Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

Научные школы

Формирование научных школ университета началось с момента прихода в 1917 г. на должность директора Самарского педагогического института профессора Александра Петровича Нечаева, основоположника педагогической психологии в России.

С этого времени педагогическая научная школа остаётся одной из ведущих в Поволжье.

Научная школа «Гуманизация и гуманитаризация образования»

Началом становления научной школы «Гуманизация и гуманитаризация образования» считается 2000 год, когда заведующим кафедрой педагогики Самарского государственного педагогического университета стал доктор педагогических наук, профессор Владимир Петрович Бездухов. В этот период четко определилось направление научных исследований, ставшее основным – поиск оптимальных путей гуманизации и гуманитаризации современного российского образования. Начинают регулярно выпускаться сборники научных статей, посвященные данной проблематике, в которых публикуются статьи педагогов из разных городов страны, продвигающих идеи гуманизации и гуманитаризации на всех ступенях образования.

Под общим руководством В.П. Бездухова велась и ведется интенсивная научная работа. Им подготовлено более 70 кандидатов и 3 доктора педагогических наук. В состав научной школы входят не только ученые, работающие в СГСПУ (доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО О.К. Позднякова, доктор педагогических наук, профессор Л.В. Вершинина, кандидаты педагогических наук Е.В. Кулешова, Н.М. Манахова, Е.А. Акмаева, О.М. Семенова), но и представители других вузов (Ю.В. Лопухова, Самарский архитектурно-строительный университет, И.М. Шадрина, Мурманский арктический государственный университет, И.В. Юстус, Ульяновский государственный университет). Это тот научный костяк, на котором держится школа. Несомненно, к научной школе В.П. Бездухова причисляют себя и его многочисленные ученики, защитившие диссертации под его руководством.

В рамках развития научной школы «Гуманизация и гуманитаризация образования» с 2007 совместно с Российской Академией Образования и Московским психолого-социальным университетом проводятся Всероссийские научно-практические конференции. Проект «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве», стартовавший в 2012 г., являясь продолжением проекта, включившего пять ежегодных Всероссийских научно-практических конференций под общим названием «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)» (2007-2011 гг.), объединил ученых и педагогов-практиков, разрабатывающих проблемы гуманизации и гуманитаризации образования, связанные с социокультурным контекстом современного воспитания; с генезисом научных представлений о воспитании; с философско-этическими основами воспитания; с культурологическими и аксиологическими аспектами воспитания; с содержанием, методами и технологиями воспитания; со спецификой воспитания в дошкольном образовательном учреждении, в общеобразовательной школе, в системе начального и среднего профессионального образования, в высшей школе; с подготовкой будущего учителя к воспитанию школьников; с актуальными проблемами молодежной субкультуры в контексте воспитания подрастающего поколения.

Результаты исследований руководителя научной школы В.П. Бездухова и его последователей регулярно публикуются в журналах, входящих в перечень ВАК, реферативные базы данных РИНЦ. Действенность научной школы «Гуманизация и гуманитаризация образования» сегодня проявляется и том, что ученики В.П. Бездухова (О.К. Позднякова и Л.В. Вершинина, И.В. Юстус и др.) эффективно руководят аспирантами и докторантами, многие из которых успешно защитили диссертации на соискание ученой степени докторов и кандидатов педагогических наук. Члены научной школы регулярно принимают участие в научных семинарах и международных научных конференциях.

Руководитель научной школы «Гуманизация и гуманитаризация образования» В.П. Бездухов с 2001 г. является член-корреспондентом Российской Академии Образования. В 2009 г. он стал лауреатом премии Правительства Российской Федерации в области образования. В этом же году награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Самарской области за значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, развитие научных исследований. В.П. Бездухов имеет более 150 опубликованных научных работ, из них 12 монографий. Он является членом редколлегий журналов, включенных в перечень ВАК (Вестник Оренбургского государственного университета, Самарский научный вестник).

В.П. Бездухов вносит существенный вклад в развитие педагогической науки. Он разрабатывает теоретико-методологические основы гуманизации образования в контексте культуры, вопросы формирования гуманистических взглядов и ориентаций учащейся молодежи. Им раскрыты сущность и природа гуманизации образования, конкретизировано научное представление о гуманистической направленности учителя и раскрыты ее сущность и содержание, обоснована сущность ценностного подхода к формированию гуманистической направленности студента – будущего учителя, обоснована проблема многоуровневой педагогической рефлексии учителя, раскрыты сущность и содержание моральности учителя как нравственного качества поведения и деятельности и др.

Научная школа «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма»

Зарождение школы связано с психологической разработкой концепта «Профессиональное сознание», адаптация которого к теории и практике профессионального образования прошла апробацию в формах всероссийской конференции и межвузовского сборника научных трудов «Формирование и развитие профессионального сознания студентов» (Самара, Изд. СамГПИ, 1991 г.)

Социокультурное оформление школы связано с научно-исследовательской подготовкой, организацией и проведением четырех Всероссийских конференций по проблеме «Историческая психология российского сознания. Ментальность российской провинции в прошлом, настоящем и будущем» (Самара, 1994, 1997, 1999 и 2004 гг.), поддержанных грантами РФФИ и РГНФ.

Научно-теоретическое оформление школы связано с 3-х летним циклом исследований Г.В. Акопова по теме «Проблема сознания в отечественной и зарубежной психологии» (2000-2002 гг., грант РГНФ)

Основополагающей работой в этой области стала авторская монография «Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований», Москва, Изд-во ИП РАН (2010 г., грант РГНФ).

Институализация и подтверждение статуса одного из центров психологических исследований сознания (sncps.ru) было связано с подготовкой и проведением двух Всероссийских конференций «Психология сознания: современное состояние и перспективы» (Самара, 2007 г., грант РГНФ; 2011 г., грант РФФИ) и международной конференции по теме «Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты» (Самара, 2015 г., госзадание Минобрнауки РФ).

В научно-прикладном плане исследовательская группа кафедры общей и социальной психологии СГСПУ провела цикл изысканий по теме «Социальная психология религиозного (конфессионального), этно-национального, правового и регулятивно-управленческого сознания в современной России» (2014 – 2016 гг., госзадание Минобрнауки РФ). Состав кафедры: зав. кафедрой – Акопов Г.В., доктор психологических наук профессор; Бакшутова Е.В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, доцент; Белкин А.И., доктор психологических наук, профессор; Беляева Е.В., кандидат психологических наук, доцент; Ихсанов Р.Ф., кандидат психологических наук, доцент; Рулина Т.К., кандидат педагогических наук, доцент; Семенова Т.В., доктор психологических наук, профессор; Чернышова Е.Л., кандидат психологических наук, доцент; Шарапов В.В., кандидат исторических наук, доцент; Ярушкин Н.Н., доктор психологических наук, профессор; Рощупкина Е.И., аспирант; Рузанов Л.Т., аспирант; Беркалиев А.В., документовед; Белоус А.В., лаборант.

Руководитель научной школы «Психология сознания: социально-коммуникативная парадигма» Акопов Г.В., д.псх.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ (2006 г.); имеет благодарность Министерства образования РФ за высокий научный, содержательный уровень организации подготовки и обеспечения творческих условий проведения конференций; лауреат конкурса Санкт-Петербургского общества на лучшую книгу 1999 года за книгу «Российское сознание» в номинации «За блестящую поддержку собственным примером традиций жанра психологических очерков» (1999 г.); «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» – за заслуги в области образования РФ (2000 г.); награжден медалью русской православной церкви Преподобного Сергия Радонежского I степени (2014 г.); лауреат Губернской премии в области науки и техники (2014 г.); эксперт Российской академии наук (Распоряжение Президиума РАН от 27.07 2016 № 10108-509); Член Президиума Российского психологического общества (РПО); Председатель Самарского регионального отделения РПО; автор более 200 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 9 монографий.

Наукометрические показатели:

  • Число публикаций в журналах, входящих в Web of Science и Scopus – 13
  • Число публикаций в РИНЦ – 76
  • Индекс Хирша по публикациям в РИНЦ – 7
  • Число статей в российских журналах из перечня ВАК – 27 

Безымянный.png

Археологическая научная школа по изучению каменного и бронзового веков Среднего и Нижнего Поволжья

С 1969 г. под руководством кандидата исторических наук И.Б. Васильева начинаются целенаправленные и систематические исследования памятников мезолита, неолита, энеолита и бронзового веков. Раскопки проводились в Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Уральской, Ульяновской, Пензенской, Самарской областях , Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Татарии, Чувашии. Это позволило изучать проблематику каменного и бронзового веков на широком территориальном фоне. Были исследованы сотни археологических памятников, составивших прочный источниковый фундамент. Изыскания проводились на междисциплинарном уровне, с привлечением данных естественно – научных методов. Это позволило получить достоверные данные по палеогеографии, абсолютной хронологии, палеозоологии, палеоантропологии , трасологии орудий труда, технологии изготовления керамики и металлических изделий.

Итогами работ стали открытие и обоснование новых археологических культур на территории Среднего и Нижнего Поволжья: истайская, каиршакская, тентексорская, елшанская, средневолжская, прикаспийская, самарская, хвалынская, имеркская и др. Получили новую качественную характеристику ямная, полтавкинская, потаповская, абашевская, срубная и другие культуры.

В ходе комплексных изысканий разрабатывались такие фундаментальные проблемы как происхождение и развитие гончарного производства, происхождение и динамика производящего хозяйства, происхождение и развитие металлургии.

Результаты исследований докладывались на конференциях самого высокого ранга, включая 35 за рубежом. Более 20 конференций, включая 6 международных, проведено на базе СГСПУ. По интересуемым темам издано около 20 монографий (в том числе за рубежом) и 40 сборников статей. Регулярно публикуются статьи в журналах, индексируемых в системах Web of Science и Scopus. Материалы работ легли в основу 17 докторских и кандидатских диссертаций. Функционирует магистратура и аспирантура.

Осуществляется сотрудничество с научными центрами Великобритании, Германии, Дании, США, Франции, Финляндии и др.

В настоящее время научную школу возглавляет доктор исторических наук, профессор Выборнов Александр Алексеевич, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории и археологии, , Один из крупнейших специалистов в России и в Европе области археологии каменного века. Внёс значительный вклад в изучение неолита Волго-Урала, Среднего Поволжья, Прикаспия Северного Прикамья. Организатор международных и российских археологических экспедиций, организатор и участник крупных международных археологических конференций. Руководитель тем государственного задания в области научных исследований Министерства образования Российской Федерации: «Исторические истоки взаимодействия и толерантности народов Поволжья» (2014-2016 гг.), «Традиционные и инновационные модели развития древнего населения Поволжья» (2017-2018 гг.). автор более 200 научных статей, 5 монографий. Статьи А.А. Выборнова опубликованы в ведущих научных журналах, входящих в международные научные базы цитирования. 

Безымянный1.pngБезымянный12.png

Научная школа «Социальная история Среднего Поволжья»

У истоков научной школы по истории стояли доктора исторических наук, профессора Соломон Герцевич Басин и Николай Николаевич Яковлев. Они заложили основные направления научных исследований – изучение деятельности общественных организаций Поволжья в ХХ веке и социально-экономическое развитие Среднего Поволжья в XIX-XX вв.

Вместе с изменением ситуации в стране изменялась и тематика исследований научной школы. В настоящее время основными направлениям научных исследований являются – методология исторического исследования (доктор исторических наук, профессор Г.М. Ипполитов), гражданская война в России и на территории Среднего Поволжья (доктор исторических наук, профессор Г.М. Ипполитов, кандидат исторических наук, доцент А.Б. Щёлков), Среднее Поволжье в годы Великой Отечественной войны (доктор исторических наук, профессор А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор Е.Л. Храмкова, кандидат исторических наук, профессор Н.П. Храмкова), Впервые учёными школы исследована демографическая история Самарского Поволжья в конце XIX- начале ХХI вв. ((доктор исторических наук, профессор А.И. Репинецкий, кандидат исторических наук К.М. Макитрин).

К заслугам деятельности научной школы можно отнести выявление и написание биографий Героев Советского Союза – уроженцев Куйбышевской области (д.и.н. Храмкова Е.Л.), составление электронной базы данных уроженцев Куйбышевское области, погибших на фронтах Великой Отечественной войны (к.и.н. О.А. Бушуева, д.и.н. Е.Л. Храмкова).

Научная школа выступила инициатором и соорганизатором проведения международных и всероссийских научных конференций, посвящённых истории Великой Отечественной войны и другим значимым событиям истории нашей страны. Работы историков опубликованы в зарубежных изданиях, в журналах, входящих в международные аналитические базы научного цитирования, журналах входящих в список ВАК и РИНЦ, Под руководством профессоров Г.М. Ипполитова, А.И. Репинецкого, Е.Л. Храмковой, Н.П. Храмковой защищено около 10 и более 40 диссертации на соискание учёной степени доктора и кандидата исторических наук соответственно.

Безымянный123.png

Международная конференция, посвящённая Великой Отечественной войне

В настоящее время научную школу возглавляет доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Самарской области (2016 г.), «Почетный работник высшего профессионального образования и науки Российской Федерации». Является членом Научного совета РАН по исторической демографии и исторической географии. Им опубликовано более 150 научных работ, в том числе пять монографий, главы в академических издания «Население России в ХХ веке», «Народ и война: очерки истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.» Т. 7. «Экономика и оружие войны», энциклопедиях «Россия в годы Первой мировой войны» и «Россия в 1917 г. Статьи А.И. Репинецкого опубликованы в ведущих научных журналах страны, он является участником и организатором российских и международных конференций.

Научные школы по изучению русского языка
Язык как функционирующая система

У истоков стоял д.ф.н. профессор Всеволод Антонович Малаховский (1890-1966 гг.) – основоположник Самарской/Куйбышевской лингвистической школы. В дальнейшем эта научная школа развивалась учениками В.А. Малаховского, А.Н. Гвоздева и А.А. Дементьева: д.ф.н., проф. Е.С. Скобликовой (до 1969 г.), д.ф.н., проф. Е.П. Прониной (до 2010 г.), д.ф.н., проф. Е.М. Кубаревым (до 2003 г.), к.ф.н., проф. М.Н. Везеровой (до 2011 г.). В настоящее время общепризнанным лидером научной школы является д.ф.н., доц. З.Н. Бакалова. 

Безымянный1234.pngБезымянный12345.png

В.А. Малаховский                                                                   А.Н. Гвоздев

Аспекты научно-исследовательской деятельности в рамках данной научной школы:

1) актуальные аспекты изучения художественных текстов (З.Н. Бакалова, Ш.А. Махмудов, В.Л. Карякина, О.А. Починяева);

2) актуальные проблемы когнитивной лингвистики (З.Н. Бакалова, Ш.А. Махмудов, Е.Ю. Долгова);

3) исследование синтаксических единиц в системном и текстовом аспектах (З.Н. Бакалова, О.А. Починяева, И.Я. Балягина);

4) диалектологическое направление (Т.Е.Баженова).

Семантика и прагматика языковых единиц

Существует с начала деятельности в вузе д.ф.н., профессора, члена-корреспондента АПН РСФСР Александра Николаевича Гвоздева (1938 г.). Его научная деятельность была продолжена в трудах его учеников: д.ф.н., проф. Е.С. Скобликовой (до 1969 г.), д.ф.н., проф. Е.М. Кубарева (до 2001 г.), к.ф.н., проф. О.И. Александровой (до 1999 г.). В 2003 г. руководство научной школой переходит к Е.П. Иванян (Сеничкиной). В настоящее время активно разрабатываются следующие научные направления:

1) активные процессы в лексике русского языка начала XXI века (Е.П. Иванян, О.И. Кальнова, Е.Ю. Долгова);

2) изучение говоров Самарской области (Т.Е. Баженова, Е.Ю. Долгова).

К достижениям научной школы является сбор материалов по говорам Самарского Поволжья в ежегодных диалектологических экспедициях. Благодаря деятельности кандидата филологических наук Т.Е. Баженовой в Диалектический корпус русского языка Институтом русского языка РАН было внесено более 600 новых слов.

Безымянный123456.png
Е.П. Иванян

В рамках данных научных школ работают студенческий научный кружок «Язык и мир», научно-методологический семинар, аспирантура. Ими руководят проф. Е.П. Иванян, З.Н. Бакалова. Ежегодно организуются диалектологические экспедиции, итоговые научные конференции преподавателей и аспирантов «День науки». Регулярно проводятся международные конференции. Особой заслугой Е.П. Иванян являются сбор и популяризация сведений об ученых Самарской лингвистической школы.

Безымянный1234567.png
    З.Н. Бакалова

Иванян Елена Павловна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и культуры речи СГСПУ, «Почетный работник высшего профессионального образования и науки Российской Федерации». Один из ведущих специалистов в области теории эвфемизмов русского языка, лингвистической семантики, семантики умолчания и неопределённости, средств неопределённости в русском языке, лингвопрагматики, лингвокультурологии. Автор первого «Словаря эвфемизмов русского языка». Автор многочисленных научных работ, получивших международное признание. Среди них: три словаря эвфеизмов, около двадцати монографий и учебных пособий, изданных в центральных издательствах нашей страны и за рубежом.

Научная школа «Методика преподавания литературы. Теория и методика профессионального образования.

Существует с 1935 г. Её создателем был заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор Я.А. Роткович (до своей кончины в 1975 г.); с 1975 г. школу возглавляла профессор Н.А. Бодрова (до 2009 г.). После неё школу возглавляет профессор О.М. Буранок.

Представители научной школы выступают с докладами на разного уровня научных симпозиумах; являются научным редактором сборников, автором учебно-методических пособий, учебно-методического комплекса, хрестоматий, программ, статей. О.М. Буранок – организатор многочисленных конференций по данным направлениям: в 2009 г. кафедра организовала и провела Всероссийскую научно-практическую конференцию, посвящённую 80-летию профессора Н.А. Бодровой, выпустив в свет два тома материалов и т.д.

С 1960 г. успешно действует научное Зональное объединение литературоведов Поволжья, которое с 1996 г. возглавляет проф. О.М. Буранок. Каждые два года проводятся научные конференции и выпускаются сборники материалов, в которых обязательно присутствует секция «Методика преподавания литературы в вузе и школе».

О.М. Буранок руководит аспирантами, под его руководством защищены 21 кандидатская диссертация по педагогике и методике преподавания литературы и одна докторская диссертация. По методике литературы и педагогике О.М. Буранок опубликовал 68 научных трудов, из них 12 книг (учебных пособий).

Научная школа История русской и зарубежной литературы.

Существует с 1933 г. при кафедре. Основателем является д.ф.н., проф. В.А. Бочкарёв, руководил школой до 1994 г. (до своей кончины), затем школой стал руководить О.М. Буранок.

В настоящее время в рамках научной школы исследования проводят известные учёные. доктора филологических наук Е.В. Абрамовских, Н.Б. Алдонина, В.Ш. Кривонос, О.В. Журчева и другие. За эти десятилетия в рамках научной школы написаны и защищены докторские диссертации и более 30 кандидатских диссертаций. Организовано и проведено свыше 100 международных, всероссийских, зональных и других научных конференций, каждая из которых сопровождалась выпуском сборника научных статей.

С 2001 г. О.М. Буранок является организатором конференции и научным редактором сборника «Проблемы изучения русской литературы XVIII века»

Руководитель научных школ доктор педагогических и доктор филологических наук Олег Михайлович Буранок, Заслуженный деятель науки Самарской области. По истории русской и зарубежной литературы им опубликовано 169 научных трудов, из них 9 монографий. Труды О.М. Буранка публикуют ведущие издательства страны, они получили широкую известность в нашей стране и за рубежом. О.М. Буранок тесно сотрудничает с академическими институтами страны (ИРЛИ РАН и ИМЛИ РАН) и десятками кафедр литературы страны и ближнего зарубежья.

Научная школа «Изучение английской идиоматики»

Формирование научной школы связано с именем известного филолога доктора филологических наук Владимира Михайловича Савицкого. Научная школа оформилась во второй половине 1960-х гг. В её состав входят известные филологи – доктор филологических наук, профессор Е.Б. Борисова, доктор культурологических наук, профессор М.А. Кулинич, кандидаты филологических наук, профессор Г.В. Стойкович, доценты О.Н. Шалифова, Е.Ю. Макеева, О.А. Максимчик, И.Ю. Яковлева, О.А. Кулаева, С.А. Загриценко, И.Ю. Яковлева, Е.В. Савицкая. Все они активно участвуют в международных и российских научных конференциях, активно сотрудничают с зарубежными коллегами.

Помимо изучения английских идиом в сфере исследовательских интересов научной школы находятся проблемы теории и практики межкультурной коммуникации, теория и практика перевода в межкультурной коммуникации, теория и методика преподавания иностранного языка. По инициативе научной школы проводятся традиционные всероссийские научно-практические конференции «Профессиональное развитие преподавателей иностранных языков». Развитие данного научного направления продолжаю аспиранты, которыми руководят представители научной школы – В.М. Савицкий, Е.Б. Борисова, М.А. Кулинич, О.Н. Шалифова. Под их руководством было защищено три докторские и более 30 диссертаций.

Руководитель школы доктор филологических наук, профессор Владимир Михайлович Савицкий. Его перу принадлежат более десяти крупных монографических исследований, изданных ведущими издательствами страны.

Безымянный12345678.png

Научная школа «Экологические проблемы окружающей среды» естественно-географического факультета СГСПУ

Руководитель заведующий кафедрой химии, географии и методики их преподавания доктор педагогических наук, профессор Людмила Владимировна Панфилова. Соруководителями назначены доктор педагогических наук профессор Носова Т.М. и доктор биологических наук, профессор Соловьева В.В. В настоящее время в научной школе состоят 28 преподавателей факультета, из которых 5 докторов и 20 кандидатов наук, а также сотрудники зоомузея. Общая остепененность составляет 90%, и 68% имеют ученые звания.

Ежегодно ученые научной школы публикуют свои исследования в изданиях, входящих в базу данных РИНЦ, журналах из перечня ВАК, а также публикуются за рубежом. Только в прошлом году опубликовано 147 научных статей, из которых 21 в журналах из перечня ВАК и 118 в журналах и сборниках, размещаемых в РИНЦ. Ученые научной школы публикуют свои исследования и в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science, Scopus, ERIH. Необходимо отметить, что 2 ученых – В.В. Соловьева и В. Н. Ильина имеют самый высокий индекс Хирша в вузе, а из 10 лидеров по этому показателю в вузе 7 человек являются представителями ЕГФ.

Безымянный123456789.png

С 2013 года опубликовано 12 монографий. Две монографии опубликованы за счет грантовой поддержки. Тематика данных изданий обширна: от естественнонаучного образования до фрактальной геометрии. И в настоящее время готовятся к выходу монографии ученых научной школы.

Научная школа является одним из лидеров в вузе по проведению всероссийских и международных научно-практических конференций. Ежегодно её усилиями проводятся 4 конференции, в работе которых принимают участие около 500 ученых из России и стран ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодно представители научной школы принимают участие в конференциях на безе различных высших учебных заведений и учреждений науки России и зарубежных стран. Ученые научной школы активно сотрудничают с зарубежными исследователями и организациями: Токийским технологическим институтом, Гарвардской медицинской школой, Центра биотехнологий Таджикского национального университета, Института Макса Планка Германии, Института археологии имени А.Х. Маргулана республики Казахстан, Донецкого ботанического сада и других.

Активное участие в работе научной школы принимают и студенты факультета. Ежегодно под руководством преподавателей проводятся научно-исследовательские экспедиции на территории как Самарской области, так и соседних регионов. По итогам своих научных исследований студенты принимают участие в конкурсах научных работ и конференциях от всероссийского до международного уровней. На факультете для поддержки одарённой молодежи организуются собственные конкурсы, такие как всероссийский конкурс по биологии и экологии ВИМ, в котором принимают участие студенты из разных вузов страны и мира; всероссийская олимпиада «Растущий виноград», всероссийский конкурс по естествознанию «Мир, в котором я живу», международный дистанционный конкурс «Экологический марафон XXI века». По итогам вышеперечисленных мероприятий издаются сборники научных трудов студентов. Ежегодно выходит сборник исследовательских работ студентов «Globularia», особенностью которого является то, что в составе редколлегии ведущие роли играют студенты.

Свидетельством высокой оценки проведенных студентами исследований являются многочисленные дипломы грамоты, полученные на различных всероссийских и международных конкурсах. Каждый год студенты факультета становятся обладателями специальных именных стипендий: президента России, Правительства России, Губернатора Самарской области. Заслуги преподавателей в руководстве научными исследованиями студентов систематически отмечаются благодарственными письмами, грамотами и дипломами.

Панфилова Людмила Владимировна – кандидат химических наук, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой химии, географии и методики их преподавания, «Почетный работник высшего профессионального образования и науки Российской Федерации». Тематика научно-исследовательской деятельности «Формирование экологической компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя химии». Профессор Панфилова Л.В. является автором 12 авторских свидетельств. Ею опубликованы более 160 печатных работ, в том числе статьи в журналах, реферируемых ВАК РФ и Scopus. Основные идеи диссертационной работы Людмилы Владимировны положены в основу научных исследований аспирантов и соискателей. Под ее руководством защищены шесть кандидатских диссертаций.

Безымянный12345678911.png
   Полевые исследования

Научная школа «Дифференциальные уравнения и математическая физика»

Началом становления научной школы «Дифференциальные уравнения и математическая физика» считается 1938 год, когда заведующим кафедрой математического анализа утверждается Степан Павлович Пулькин. На кафедре был организован научный семинар, в работе которого под руководством С.П. Пулькина принимали участие А.Г. Шустер, А.И. Бойков, Ф.Н. Селивёрстов. Чётко определилось направление научных исследований, ставшее основным – краевые задачи для дифференциальных уравнений. Научный семинар после 1971 года стал Волжским зональным семинаром по уравнениям смешанного типа. В его ежегодных пленарных заседаниях участвовало до пятидесяти математиков из разных городов страны.

Под общим руководством С.П. Пулькина значительная группа преподавателей вела интенсивную научную работу. Профессор С.П. Пулькин подготовил 23 кандидата физико-математических наук. В 1969 году защитил докторскую диссертацию В.Ф. Волкодавов, который стал руководителем научной школы после смерти С.П. Пулькина.

33 ученика профессора В.Ф. Волкодавова к началу 1987 года защитили кандидатские диссертации. На базе института летом 1987 года был проведён Всесоюзный семинар по дифференциальным уравнениям – достойный памятник С.П. Пулькину. В 1994 году на базе кафедры математического анализа начал работу специализированный диссертационный совет К.113.17.02 по присуждению учёной степени кандидата физико-математических наук. Председателем совета был профессор В.Ф. Волкодавов, учёным секретарем – доцент В.А. Носов.

В настоящее время научная школа работает при кафедре физики, математики и методики обучения факультета математики, физики и информатики. Руководителем научной школы является член-корреспондент Академии Наук Республики Башкортостан, доктор физико-математических наук, профессор, заслуженный деятель науки РБ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, отличник образования РБ, заслуженный деятель науки РФ Камиль Басирович Сабитов.

В состав научной школы входят преподаватели кафедры: кандидаты физико-математических наук, доцент О.М. Кечина, доцент Мартемьянова Н.В., а также аспирант кафедры В.А. Гущина. Основным направлением работы научной школы является «Краевые задачи для уравнений смешанного типа». Результаты исследований регулярно публикуются в журналах, входящих в перечень ВАК, реферативные базы данных РИНЦ, Scopus, в базу данных Web of Science. Члены научной школы регулярно принимают участие в научных семинарах и международных научных конференциях. При кафедре работает семинар по теории дифференциальных уравнений имени С.П. Пулькина. Исследования научной школы получают поддержку Российской фонда фундаментальных исследований:

В 2015 году проект «Обратные задачи для уравнений смешанного эллиптико-гиперболического типа» получил поддержку в конкурсе научных проектов, выполняемых молодыми учеными под руководством кандидатов и докторов наук в научных организациях Российской Федерации. (Выполнялся Мартемьяновой Н.В. под руководством Сабитова К.Б.). Мартемьянова Н.В. является руководителем проекта «Нелокальные задачи для уравнения типа Чаплыгина, моделирующего плоско-параллельные околозвуковые течения», поддержанного РФФИ в конкурсе научных проектов, выполняемых молодыми учеными (Мой первый грант. 2016-2017 гг.).

Сабитов Камиль Басирович. Автор около 250 научных работ. Основные публикации посвящены математическим проблемам дозвуковой и околозвуковой газовой динамики, краевым задачам для дифференциальных уравнений смешанного типа, изучению их качественных и спектральных свойств решений, наиболее важные из них: 1) Уравнения математической физики. М.: Высшая школа. 2003. 2) Функциональные, дифференциальные и интегральные уравнения. М.: Высшая школа. 2005. 671 с., 3) К теории уравнений смешанного типа с двумя линиями изменения типа. Уфа: Гилем. (соавторы Биккулова Г.Г., Гималтдинова А. 4) К теории уравнений смешанного типа. Монография. 2012. Palmarium Academic Publishing. 2012. 5) К теории уравнений смешанного типа Монография. М.: Физматлит. 2014. Сабитов К.Б. подготовил 30 кандидатов физико-математических наук и был научным консультантом по 3-м докторским диссертациям.

Научная школа «Экономика и управление социальными услугами»

Научные руководители: Фишман Лев Исаакович, доктор педагогических наук, доктор экономических наук, профессор; Иванов Михаил Юрьевич, доктор экономических наук, доцент.

Научные направления:

1) Механизмы управления качеством производства образовательных услуг в вузе;

2) Механизмы финансирования социальных услуг;

3) Конкурентоспособность образовательных услуг;

4) Управление территориально-отраслевыми комплексами социальных услуг;

5) Стратегическое планирование социально-экономического развития муниципального образования.

В рамках научной специальности 08.00.05 Экономика и управление предприятиями, отраслями, комплексами сферы услуг выполнены следующие научные и научно-консалтинговые проекты:

научный проект по заказу Федерального института развития образования "Разработка научно обоснованных критериев по оценке эффективности проведения эксперимента по управлению образованием на основе создания федеральных образовательных округов (2007)";

научный проект по заказу Рособразования "Мониторинг деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием как механизм индикативного управления модернизацией управления территориальными системами образования (2008)";

научный проект по заказу Рособразования "Разработка организационно-экономической модели реализации программ дополнительного образования детей на уровне субъекта РФ и муниципалитета (2009-2011)";

научный проект по заказу Минобрнауки России "Делегирование обратных связей в управлении качеством подготовки студентов на уровне факультета и кафедры вуза: методология и методика (2012-2013)"; научный проект по заказу Минобрнауки России "Методология и методика построения механизмов управления качеством образовательных услуг в вузе в условиях требований Федеральных государственных образовательных стандартов (2014-2016)" и др.

Безымянный12345678912.png
Л.И. Фишман

Общее количество публикаций 380, в числе которых 25 монографий, 26 публикаций в зарубежных изданиях, включая индексируемые в Web of Science, ERIH+.

Участники более 200 международных и всероссийских научно-практических конференций.

Основные научные результаты:

1) обоснована авторская позиция относительно специфики образовательных услуг, требующей учета при построении механизма повышения качества их производства и состоящей в противоречивости и лишь частичной реализуемости целей различных заказчиков;

2) показаны отличия качества образовательной услуги как категории, характеризующей свойства услуги по отношению к внешней среде.

3) разработаны теоретические модели процесса производства образовательных услуг в образовательных организациях;

4) разработана классификация информационных потоков в процессе управления производством образовательных услуг по субъектам-источникам, субъектам-пользователям и объектам;

5) разработана авторская методология повышения качества производства образовательных услуг;

6) определены требования к интерпретации исходных данных при проектировании и осуществлении обратных связей в процессе управления качеством производства образовательных услуг;

7) показана эффективность применения методологии управления качеством производства образовательных услуг на основе принципа делегирования обратных связей, позволяющей повысить все составляющие качества образовательных услуг;

8) выявлена специфика организации предоставления социальных услуг:

9) определены содержание и границы применения понятия «территориально-отраслевой комплекс социальных услуг»;

10) на основе выявленной специфики социальных услуг разработана методология повышения эффективности организации производства социальных услуг в территориально-отраслевых комплексах;

11) разработаны теоретические и методические основы построения мониторинга деятельности субъекта управления территориально-отраслевым комплексом социальных услуг;

и т.д.

2. Система поддержки научной деятельности молодёжи

В Самарском государственном социально-педагогическом университете действует система мер, направленная на поддержку талантливой молодёжи, осуществляющей научную деятельность. Для выражения интересов этой категории в вузе созданы и активно работают Совет молодых учёных (председатель – кандидат филологических наук, доцент С.А. Стройков), студенческое научное общество (председатель – А.Ф. Павлов, студент 3 курса естественно-географического факультета, научный куратор – кандидат филологических наук, доцент А.В. Грицкова). С 2016 г. университет активно включился в работу по программе «Полёт» (куратор – кандидат педагогических наук, доцент И.В. Тюжина).

Система поддержки талантливой научной молодёжи включает материальную, моральную и организационную поддержку. Система материальной поддержки включает следующее:

· выплата денежных премий преподавателям, успешно защитившим докторские и кандидатские диссертации (данное положение зафиксировано в коллективном трудовом договоре);

· компенсация проезда и проживания во время защиты диссертаций,

· компенсации молодым преподавателям транспортных и организационных взносов для участия в научных конференциях;

· молодые преподаватели, достигшие крупных научных результатов, по итогам года получают денежные премии;

· компенсация студентам транспортных и организационных взносов для участия в студенческих научных конференциях, конкурсах, олимпиадах, форумах на территории Российской Федерации;

· компенсация студентам расходов на издание статей студентов в зарубежных и отечественных научных печатных и электронных изданиях;

· молодые преподавателями, аспиранты магистранты и студенты являются обязательными исполнителями государственных заданий в сфере научной деятельности, грантов, что даёт возможность получать фиксированную заработную плату;

· студенты, показавшим значительные успехи в научной деятельности, получают внутривузовскую стипендию в размере 6919 рублей. (Во втором семестре 2017 г. данную стипендию получают 32 студента);

Моральная поддержка

· ежегодно на внутривузовском «Дне науки» молодые преподаватели получают награды и памятные призы;

· по итогам студенческого «Дня науки» магистранты и студенты получают сертификаты и памятные подарки;

· успехи молодых преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов широко освещаются на сайте университета и в газете «Молодой учитель»;

· молодые учёные по ходатайству университета получают федеральные и муниципальные награды (Почётные грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации получили молодые доктора исторических наук С.О. Буранок и С.Г. Малкин);

· молодые учёные, аспиранты, магистранты, студенты за успехи в научной деятельности получают Почётные грамоты и Благодарственные письма ректора СГСПУ.

Организационная поддержка:

· магистранты и студенты имеют право публиковать результаты своих исследований в журнале «Поволжский педагогический вестник» (РИНЦ), сборниках материалов студенческих научных конференций;

· в университете периодически проходят обучающие семинары для молодых учёных, магистрантов и студентов по подаче заявок на получение гранта («Мой первый грант», «Грант для молодых учёных»), оказывается помощь в оформлении заявок на гранты;

· оказание административной и сопроводительной помощи в сборе и подготовке необходимых документов студентам, принимающим участие в ежегодных конкурсах на получение стипендий Президента, Правительства РФ, именных стипендий Губернатора Самарской области, стипендии им. П.В. Алабина.

подняться наверх