Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

СМИ о нас



Волжская коммуна, 2 сентября 2004 года №163 "Очень разные жизни нас, по счастью, сюда привели"  |  РЕПОРТЕР №35(251) 10 сентября 2004 года "Кредит на учебу. Новый вид займов пока не прижился в Самаре" |  Открытость и доступность (Журнал «Босс», Сентябрь 2004 года) |  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ (Журнал «Босс», Сентябрь 2004 года) |  БЛИЦ-ОПРОС: СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ДИПЛОМОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ (Журнал «Босс», Сентябрь 2004 года)  |  Новые грани образования (Самарские Известия № 186, 02.10.2004 г.) |  Интервью ректора в Общественно-политической газете "Самарское обозрение" | 


Новые грани образования
(Самарские Известия № 186, 02.10.2004 г.)

Самарский государственный педагогический университет в последние годы стабильно входит в десятку лучших российских педагогических и лингвистических университетов - по результатам официального рейтинга Министерства образования РФ. Ректор университета Игорь Владимирович ВЕРШИНИН считает это предметом особой гордости потому, что в первой десятке представлены в основном вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

- Сегодня абитуриенты стараются поступить именно в престижные вузы, но педагогика «и престиж кажутся «вещами несовместными». Почему студенты выбирают именно Самарский государственный педагогический университет?
Мы проводили социологические исследования среди студентов, спрашивали, почему они пришли именно в педуниверситет. И выяснилась одна любопытная вещь. Людей, поступающих к нам с желанием стать учителем, немного, всего 8-10%. А основное число студентов, и это мне кажется весьма существенным, выбирают наш университет потому, что им нравится та или иная область знаний. То есть к нам идут за хорошим образованием! Конечно, можно сетовать, что в школу идет от 25 до 30% выпускников нашего вуза, но, с другой стороны, мы ежегодно берём данные биржи труда, и наших выпускников там зарегистрированы единицы. Почему? Потому что наши студенты, наверное, в большей мере, чем другие, умеют общаться с людьми, умеют управлять персоналом. Наших выпускников я встречаю в самых разных местах, и прежде всего там, где нужно работать с людьми.
Конечно, хотелось бы, и сейчас предпринимаются определенные шаги по закреплению кадров, особенно в сельской местности. Например, наши областные власти выделяют довольно значительные подъемные для тех, кто приехал работать на село, и если они остаются там на определенный срок, то эти подъемные не надо возвращать. Возьмем, например, Красноярский район, там руководитель района Геннадий Леонидович Демченко поставил во главу угла здоровый образ жизни, он создает спортивные школы, бесплатные стадионы и секции. И он заинтересован в наших выпускниках или даже студентах. Плюс к губернаторской надбавке он устанавливает свои доплаты, создает условия, дает жилье. И там нет проблемы кого-то направить или закрепить -они едут сами! А мы готовы идти навстречу, если студент едет работать, мы даем ему график свободного посещения, он работает и в определенные дни приезжает учиться и отчитываться, вопрос закрепления кадров -скорее социальный, не связанный напрямую с образовательными процессами.
- Действует ли отсрочка от армии для педагогов, которые отправляются работать в сельскую местность?
- Пока, во всяком случае, действует и, конечно, многие юноши этим пользуются. Но, вы знаете, у нас юношей-то как раз не так много. У нас только институт физической культуры «no-мужскому составу» укомплектован, на физико-математическом и на историческом факультетах, наверное, 50 на 50, а так в основном это, конечно, «женское население».
Сегодня в педагогике особенно актуально новаторство, внедрение новых технологий. Вы даете традиционное классическое образование или тоже стараетесь экспериментировать?
Эксперименты в педагогике - вещь очень деликатная. Это ведь не эксперимент на заводе, когда одну деталь можно сделать так, а можно по-другому. Мы имеем дело с людьми и с детьми, поэтому подходим к этому делу очень осторожно. Безусловно, технологии в образовании меняются, появляются новые стандарты, новые учебники. Сейчас школа стоит на пороге очень серьезных изменений, поэтому будет меняться и психология ученика. Ему уже раньше надо будет делать выбор - гуманитарный уклон, математический или естественно-научный. И наши студенты должны быть к этому готовы
Возникает много образовательных проблем, связанных с агрессивной Окружающей средой, наркотиками, правонарушениями. Нам приходится постоянно вводить новые курсы, связанные с организацией системы образования, с пониманием правовых основ. Мы стараемся образовывать наших студентов независимо от специальности и в экономическом, и в социальном, и в юридическом плане. Много уделяем внимания преподаванию иностранных языков, это один из приоритетов, сформулированных нашим министерством образования. Уже несколько лет на факультете начального образования работают группы, где учителя начальных классов получают еще и специальность учителя иностранного языка. Студенты-журналисты параллельно могут получить диплом переводчика в сфере профессиональных коммуникаций.
Сегодня много говорится о встраивании в европейское образовательное пространство, но колоссальным барьером здесь становятся языки. Мы посылаем в европейские университеты, например, психологов или социальных педагогов на учебу, на стажировку - и надо, чтобы человек, по крайней мере, мог общаться.
- Как вы оцениваете эксперимент по введению ЕГЭ?
- Мы адаптировались к этой системе, перестроили на марше всю систему довузовской подготовки. В этом году у нас был конкурс, какого не было за последние 10 лет, - в среднем 3,62 заявления на место - это выше, чем по стране. Правда, здесь мы тоже не обольщаемся, понимаем, что речь идет не о людях, а о заявлениях. Но, тем не менее, даже на сложные специальности физико-математического факультета конкурс перевалил за 2 человека на место, И это притом, что количество вузов в Самарской области, особенно негосударственных огромное количество.
- Близится День учителя, и очень хотелось бы, чтобы именно вы поздравили своих коллег, выпускников и студентов с этим замечательным праздником.
- Мы на самом деле гордимся, что порядка 94% учительства Самарской области - это выпускники Куйбышевского, а теперь Самарского педагогического университета. И все признанные официально успехи, которые наша область имеет в области образования, - это прежде всего заслуга самарских учителей. Много наших выпускников возглавляет учебные заведения, а время сегодня очень непростое и в экономическом, и в социальном плане… Совершенно ужасное дело, когда дети боятся идти в школу! Место, где ребенок окружен особой заботой и вниманием! Я надеюсь, что это пройдет, но думаю, мы еще долго будем в День знании вспоминать страшную трагедию в Беслане.
В дни праздника мне бы хотелось пожелать нашим педагогам и учителям большого терпения. Я не устаю поражаться их терпению, самопожертвованию, любви к своему делу. Они могут в свои собственные каникулы приезжать к нам на семинары, оставляя мужей и детей, и увлеченно работать!
А с другой стороны, хочется надеяться на то, что государство более адекватней в большем объеме оценит труд учителя не только в праздничные дни. Сегодня учителям нужна повседневная забота. Зарплата само собой, но и условия труда, и отношение в обществе должны улучшщаться!
Ольга Казакова

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх