит системно-деятельностный подход.

В проектах стандарта нового поколения четко сформулированы требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, структуре и условиям его организации, учитывающим возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.

В представленных проектах стандарта прописаны результаты формирования основ умения учиться, способности к организации учебной деятельности, взаимодействия с учителем и сверстниками в учебном процессе; все это соотнесено с предметным содержанием учебной деятельности.

Как показало обсуждение, ученым и учителям начальных классов Самарского региона (как и всех регионов, участвующих в обсуждении), в большей степени импонирует стандарт, представленный Институтом стратегический исследований в образовании РАО.

Он содержит конкретные ориентиры и направления развития начального образования. Именно в нем, как отметила декан факультета начального образования ПГСГА, зав. кафедрой математики, естествознания и методики их преподавания, профессор Н.Г. Кочетова, впервые отражены все стороны образовательного процесса в их взаимодействии и взаимозависимости:

· представлены требования, отражающие содержательную, процессуальную и операциональную стороны учебного процесса;

· отражены элементы научного знания ценностно-мировоззренческого и методологического характера, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуре.

В связи с новыми Постановлениями Правительства РФ впервые указаны требования к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Вместе с тем, участники телеконференции выразили некоторые пожелания:

· внести больше конкретики в характеристику линий преемственности между дошкольным и начальным образованием (знаниевый компонент, общеучебные действия и пр.);

· в программе формирования универсальных учебных действий выделить этапы для разных звеньев образования (мы не забываем о непрерывности образования, но выделение этапов необходимо для практической реализации программы).

При обсуждении стандартов зав. кафедрой педагогики и психологии начального обучения ФНО ПГСГА С.А.Севенюк отметила, что наряду с учебной работой уделено внимание внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста (в каждом классе отведены часы), где определены личностные, метапредметные результаты.

Если обобщить опыт регионов, те ресурсы, которые существуют и апробированы, возможно создать объединенный банк педагогической информации по направлениям внеучебной деятельности.

К примеру, на базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии апробирована программа «Сказкотерапия в начальной школе», в рамках проекта «Достойные граждане великой страны», реализованного в Самарской области при взаимодействии органов управления образованием, науки, государственных структур и ВПП «Единая Россия». Эта комплексная программа позволяет решать как специфические задачи начальной школы в современных условиях, так и проблемы, возникающие у современных детей дошкольного возраста.

Были и более конкретные выступления. Так, доцент кафедры математики, естествознания и методики их преподавания факультета начального образования ПГСГА С.П. Зубова выразила удовлетворение, что наряду с главным документом – ФГОС начального общего образования, детально разработаны приложения, конкретизирующие и поясняющие буквально все положения проекта стандарта. Но объем приложений избыточен. Хотелось бы, чтобы методологическая и методическая часть их была сужена до рамок начального общего образования.

С.П.Зубова отметила, что желательно детализировать шкалы для критериев оценки сформированности универсальных учебных действий для разных ступеней образования. Так, например, одно из важнейших учебных действий - анализ. На каком уровне должен он быть сформирован у выпускников начальной школы? Какой вид анализа? Возникает еще ряд подобных вопросов.

Среди выступающих были проректор ГОУ ВПО «Самарский государственный областной университет (Наяновой)» С.В. Симак, директор МОУ Елховская СОШ и другие участники круглого стола.

После завершения телеконференции разговор продолжился за круглым столом. Участники высказали мнение о целесообразности организации для подготовки учителя начальных классов к работе по новым стандартам курсов повышения квалификации в рамках именного образовательного чека «Реализация стандартов нового поколения в условиях современной школы».

Единодушным было мнение, что педагоги и ученые должны принять активное участие в обсуждении ФГОС начального общего образования (подробно с ними можно познакомиться на сайте министерства образования и науки РФ), ведь по ним будут учить наших детей, а за ними – будущее России…

Участники телеконференции выразили благодарность ректору Самарского государственного университета И.А. Носкову за предоставленную техническую возможность участия в диалоге с другими городами России.

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх