Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Вопросы к экзаменам

Вопросы для подготовки к кандидатскому экзамену

1. Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки.
3. Позитивистская традиция в философии науки.
4. Концепция К. Поппера.
5. Концепция И. Лакатоса.
6. Концепция Т. Куна.
7. Концепция П. Фейерабенда.
8. Концепция М. Полани.
9. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки.
10. Наука и искусство.
11. Наука и философия.
12. Наука и обыденное познание.
13. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
14. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).
15. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика.
16. Развитие логических норм научного мышления и организации науки в средневековых университетах. Западная и восточная средневековая наука.
17. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
18. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
19. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.
20. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
21. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
22. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания.
23. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки.
24. Эксперимент и наблюдение. Случайные и систематические наблюдения.
25. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта.
26. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория.
27. Роль конструктивных методов в дедуктивном развертывании теории. Развертывание теории как процесс решения задач.
28. Математизация теоретического знания. Виды интерпретации математического аппарата теории.
29. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность.
30. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.
31. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа).
32. Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания.
33. Логика и методология науки. Методы научного познания, их классификация.
34. Проблема классификации.
35. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
36. Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.
37. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
38. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.
39. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций.
40. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний.
41. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.
42. Главные характеристики современной, постнеклассической науки.
43. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований.
44. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира.
45. Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания.
46. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце ХХ столетия.
47. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере.
48. Проблемы экологической этики в современной западной философии (Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд).
49. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.
50. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых XVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ столетия).
51. Научные школы. Подготовка научных кадров.
52. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия.
53. Наука и экономика. Наука и власть.
54. Проблема секретности и закрытости научных исследований.

Вопросы для направлений 06.06.01 Биология, 35.06.01 Сельскохозяйственные науки, 36.06.01 Ветеринария и зоотехния


55. Предмет философии биологии и его эволюция. Природа биологического познания.
56. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века. Сущность живого и проблема его происхождения.
57. Принцип развития в биологии. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.
58. Проблема системной организации в биологии.
59. Проблема детерминизма в биологии.
60. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентаций культуры.

Вопросы для направления 35.06.04 Технологии, средства механизации и энергетическое оборудование в сельском, лесном и рыбном хозяйстве


55. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.
56. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание.
57. Ступени рационального обобщения в технике.
58. Дисциплинарная организация технической науки.
59. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.
60. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Вопросы для направления 38.06.01 Экономика


55. Гуманитарное знание как проблема. Проблема истины и рациональности в социально-гуманитарных науках.
56. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Текст как особая реальность и основа методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
57. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
58. Аксиологические проблемы социально-гуманитарного знания. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
59. Социальный порядок и экономическая программа: линии взаимодействия.
60. Макроэкономика и микроэкономика как фундаментальные модели целостности жизнедеятельности человечества.

Вопросы для направления 03.06.01 – Физика и астрономия

55. Место физики в системе наук.
56. Онтологические проблемы физики.
57. Проблемы пространства и времени в физике.
58. Проблемы детерминизма и индетерминизма в физике.
59. Специфика познания сложных систем в физике.
60. Проблема объективности и обоснованности физического знания.
61. Философские проблемы взаимодействия физики и математики.

Вопросы для направления 09.06.01 – Информатика и вычислительная техника

55. История становления информатики как междисциплинарного направления во второй половине ХХ века.
56. Информатика как междисциплинарная наука о функционировании и развитии информационно-коммуникативной среды и ее технологизации посредством компьютерной техники.
57. Интернет как метафора глобального мозга.
58. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.
59. Социальная информатика.

Вопросы для направления 11.06.01 – Электроника, радиотехника и системы связи, направленности

55. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники.
56. Практически-преобразовательная (предметно-орудийная) деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание.
57. Ступени рационального обобщения в технике.
58. Дисциплинарная организация технической науки.
59. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества.
60. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

Вопросы для направления 44.06.01 – Образование и педагогические науки

55. Гуманитарное знание как проблема. Проблема истины и рациональности в социально-гуманитарных науках.
56. Объяснение и понимание в социально-гуманитарных науках. Текст как особая реальность и основа методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания.
57. Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном познании.
58. Аксиологические проблемы социально-гуманитарного знания. Жизнь как категория наук об обществе и культуре.
59. Философские проблемы педагогической науки.

Вопросы для подготовки к вступительному экзамену
по дисциплине «Философия»

1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
2. Основной вопрос и основные направления философии.
3. Философская мысль Древнего Востока (Индия, Китай).
4. Зарождение философии античности. Основные концепции досократиков.
5. Космоцентризм древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).
6. Средневековая христианская философия (А.Блаженный, Ф.Аквинский).
7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.
8. Основные направления философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.
9. Эмпирическая гносеология Ф.Бэкона.
10. Рационалистическая метафизика Р.Декарта.
11. Французский материализм эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах).
12. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель).
13. Немецкая классическая философия (Л.Фейербах).
14. Основные положения философии К. Маркса.
15. Русская философия Х1Х века (западники и славянофилы).
16. Русская философия Х1Х века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).
17. Русская философия Х1Х века (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).
18. Русская философия Х1Х века (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев).
19. Неклассическая философия второй половины Х1Х века (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
20. Программа «позитивной философии» О.Конта.
21. Американский прогматизм (Д.Дьюи).
22. Психоанализ и философия неофрейдизма.
23. Феноменология (Э.Гуссерль).
24. Экзистенциальная философия.
25. Философская герменевтика.
26. Структурализм и постструктурализм.
27. Аналитическая философия (неопозитивизм, постпозитивизм).
28. Западная религиозно-философская мысль в ХХ веке (неотомизм).
29. Учение о бытии (бытие: сущее и существующее).
30. Философское понятие материи: структура, виды и уровни материи.
31. Движение как коренное свойство материи.
32. Пространство и время как формы существования материи.
33. Природа как объект философского осмысления. Современная философская картина природы.
34. Проблема сознания в философии. Основные традиции в объяснении происхождения сознания.
35. Познание как предмет философского анализа.
36. Чувственное и рациональное познание: их основные формы и способы взаимодействия.
37. Проблема истины в философии и науке.
38. Теория отражения и ее роль в развитии гносеологии.
39. Диалектика (Главные принципы и законы).
40. Общество как объект философского анализа.
41. Основные концепции общественного развития.
42. Общественное бытие и общественное сознание.
43. Социальная структура общества. Государство и право.
44. Основные концепции философии истории.
45. Проблема функционирования и развития общества (Соотношение прогресса и регресса в историческом развитии).
46. Духовная жизнь общества.
47. Проблема человека в философии (Его природа и сущность).
48. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
49. Проблема антропосоциогенеза (Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека).
50. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза.
51. Понятие, сущность и функции культуры.
52. Наука как социокультурное явление.
53. Искусство как форма духовной культуры.
54. Религия как форма духовной культуры.
55. Массовая и элитарная культура.
56. Культура и цивилизация.
57. Аксиология – становление теории ценностей в философии. Категория «ценность» и ее смысл.
58. Глобальные экологические проблемы современности.
59. Философия техники и ее генезис.
60. Онтология и гносеология техники

подняться наверх