Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Материалы круглого стола

30 Июня 2009

30 июня 2009 года на базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (ПГСГА) состоялся круглый стол «Педагогический вуз – школе», организованный Самарским региональным отделением ВПС и учебно-методическим советом академии, в состав которого входят руководители различных структур (факультетов и кафедр вуза) и ведущие преподаватели ПГСГА.

Тематика круглого стола «Педагогический вуз – школе» в свете актуальных проблем модернизации образования имеет особую практическую значимость. Поэтому на это заседание были приглашены руководители и преподаватели образовательных учреждений среднего общего образования г.о. Самара и Самарской области, специалисты органов управления образованием территориальных образовательных округов Министерства образования и науки Самарской области, руководители местных отделений и члены ВПС, представители педагогической общественности.

Открыл заседание круглого стола руководитель Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», ректор ПГСГА, профессор Игорь Владимирович Вершинин.

В своем выступлении Игорь Владимирович отметил, что сегодня статус государства определяется его интеллектуальным потенциалом. В условиях инновационной экономики образование - это важнейший ресурс развития нации, и от его успешного развития зависит наше будущее - и нашей страны в целом, и наших детей.

Не секрет, что в 90-е годы XX века отечественное образование переживало не самые лучшие времена, что привело к снижению международного авторитета национальной образовательной системы, к снижению престижа профессии преподавателя, педагога. Негативные демографические тенденции в стране еще более обострили ситуацию в образовательной сфере Российской Федерации.

И сегодня России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований.

Именно поэтому от высшего профессионального образования прежде всего ждут адекватной кадровой и инновационной отдачи. Вполне очевидно, что педагогические вузы должны быть заинтересованной стороной в сотрудничестве со средней школой: помогать ей как развитием педагогической науки, новых методик, так и переподготовкой и повышением квалификации кадров для школы.

И, следовательно, основная деятельность педагогических вузов, являющихся в этой сфере главной лабораторией подготовки кадров для образовательных учреждений, должна быть ориентирована на реализацию непрерывной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации и консультирования специалистов для инновационной деятельности в сфере образования.

В условиях усложнения педагогической деятельности и повышения социальных ожиданий к личности современного педагога педагогический вуз должен выступать в качестве центрального элемента системы непрерывного педагогического образования, обеспечивая эффективный профессиональный отбор и педагогическую подготовку будущих учителей, формирование их общей культуры и гражданской зрелости.

Сегодня ГОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» - крупнейший в регионе (об этом свидетельствует и новое название) научно-образовательный и культурно-просветительский центр. В настоящее время в вузе открыты 12 факультетов; по 30 образовательным программам обучаются около 10 тысяч студентов всех форм обучения. Каждая из новых специальностей, открытых в вузе, появилась в результате глубокого изучения уровня ее востребованности на рынке труда.

При этом вуз имеет традиционно крепкие связи с учреждениями среднего (полного) общего образования. Эти связи стали еще крепче с момента создания Самарского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание». Самарское региональное отделение совместно с Министерством образования и науки, областной организацией профсоюза работников народного образования и науки, профессорско-преподавательским составом ПГСГА выступает инициатором мероприятий на региональном уровне.

Конференции Самарского РО ВПС, проводимые на базе вуза, стали площадкой для обсуждения актуальных проблем современного образования педагогами и руководителями системы образования Самарской области, педагогической общественностью. С инициативой обсуждения проблем сопровождения инновационной деятельности педагогов в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в свое время выступила руководитель местного отделения ВПС Северо-Западного округа Самарской области, руководитель Красноярского ресурсного центра Ольга Владимировна Низамутдинова. В продолжении темы обсуждалась и роль ресурсных центров в сопровождении и развитии инновационной деятельности педагогов. Обсуждение этих проблем иницииоровала руководитель ресурсного центра Поволжского образовательного округа министерства образования и науки Самарской области Ольга Ивановна Парфенова.

Опыт реализации ПНП «Образование» в Южном округе министерства образования и науки Самарской области представляла главный специалист отдела развития образования, председатель местного отделения ВПС Южного округа министерства образования и науки Самарской области Ирина Владимировна Швецова. Свой опыт представляли руководители образовательных учреждений городского округа Самара и Самарской области.

Не оставались в стороне ученые, руководители факультетов и кафедр, преподаватели нашего университета.

Знаковой стала региональная конференция, проводимая ВПС на базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии «Современная школа и гражданское общество», поскольку в современном обществе обострилась проблема воспитания граждан, способных укреплять российскую государственность в условиях многонационального и все более расслаивающегося общества; подготовки подрастающего поколения к жизни в новых социально-экономических реалиях, обеспечения социализации школьников через формирование норм общественного поведения.

Педагоги и общественность региона изучали опыт формирования активной гражданской позиции школьников Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области), который представлял руководитель местного отделения ВПС Отрадненского округа Самарской области Анатолий Вячеславович Нуждин.

Одним из направлений совместной деятельности регионального отделения и педагогического вуза является представление и распространение опыта Самарских педагогов на региональном и российском уровне. Этому был посвящены конкурсы:

· «Мои инновации в образовании» (сентябрь, 2007 г.);

· «Лучший директор ОУ: развитие управляющих и попечительских советов» (февраль, 2008 г.);

· «Лучший молодой директор ОУ» (апрель, 2009 г.).

При поддержке МОиН Самарской области, преподавателей Поволжской государственной социально-гуманитарной академии были проведены творческие конкурсы для школьников «Первый спутник – космический прорыв России», «Наследники Гагарина», «Эрудит.ru».

Поддерживая деятельность Всероссийского педагогического собрания, профессорско-преподавательский состав Поволжской государственной социально-гуманитарной академии получил уникальную возможность принимать участие в обсуждении актуальных проблем современной школы с педагогами и представителями общественности различных регионов нашей страны. Так, 9 июня 2009 года в рамках Всероссийской телеконференции состоялось обсуждение проектов Федерального государственного стандарта начального общего образования. В конференции приняли участие ученые, педагоги-практики, представители общественности из разных городов России: Москвы, Смоленска, Рязани, Калуги, Вязьмы и др.

О различных моделях и перспективах взаимодействия Поволжской государственной социально-гуманитраной академии с образовательными учреждениями и органами управления образованием Самаркой области рассказала проректор по учебно-методической работе Ирина Ивановна Ильина.

Так, в своем докладе И.И. Ильина отметила, что образовательные учреждения на основе долгосрочных договоров предоставляют базы для прохождения студентами различных видов практики, выступают экспериментальными площадками для апробации результатов научно-исследовательской работы преподавателей кафедр и студентов. На базе Поволжской государственной социально-гуманитарной академии проходят ежегодно повышение квалификации сотни работников образовательных учреждений города и области.

Сегодня, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», связи с ОУ содержательно обновляются. Научно-методические разработки преподавателей университета проходят апробацию и активно внедряются в различных образовательных учреждениях губернии, поскольку имеют высокую практическую ценность. Ученые вуза активно участвуют в руководстве реализацией инновационных образовательных программ образовательных учреждений, направленных на внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс.

В плане развития педагогической науки и активного внедрения научных разработок в практику образовательных учреждений в ПГСГА есть, в определенном смысле, региональные «монополисты».

Систематическую методическую помощь по вопросам культурологического, историко-теоретического, исполнительского, художественно-графического, хореографического и психолого-педагогического полихудожетвенном воспитании школьников Самарской области различным образовательным учреждениям оказывают кафедры факультета художественного образования. Так, кафедра педагогики и психологии художественного образования подготовила ряд пособий «Формирование коммуникативной компетенции младших школьников», «Совершенствование профессиональной культуры учителя музыки», «Совершенствование мастерства педагогического взаимодействия педагога и обучающихся в системе дополнительного образования детей» и др.

Кафедра фортепиано, кафедра хорового дирижирования и сольного пения, кафедра истории и теории музыки, кафедра культурологи ведут активную работу по повышению квалификации педагогов, ведут культурно-просветительскую деятельность, активно привлекая для этого студентов.

Целенаправленную методическую помощь учителям русского языка и литературы оказывают ученые филологического факультета. Так, профессор Ирина Викторовна Рогожина возглавляет кафедру преподавания русской словесности в МОУ гимназия №1 г.о. Самара, доцент А.Ю. Грачев руководит научным кружком для школьников «Русская словесность», профессор Т.А. Якадина является рецензентом авторских программ учителей. Доцент Н.Б. Алдонина руководит исследовательскими работами школьников, вводя их в мир науки.

Профессором Н.А. Бодровой выпущены пособия «Лирика И.Ф. Анненкова в выпускном классе», «Лирика Ф.И.Тютчева и А.А. Фета в 10-ом классе», «Роман М.А.Шолохова «Тихий Дон» в выпускном классе» и др., ориентированные на повышение качества подготовки выпускников в области филологического образования. И.В. Рогожиной готовится к печати хрестоматия «Самарский словесный фольклор на уроках литературы в школе».

Преподаватели кафедр одного из крупнейших факультетов академии – факультета математики, физики и информатики имеют проверенные временем связи с образовательными учреждениями города и области. Например, старший преподаватель кафедры Ю.С.Шатрова является научным руководителем программы развития МОУ СОШ №3 г.Октябрьска «Оптимизация образовательного процесса через личностно-ориентированное обучение».

Проблемы современного математического образования, подготовки и проведения ЕГЭ, внедрения новых информационных технологий обсуждаются специалистами кафедр ФМФИ совместно с преподавателями школ на регулярно проводимых круглых столах, семинарах, конференциях. Более 30 учебных и методических пособий подготовлено учеными ФМФИ для педагогов и школьников.

Тесные связи с образовательными учреждениями области имеет и экономический факультет ПГСГА. Так, профессор В.А.Крючкова, начиная с 1994 года, активно разрабатывает тематику экономического образования школьников. Ей подготовлен ряд учебно-методических изданий по данной проблеме. В 2008 году кафедрой экономических наук подготовлено учебно-методическое пособие «Организация финансово-хозяйственной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях».

Нельзя не отметить работу преподавателей факультета иностранных языков по совершенствованию содержания и методов языковой подготовки современных школьников. На базе ПГСГА и в различных ОУ города и области проведен ряд семинаров и круглых столов по различной тематике: «Современные образовательные технологии в преподавании английского языка (доцент кафедры английского языка Е.Р.Левенкова), «Проектирование в учебной деятельности», «Планирование эффективного урока» (ст. преподаватель кафедры английского языка К.Н.Мочалина), «Межкультурная коммуникация и возможность ее формирования на уроках иностранного языка в средней школе», «Подготовка и проведение ЕГЭ по английскому языку» (ст.преподаватель английской филологии Е.Г. Марусева). Пособия и учебники, выпущенные преподавателями факультета, ориентированы на повышение качества образовательного процесса в общеобразовательной школе.

Традиционным для этого факультета является участие в проведение курсов повышения квалификации, например, Летней академии для учителей немецкого языка. И уже с 1998 года на кафедре немецкого языка ведутся 2-х годичные очно-заочные курсы повышения квалификации учителей немецкого языка по материалам Немецкого культурного центра имени Гёте (Т.С.Иванова, С.И. Малышева, О.В.Адоевская). Регулярно проводятся семинары для учителей французского языка.

Г.М.Дудниковой разработана программа повышения квалификации учителей английского языка «Формирование коммуникативных умений в контексте требований ЕГЭ». Кстати, экспертами ЕГЭ являются 18 преподавателей факультета иностранных языков.

Особый интерес вызывают совместные проекты преподавателей факультета и ОУ по обучению иностранным языкам: для СОМЛИ разработаны программы спецкурсов по страноведению и зарубежной литературе (Е.Г. Марусева), проект «Творческая работа с художественным текстом на немецком языке» реализуется в ряде ОУ, включая МОУ СОШ №133, 29, 54, 12, 144, 36, гимназия №4, «Перспектива».

Преподаватели межфакультетской кафедры иностранных языков также уделяют серьезное внимание работе различного рода методических объединений, поднимая актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам: «Языковой портфель» как средство повышения мотивации при изучении английского языка в начальной школе», «Инновационные подходы при изучении грамматики английского языка в начальной школе», «Подвижные игры на уроках английского языка как средство формирования лексических навыков у младших школьников» и т.п.

Кроме того, преподаватели кафедры активно привлекают школьников города и области к участию в студенческой научно-практической конференции «День науки».

Масштабное педагогическое исследование с целью разработки, апробации здоровьесберегающих технологий и моделей здоровьесберегающего учебного процесса ведут специалисты факультета физической культуры и спорта. 20 образовательных учреждений Красноярского района получили статус экспериментальной площадки в рамках региональной экспериментальной программы по физической культуре для учащихся 1-11 классов. За последние 2 года Северо-Западным управлением МОиН Самарской области при участии факультета физической культуры и спорта совместно с СИПКРО были проведены 3 региональные научно-практические конференции.

Сегодня специалистами факультета предлагается целый спектр программ курсов повышения квалификации: «Формирование социально-активной личности как воспитательная задача физического воспитания», «Технологии физического воспитания в здоровьесбережении учащихся», «Факультативные занятия по фитнесу и аэробике как средство воспитания у школьников потребности к здоровому образу жизни» и др. География курсов повышения квалификации охватывает города Сызрань, Октябрьск, Чапаевск, Нефтегорск, Похвистнево и районы области: Кошкинский, Елховский, Алексеевский, Приволжский и др.

Интересна практика сотрудничества специалистов с учреждениями дошкольного образования, учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, органами управления (Центром независимой оценки качества образования и образовательного аудита).

В своем докладе И.И. Ильина подчеркнула эффективность взаимодействии с образовательными учреждениями, нельзя не отметить значимость проекта «Достойные граждане великой страны».

Профессорско-преподавательским составом университета было разработано 14 программ повышения квалификации, охватывающих актуальные проблемы современного образования, такие как:

· механизмы общественного управления образовательными учреждениями и привлечение средств грантодателей (для руководителей образовательных учреждений);

· психолого-педагогическое сопровождение гражданского воспитания школьников, формирования научного мировоззрения, толерантной и социально-активной личности;

· здоровьесберегающее пространство образовательного учреждения;

· внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, формирование и развитие информационно-образовательной среды современной школы.

Учебно-методическое обеспечение курсов повышения квалификации преподавателями вуза готовится на качественно новом технологическом уровне: слушателям курсов предоставляются электронные кейсы методических материалов, электронные презентации, аннотированные каталоги Интернет-ресурсов и т.п.

Подробнее о спектре образовательных услуг, предлагаемых сегодня ПГСГА расскажет проректор по заочному обучению и дополнительному образованию Алексей Борисович Щелков.

Содокладчиком выступил зав. кафедрой общей биологии и методики преподавания биологии, к.б.н., доцент А.А. Семенов, поскольку ученые естественно-географического факультета вносят серьезный вклад в развитие педагогической науки и активно внедряют результаты научных исследований в практику ОУ.

Свою деятельность по научно-методическому обеспечению образовательного процесса в школе осветила зав. кафедрой возрастной психологии к.псих.н., доцент Е.М. Савицкая. Факультет психологии совместно с органами образования г.о. Самара и Самарской области регулярно проводит научно-практические конференции, семинары, круглые столы. Доктором псих.н., профессором В.М. Минияровым выпущен ряд пособий, среди которых «Коррекционно-диагностическая работа учителя», «Программа психологического сопровождения образовательных учреждений». Активно внедряется в практику образовательных учреждений методическое пособие зав. кафедрой возрастной психологии к.псих.н., доцента Е.М. Савицкой «Методика, диагностический инструментарий для выявления сформированности мультикультурных компетенций».

Активную деятельность с образовательными учреждениями г.о. Тольятти, Самары и Самарской области ведут кафедры факультета коррекционной педагогики, что особенно актуально в условиях интеграции детей с нарушениями в развитии в общеобразовательные учреждения и необходимости реализации коррекционно-развивающих программ. Опыт работы факультета представила зам. директора ФКП по НИР Л.А. Ремезова.

Ряд учебно-методических пособий по внедрению средств ИКТ в образовательный процесс вуза выпустила кафедра информационно-коммуникационных технологий. Пособия проходят апробацию в ряде образовательных учреждений города и области.

Опыт кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании представила зав. кафедрой, к.п.н., доцент Брыксина О.Ф. Специалисты кафедры ИКТО активно участвовали в повышении квалификации работников образовательных учреждений г.о. Отрадный и Северо-Западного образовательного округа МОиН Самарской области в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по программам «ИКТ-компетентность педагога как условие подготовки социально-адаптируемой личности школьника», «Реализация интеллектуального потенциала и формирование общей культуры школьников средствами ИКТ».

Об эффективности взаимодействия у открытого микрофона говорили руководители ресурсных центров: О.И. Парфенова (г. Новокуйбышеск), Д.М. Клаузова (г. Жигулевск), руководитель местного отделения ВПС Северо-Западного образовательного округа О.В. Низамутдинова (п. Красный Яр), руководитель местного отделения ВПС Юго-Восточного образовательного округа Н.В. Сурикова (г. Нефтегорск), руководитель местного отделения ВПС Отрадненского образовательного округа, начальник отдела развития образования О.И.Ларионова и др.

Не обошлось и без поздравлений. Вручены грамоты и сертификаты победителям регионального этапа II Всероссийского конкурса «Наследники Юрия Гагарина», I регионального конкурса «Эрудит.ru». Участники круглого стола от всей души поздравили победителей.

В завершении мероприятия Игорь Владимирович Вершинин вручил 156 удостоверений новым членам ВПС Юго-восточного образовательного округа министерства образования и науки Самарской области.

ФМФИ

ТЕГИ

Август 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх