Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. М.Горького, 65/67
[javascript protected email address], +7 (846) 207-44-00
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
Версия для слабовидящих

Вопросы к экзаменам

Вопросы к вступительному экзамену по педагогике

(13.00.01 – общая педагогика, история  педагогики и образования)

  1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования.
  2. Андрогогика  как наука об обучении и воспитании взрослых.
  3. Методологические основы педагогики.
  4. Связь педагогики с другими науками.
  5. Методы исследования в педагогике.
  6. Системный подход в педагогике. Структурные, функциональные компоненты педагогической системы и их взаимосвязь.
  7. Разработка в педагогике целей воспитания.
  8. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования.
  9. Дидактические закономерности и принципы обучения.
  10. Методы обучения и активизация познавательной деятельности обучаемых.
  11. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.
  12. Сущность воспитания как педагогического процесса, его общие закономерности и принципы.
  13. Личность как предмет воспитания, внешние и внутренние факторы ее развития.
  14. Концепции учения, основанные на достижениях отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Н.Гальперин, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина и др.).
  15. Сущность деятельностного подхода к обучению.
  16. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.
  17. Проблема создания системы непрерывного образования.
  18. Принципы современной реформы образования.
  19. Инновационные учебные заведения.
  20. Разработки концепции учебных заведений нового типа.
  21. Проблема преобразования традиционных учебных заведений нового типа: гимназии, лицеи, колледжи, университеты, академии.
  22. Интеграция в педагогике и образовании.
  23. Сущность многоуровневой подготовки специалистов.
  24. Проблема оптимизации форм и методов обучения.
  25. Проблема сочетания форм, методов и средств обучения.
  26. Сущность принципа профессиональной направленности обучения.
  27. Принцип политехнизма и пути его реализации.
  28. Сущность гуманизации и гуманитаризации образования.
  29. Проблема повышения познавательной активности учащихся.
  30. Пути формирования навыков самостоятельной работы учащихся. Приемы формирования у обучаемых навыков самообразования, самовоспитания.
  31. Контроль качества обучения. Организация и обобщение нового педагогического опыта. Основные этапы развития и становления современной педагогической теории.
  32. Общие методы и средства воспитания.
  33. Формирование научного мировоззрения учащихся.
  34. Нравственное воспитание.
  35. Воспитание патриотизма и интернационализма.
  36. Трудовое воспитание молодежи.
  37. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения.
  38. Эстетическое воспитание.
  39. Физическое воспитание.
  40. Демократизация воспитательных отношений. Семейное воспитание молодежи.


Вопросы к кандидатскому экзамену по педагогике

 1.Научный статус философии образования. (Причины и предпосылки формирования философии образования. Проблемное поле философии образо­вания).

2.Парадигмальный подход к образованию. Гуманистическая и традици­онная парадигмы образования и воспитания.

3.Личностно-ориентированное и инновационное образование и обучение.

4.Аксиологические основы образования.

5.Гуманизация и гуманитаризация образования.

6.Антропологические основы образования. Человек как предмет воспи­тания и образования.

7.Педагогическая деятельность в контексте культуры.

8.Культура и образование.

9.Объект, предмет, задачи и функции педагогической науки. Связь педа­гогики с другими науками.

10.Методология и методы педагогического исследования.

11.Содержание образования (концепции и подходы). Учебный план и программа.

12.Дидактика как теория образования и обучения (Традиционная и педоцентристская концепции. Традиционная и гуманистическая парадигма обуче­ния).

13.Методы   воспитания.  Классификация  методов  воспитания, характеристика  методов воспитания.

14.Методы обучения. Классификация методов обучения, характеристика методов обучения.

15.Сущность процесса обучения и его этапы. Функции обучения.

16.Воспитание как общественное явление.  Сущность,  содержание и принципы воспитания. Взаимосвязь воспитания, формирования и развития лич­ности ученика.

17.Организационные формы обучения. Урок - основная организационная форма обучения. Типология уроков. Общепедагогические и дидактические тре­бования к уроку.

18.Педагогическая компетентность и мастерство учителя.

19.Социальная педагогика как отрасль научного педагогического знания предмет, возможности, достижения.

20.Инновации в образовании.

21.Теория обучения и нравственного воспитания Г.Песталоцци.

22.Основные черты русской педагогики первой половины девятнадцатого века.

23.Генезис идей о свободном воспитании (Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Д.Дьюи).

24.Педагогическая деятельность и взгляды А.С.Макаренко.

25.Воспитание и просвещение в Древней Руси и Русском государстве до 18 века ("Поучение Владимира Мономаха". Епифаний Премудрый, Максим Грек, Симеон Полоцкий).

26.Педагогическая мысль Западной Европы и США в конце 19 начале 20 века (Г.Кершенштейнер "Школа будущего - школа работы. Д.Дьюи "Школа и общество". В.Лай "Школа действия").

27.Реформы    образования    России    18    века    (Реформы    Петра   I, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Новиков, Устав 1786 г.).

28.Общепедагогические взгляды К.Д.Ушинского (Предисловие к "Педа­гогической антропологии". "Родное слово". "Труд в его психическом и воспи­тательном значении").

29.Педагогическая деятельность и взгляды А.Дистервега.

30.Образование и школа в Западной Европе XII - XU веков. Гуманисти­ческая направленность образования в эпоху Возрождения.

31.Педагогическая деятельность и взгляды В.А.Сухомлинского.

32.Этнопедагогика в системе педагогического знания. Предмет и задачи этнопедагогики.

33.Педагогическая культура и духовный опыт народа.

34.Средства народной педагогики.

35.Народное     воспитание     в     наследии     классиков     педагогики (К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский).

36.Сравнительная педагогика в системе педагогического знания. Пред­мет, задачи и методы сравнительной педагогики.

37.Обновление содержания общего образования (Дифференциация, стан­дартизация, традиционные и новые учебные дисциплины).

38.Сущность педагогического прогнозирования и проектирования как области педагогической деятельности.

39.Педагогическая диагностика в логике прогнозирования и проектиро­вания развития образования.

40.Анализ и оценка педагогических проектов и результатов их реализа­ции.

 

Темы к вступительному экзамену в аспирантуру по английскому языку

    1. Мой родной город.
    2. Мой институт (университет)
    3. Моя семья
    4. Моя профессия
    5. Лондон – столица Великобритании
    6. Мое хобби
    7. Путешествие, которое Вы совершили
    8. Выдающийся ученый в Вашей области


Экзаменационные вопросы по философии для вступительных экзаменов в  аспирантуру  СГСПУ

1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.

2. Основной вопрос и основные направления философии.

3. Философская мысль Древнего Востока (Индия, Китай).

4. Зарождение философии античности. Основные концепции досократиков.

5. Космоцентризм древнегреческой философии (Сократ, Платон, Аристотель).

6. Средневековая христианская философия (А.Блаженный, Ф.Аквинский).

7. Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

8. Основные направления философии Нового времени: эмпиризм и рационализм.

9. Эмпирическая гносеология Ф.Бэкона.

10. Рационалистическая метафизика Р.Декарта.

11. Французский материализм эпохи Просвещения (Дидро, Гольбах).

12. Немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель).

13. Немецкая классическая философия (Л.Фейербах).

14. Основные положения философии  К.Маркса.

15. Русская философия Х1Х века (западники и славянофилы).

16. Русская философия Х1Х века (А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский).

17. Русская философия Х1Х века (Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой).

18. Русская философия Х1Х века (В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев).

19. Неклассическая философия второй половины Х1Х века (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

20. Программа «позитивной философии» О.Конта.

21. Американский прогматизм (Д.Дьюи).

22. Психоанализ и философия неофрейдизма.

23. Феноменология (Э.Гуссерль).

24. Экзистенциальная философия.

25. Философская герменевтика.

26. Структурализм и постструктурализм.

27. Аналитическая философия (неопозитивизм, постпозитивизм).

28. Западная религиозно-философская мысль в ХХ веке (неотомизм).

29. Учение о бытии (бытие: сущее и существующее).

30. Философское понятие материи: структура, виды и уровни материи.

31. Движение как коренное свойство материи.

32. Пространство и время как формы существования материи.

33. Природа как объект философского осмысления. Современная философская картина природы.

34. Проблема сознания в философии. Основные традиции в объяснении происхождения сознания.

35. Познание как предмет философского анализа.

36. Чувственное и рациональное познание: их основные формы и способы взаимодействия.

37. Проблема истины в философии и науке.

38. Теория отражения и ее роль в развитии гносеологии.

39. Диалектика (Главные принципы и законы).

40. Общество как объект философского анализа.

41. Основные концепции общественного развития.

42. Общественное бытие и общественное сознание.

43. Социальная структура общества. Государство и право.

44. Основные концепции философии истории.

45. Проблема функционирования и развития общества (Соотношение прогресса и регресса в историческом развитии).

46. Духовная жизнь общества.

47. Проблема человека в философии (Его природа и сущность).

48. Человек, личность, индивид, индивидуальность.

49. Проблема антропосоциогенеза (Научные, философские, религиозные гипотезы происхождения и развития человека).

50. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза.

51. Понятие, сущность и функции культуры.

52. Наука как социокультурное явление.

53. Искусство как форма духовной культуры.

54. Религия как форма духовной культуры.

55. Массовая и элитарная культура.

56. Культура и цивилизация.

57. Аксиология – становление теории ценностей в философии. Категория «ценность» и ее смысл.

58. Глобальные экологические проблемы современности.

59. Философия техники и ее генезис.

60. Онтология и гносеология техники.

подняться наверх