Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

Самарский научный вестник №1(6) 2014 год

Эффективность использования компетентностно-модульной технологии в подготовке офицеров запаса

Efficiency of competence-modul technology in reserve officers' training

Аннотация: В статье представлены результаты экспериментальных исследований по определению эффективности компетентностно-модульной технологии профессиональной подготовки офицеров запаса. Уделено внимание составу и структуре профессиональных компетенций и модели системы их формирования..

Annotation: The article presents the results of the research that shows how efficient competence-module technology in reserve officers’ professional training is. The author also focuses on the structure of professional competences and their system-forming model.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; модель системы формирования компетенций; оценка уровня сформированности компетенций.

Keywords: professional competences; ompetence system-forming model; development evaluation.

Антонов Геннадий Михайлович, аспирант кафедры психологии и педагогики, преподаватель военной кафедры

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

Antonov Gennady Mikhailovich, lecturer of the military department, postgraduate student of the chair of psychology and pedagogy

Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya st., 244.



Special needs students project activity as a means of promoting their life competences

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению концепции Cпециального государственного образовательного стандарта для лиц с ОВЗ и требований к образовательным результатам обучающихся, которые в нем формулируются. Названы средства формирования жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ. Показано, что среди разнообразных средств формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ наиболее эффективным является проектная деятельность.

Annotation: The program of the State educational standard for people with special needs determines requirements for the educational results. One of them is shown through life competences. Among the various means of their developing one of the most effective ones is special needs students’ project activity.

Ключевые слова: образовательные результаты, образовательный стандарт; дети с ОВЗ; жизненные компетенции; проектная деятельность; ИКТ

Keywords: educational effect; educational standard; children with special needs; life competences; project activity; information and communication technologies.

Арзыбова Олеся Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Arzybova Olesya Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of special pedagogics and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443010, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов

Pedagogical students' professional identity development

Аннотация: В статье раскрывается проблема значения и сущности развития учебно-профессионального сознания студентов с особенностями проявления психологических составляющих на разных этапах профессиональной подготовки в вузе. Рассматриваются вопросы, связанные с содержанием внешних процессов воздействия, способствующих изменению учебно-профессионального сознания студентов, состоящего из профессионально значимых и личностных качеств специалиста и обеспечивающих в последующем профессиональное становление личности в учебно-педагогической деятельности. Предлагаются различные подходы к организации необходимых условий развития учебно-профессионального сознания студентов, позволяющих будущему специалисту гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, и творчески подходить к решению профессиональных и личностных задач.

Annotation: Professional development takes place at the same time as professional training. In high school students gain the foundations of professional identity, they get the idea of significant personal qualities their future job requires. Then their professional development can undergo further changes. This will result in their flexible and innovative solutions while facing professional challenges and personal problems.

Ключевые слова: учебно-профессиональное сознание; процесс профессионализации; учебно-профессиональное развитие будущего специалиста; учебно-профессиональная деятельность; профессиональное развитие.

Keywords: professional identity; professional development; professional activity.

Архипова Ирина Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65

Arkhipova Irina Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology 
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65

Формирование универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как основа их дальнейшего успешного обучения в школе

Development of general education background in the work with preschool disabled children as a basis for their doing well at school

Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования универсальных предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста, что способствует обеспечению социальной успешности их адаптации при переходе к обучению в начальной школе и создает технологическую базу преемственности дошкольного и начального образования.

Annotation: This paper deals with the problem of development of general education background of preschool children, which is to provide their social adaptation when starting primary school, and create technological base of continuity in preschool and primary education.

Ключевые слова: универсальные предпосылки учебной деятельности; универсальные учебные действия; преемственность дошкольного и начального образования.

Keywords: general education background; general learning skills; continuity of preschool and primary education.

Афанасьева Ольга Викторовна, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, зам. директора по воспитательно-методической работе

Адрес: МБОУ Гимназия № 9 структурное подразделение «Детский сад «Клубничка», 445054, Россия, Тольятти, ул. Мира, 89

Afanasyeva Olga Viktorovna, tutor internship site Faculty of Special Education 
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, director of educational-methodical work

Address: Municipal budget educational institution of high school № 9 structural division «Kindergarten» Passion», 445054, Russia, Tolyatti, Mir st., 89

Кайданович СветланаМихайловна, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, методист

Адрес: МБОУ Гимназия № 9 структурное подразделение «Детский сад «Клубничка», 445054, Россия, Тольятти, ул. Мира, 89

Kaydanovich Svetlana Mihailovna, tutor internship site Faculty of Special Education 
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, methodist

Address: Municipal budget educational institution of high school № 9 structural division «Kindergarten» Passion», 445054, Russia, Tolyatti, Mir Str., 89

Наименования брюквы в самарских говорах (лингвогеографический аспект)

Variants of rutabaga names in Samara dialects (in the aspect of linguistic geography)

Аннотация: В последнее время значительно возрос интерес лингвистов к изучению лексики говоров вторичного образования. В наименованиях овощных культур наблюдается большое количество разнообразных вариантов, отражающих специфику лингвистического ландшафта территорий позднего заселения. В статье представлены результаты картографирования всех зафиксированных в самарских говорах наименований брюквы. Интерпретируемая карта содержит данные, актуальные в плане решения вопроса о сравнительно-типологической характеристике диалектной лексики на территориях, недостаточно исследованных с точки зрения лингвогеографии.

Annotation: Today linguists are getting more and more interested in the vocabulary of late formed dialects. Many words denoting vegetables are variants that reflect language features of late settlements. The article presents the results of mapping dialectal names of rutabaga in the Samara region. The map contains the data relevant to the comparative-typological characteristics of the dialect vocabulary on the area, which has remained the object of a few explorations in the aspect of linguistic geography.

Ключевые слова: диалект; русские народные говоры; литературный язык и диалекты; диалектная лексика; лингвогеография.

Keywords: dialect; Russian folk dialects; literary language and dialects; dialect vocabulary; linguistic geography.

Баженова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка, 
культуры речи и методики их преподавания, старший научный сотрудник

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Bazhenova Tatyana Evgenyevna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair 
of Russian language, culture and teaching them techniques for speech, senior researcher

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

Чепухова Екатерина Михайловна, студент 3 курса филологического факультета

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Shepukhova Еkaterina Мikhailovna, third-year student of Faculty of Philology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

Взаимодействие с родителями по реализации в МАДОУ ЦРР - ДС №108 г.о. Самара гендерного подхода в социализации дошкольников

Interaction with parents as part of gender approach implementation in preschoolers' social adjustment (as exemplified in mapei - childcare centre №108, c.d. Samara)

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы взаимодействия с родителями при реализации гендерного подхода в социализации дошкольников. Анализируются результаты изучения мотивированности участия родителей в данной работе. В статье описываются активные формы взаимодействия с родителями, которые решают задачи эмоционального, когнитивного и поведенческого аспекта социализации их детей.

Annotation: Interaction with preschool children’s parents in the process of children socialization and gender approach implementation as its part is of great assistance in personal growth competences development. The article focuses on the active forms of work that help to solve emotional, cognitive and behavioral problems in the process mentioned above.

Ключевые слова: социализация; гендерный подход; гендерная идентичность; взаимодействие с родителями.

Keywords: socialization; gender approach; gender identity; interaction with parents.

Белкина Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Belkina Irina Nikolayevna, candidate of psychological sciences, associate professor 
of the chair of special education and psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443010, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Лыгдэнова Оксана Станиславовна, заведующий

Адрес: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 108 г.о. Самара, 443096, Россия, Самара, ул. Коммунистическая, 20

Lygdenova Oksana Stanislavovna, head

Address: Municipal autonomous preschool educational institution, Child Development Center – Childcare center № 108, 443096, Russia, Samara, Communisticheskaya st., 20

Радаева Людмила Михайловна, методист

Адрес: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 108 г.о. Самара, 443096, Россия, Самара, ул. Коммунистическая, 20

Radayeva Ludmila Mikhailovna, methodologist

Address: Municipal autonomous preschool educational institution, Child Development Center – Childcare center № 108, 443096, Russia, Samara, Communisticheskaya st., 20

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа как компонент процесса сопровождения ребенка с отклонениями в развитии

Individual remedial program in the support of a special needs child

Аннотация: В статье рассматриваются принципы и требования к индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей программе учащегося специальной (коррекционной) школы VIII вида. Указывается на необходимость определять содержание коррекционного, профилактического, развивающего направления психолого-педагогического сопровождения ученика специальной школы с учетом структуры его дефекта. Предлагается структура программы, содержащая блоки, этапы работы и рекомендации родителям и специалистам: учителю, воспитателю, медицинским работникам, логопеду, психологу.

Annotation: Individual remedial program helps to highlight special, preventive, developmental aspects of psychological and pedagogical supporting a special school student with particular problems. The program is supposed to contain modules, stages and recommendations for parents and such specialists as a teacher, an educator, health professionals, a speech therapist, a psychologist.

Ключевые слова: bндивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа; психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк); умственная отсталость; процесс сопровождения ребенка с отклонениями в развитии; зона актуального развития; психолого-педагогическая диагностика; коррекция; профилактика; развитие.

Keywords: individual remedial program; health and education council; mental retardation; a special needs child support; hot development area; psychological and pedagogical test; corrective, preventive, developmental measures.

Белкина Ирина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Belkina Irina Nikolaevna, candidate of psychological sciences, assistant professor of the chair of special education and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443010, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Трифонова Галина Витальевна, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Адрес: Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат № 115, 443063, Россия, Самара, ул. Ставропольская, 108

Trifonova Galina Vitalyevna, educational psychologist of the highest qualification,

Address: State Budget of special (correctional) educational establishments boarding school № 115, 443063, Russia, Samara, Stavropolskaya st., 108


Special education faculty: work perspectives in terms of pedagogical education modernization

Аннотация: В данной статье представлена деятельность факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета в рамках реализации программы модернизации педагогического образования. Рассматриваются актуальные проблемы подготовки студентов, содержания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, трудности и пути их решения в педагогической практике, подходы к их реализации в современных условиях.

Annotation: This paper presents Special Education Faculty (Samara State Academy of Social Sciences and Humanities) and its work in terms of teacher training updating trends. The urgent problems of students training, the content of disabled children education, problems and solutions in teaching practice in the present-day environment are displayed.

Ключевые слова: профессиональная подготовка дефектологов; повышение профессиональной квалификации; программа модернизации педагогического образования; система специального образования; интегрированное, инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: special educators training;continuing education; modernization program of teacher education; special education; integrated, inclusive education; disabled children.

Буковцова Нина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета специального образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Bukovtsova Nina Ivanovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the special education department

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67 

Синтаксический концепт «Кондициональность» в немецком языке (на материале сложноподчиненных предложений с условными придаточными)

A syntactic concept of "Conditionality" in the german language (as exemplified in complex sentences with conditional clauses)

Аннотация: В данной статье предпринимается попытка провести анализ сложноподчиненных предложений с условными придаточными в немецком языке с точки зрения когнитивной лингвистики. Особое внимание уделяется понятию «синтаксический концепт», с помощью которого возможна систематизация синтаксических структур в языке. На примере синтаксического концепта «кондициональность» выявляются типичные ситуации употребления сложноподчиненных предложений с условными придаточными в специальных текстах.

Annotation: Complex sentences with conditional clauses are analyzed in the context of cognitive linguistics. There is a focus on the ‘syntactic concept’ which is to systematize syntactic structures in the language. The syntactic concept of conditionality serves as an example to identify typical situations when complex sentences with conditional clauses are used in special texts.

Ключевые слова: сложноподчиненное предложение; условное придаточное; синтаксический концепт; кондициональность.

Keywords: complex sentence; conditional clause; syntactic concept; conditionality.

Бурдаева Татьяна Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков

Адрес: Самарский государственный университет путей сообщения, 443066, Россия, Самара, 1-й Безымянный пер., 18

Burdaeva Tatyana Valeryevna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of foreign languages

Address: Samara State University of Transport, 443066, Russia, Samara, Bezymiannyi per., 18



Professional training of students majoring in speech therapy in terms of inclusive education implementation

Аннотация: В статье раскрываются подходы к профессиональной подготовке студентов-логопедов в процессе осуществления инклюзивного образования, которые должны обеспечить не только полноценный процесс обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях различных форм интеграции, но и руководить, координировать этот процесс в учреждениях, осуществлять активную просветительскую работу среди воспитателей и учителей-предметников, родителей и детей.

Annotation: The article describes the approaches to the professional training of students-speech therapists in the implementation of inclusive education. This is to provide both adequate education of disabled children in conditions of different forms of integration and guidelines in this process at the institutions, as well as public awareness work among teachers and subject teachers, parents and children.

Ключевые слова: интеграция; инклюзивное образование; профессиональная подготовка; учитель-логопед.

Keywords: integration; inclusive education; vocational training; teacher-speech therapist.

Бурмистрова Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры логопедии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Burmistrovа Olga Vladimirovna, the senior lecturer of the chair of speech therapists

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443010, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей в пространстве лекотеки

Psychological and pedagogical support of disabled children and their families in the service of lekoteka

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы организации и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми-инвалидами в пространстве Лекотеки. В работе отражены задачи, направления и содержание работы в этом структурном подразделении дошкольного учреждения. Описываются методики и технологии, направленные на максимальную социализацию и интеграцию воспитанников, коррекцию нарушенных функций. Специально организованная работа позволяет расширить арсенал психолого-педагогических средств включения ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательное пространство.

Annotation: Innovative approaches in organization and content of remedial work with disabled children in the context of Lekoteka contribute to including them in the educational process and getting the assistance they have not received before. However, the experts of the agencies face with difficulties in planning the work under the conditions. The special measures will expand the psychological and pedagogical means of integrating the child and his family into the educational space.

Ключевые слова: лекотека; комплексное сопровождение; инклюзивная образовательная среда; сопровождение семьи; дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; «помогающие» технологии.

Keywords: Lekoteka; complex support; inclusive educational environment; family support; children with locomotor system disorders; «helping» technologies.

Винтаева Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Vintayeva Tatyana Nikolayevna, candidate of pedagogical sciences, head of the chair of special education and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Мелькина Валентина Валентиновна, заведующий

Адрес: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №197 «Радуга», 445057, Россия, Тольятти, Приморский бульвар, 35

Melkina Valentina Valentinovna, head

Address: Municipal Budget Educational Institution Kindergarten № 197 «Rainbow», 445057 Russia, Togliatti, Primorsky Blvd., 35



Environment-oriented approach as conceptual idea of competence education of disabled children

Аннотация: Идея компетентностного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья посредством особой «обучающей среды» как совокупности системных формирующих влияний предметной, социальной и информационной сред выступает в качестве важнейшего фактора повышения эффективности и доступности обучения «для всех и каждого». Средо-ориентированный подход в обучении детей с ОВЗ позволяет перенести акцент в деятельности учителя с активного педагогического воздействия на личность ученика в область проектирования образовательной среды, в которой происходит его самообучение и саморазвитие. В данной статье определены основные критерии анализа и параметры мониторинга образовательной среды

Annotation: The idea of the competence-oriented teaching children with disabilities through special "learning environment" – the result of system forming subject, social and informational environment - is the major factor increasing the efficiency and availability of education "for everyone". Environment-oriented approach in teaching disabled children allows to focus active pedagogical influence on the environment where the student undergoes self-education and self-development. The article presents the basic analysis and monitoring criteria of the educational environment.

Ключевые слова: образовательная среда; компетентностное образование; средо-ориентированное обучение; средо-ориентированный подход; проектирование образовательной среды; типологизация образовательной среды; социальная ситуация развития; критерии анализа и параметры мониторинга образовательной среды; четырехкомпонентная модель «проектного поля» образовательной среды; мониторинг образовательной среды.

Keywords: educational environment; competence education; environment-oriented education; environment-oriented approach; educational environment planning; the typology of educational environment; the social situation of development; the analysis and monitoring criteria of educational environment; four-component model of «project field» of educational environment.

Галкина Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, директор

Адрес: ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальная (коррекционная) школа-интернат с. Старый Буян, 446372, Россия, Самарская область, с. Старый Буян, ул. Центральная, 34

Galkina Olga Vladimirovna, сandidate of pedagogical sciences, head

Address: State Special Education Board School for Disabled Children, v. Stary Buyan. 446372 , Russia, Samara region, v. Stary Buyan , Tsentralnaya st. , 34

Кузнецова Ирина Георгиевна, кандидат психологических наук, руководитель Центра дистанционного обучения детей-инвалидов

Адрес: ГАОУ ДПО(ПК) Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 443111, Россия, Самара, Московское шоссе, 125а

Kuznetsova Irina Georgiyevna, candidate of psychological sciences, director of the Center distance learning disabled children

Address: Samara Regional Institute of Advanced Training and Educators’ Retraining, 443111, Russia, Samara, Moscow Highway , 125a


Motivation transformations in the course of pedagogical students' professional training

Аннотация: Происходящие серьезные преобразования в современном обществе ведут к необходимости качественно изменить требования к личности, ее психологической готовности к самостоятельному выбору профессии, профессиональной адекватности и осознанности своей профессиональной деятельности.

Изучение мотивов профессионального выбора необходимо для поиска различных форм профессионального обучения, для оптимизации учебно-профессионального процесса, для совершенствования системы профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Annotation: Due to the latest changes in the modern society it has become essential to change the requirements for an individual, his psychological readiness to choose career path independently, professional adequacy and awareness of his professional activity. The author believes it is important to study the motives of career choice in the process of searching for different forms of vocational training, improving professional education and the system of professional orientation and selection.

Ключевые слова: мотивация; учебная мотивация; трансформация мотивации; профессиональная ориентация, профессиональное становление; педагогический процесс в вузе.

Keywords: motivation; learning motivation; motivation transformation; professional orientation; professional development; pedagogical process in the University.

Григорьева Наталья Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Grigoryeva Natalya Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

О некоторых способах образования окказиональных слов (на материале современных СМИ)

Ways of nonce words production (as exemplified in mass media)

Аннотация: Особое место на страницах газет занимают сегодня разнообразные по семантике и структуре окказиональные слова, с помощью которых авторы свободно выражают свое отношение к различным явлениям действительности. В статье рассматриваются некоторые способы образования окказиональных слов, употребленных на страницах изданий современных СМИ (междусловное наложение, контаминация, образование по конкретному образцу).

Annotation: Nonce words are widely-used in newspaper language and it is a popular way for the authors to express their attitude towards different events. Nonce words can be of various semantics and structure. The article tells about such ways of nonce words production as overlap blends, portmanteau words and «on the pattern» production.

Ключевые слова: окказиональные слова; окказионализмы; окказионализмы в СМИ; междусловное наложение; контаминация; образование слов по конкретному образцу.

Keywords: nonce words; nonce words in mass media; overlap blends; portmanteau words; «on the pattern» nonce words production.

Зайцева Елена Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Zaitseva Elena Aleksandrovna, candidate of philological sciences, 
associate professor of the chair of Russian language, speech standard and their teaching methodology

Address: Samara State Academy of Social Science and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko st., 26


Approaches to assessment and risk management in oil industry

Аннотация: В статье раскрывается проблема оценки эффективности реализации инвестиционных проектов в геологоразведочной отрасли в условиях нестабильной среды. Рассматриваются вопросы применения адаптированного подхода к диверсифицированной оценке рисков инвестиционных проектов разработки нефтяных месторождений. Предлагаются рекомендации по рациональному использованию инвестиционных средств в геологоразведку и обоснованию управленческих решений.

Annotation: Investments into prospecting and oil-extracting branches are fraught with big risks. Actually project risks are often analyzed at the pre-investment phase when technical assessment and valuation of oilfield development is prepared – that is when carrying out prospecting works. Development of fields withhard-to-recover oil reserves under uncertainty conditions predetermines risk management. The methods and strategies of risk management should be comprehensive, it is crucial to take into account interrelation between risks and planned results.

Ключевые слова: геологоразведочные работы; комплексная оценка рисков; проектный анализ; системный подход; управление проектными рисками; разработка месторождений; управленческие решения.

Keywords: prospecting works; complex risks assessment; project analysis; systemic approach; project risks management; field development; managerial decisions.

Заступов Андрей Владимирович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26, ауд. 311.

Zastupov Andrey Vladimirovich, candidate of economic sciences, associate professor of the chair of economics

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26, Room 311.


Teaching speech etiquette in a pedagogical university as part of students' communicative competence development (based on experience of course «teacher's culture of speech»)

Аннотация. В статье рассматривается методика проведения занятий по изучению речевого этикета в курсе «Культура речи учителя» в педагогическом вузе.

Annotation: The article tells about methodology of teaching speech etiquette in Course «Teacher’s Culture of Speech» in a pedagogical university.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога; педагогическое общение; профессиональное речевое общение; речевой этикет учителя; этикетные речевые формулы; ситуации профессионального общения.

Keywords: communicative competence of a teacher; teachers’ communication; professional verbal communication; teacher’s speech etiquette; etiquette speech formulas; the situation of professional communication.

Зубкова Людмила Михайловна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М. Горького, 65/67

Zubkova Lydmila Mihailovna, senior teacher of the chair of special education and psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67. 


Demographic optimum as the objective of economic and demographic policy

Аннотация: В данной статье рассматривается демографическая обстановка, основные тенденции развития населения. Даны характеристики демографической политики, на основе которой разрабатываются демографические показатели, в том числе и оптимум населения

Annotation: In the demographic development of any country there can be processes that badly affect it. A special policy is necessary to be developed and carried out to put right the situation. However, before that complex analysis of the demographic situation should be held, as well as the goals of such a policy should be defined clearly.

Ключевые слова: демографическая обстановка; демографическая политика; статистический оптимум; динамический оптимум населения.

Keywords: demographic situation; the demographic policy of statistical optimum; dynamic optimum of population.

Ирих Ирина Сергеевна, старший преподаватель кафедры «Экономическое образование»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Irikh Irina Sergeyevna, senior teacher of the chair «Economic education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67


Elaboration and implementation of the personal educational program for a disabled preschooler in lekoteka environment

Аннотация: В статье анализируется современное состояние проблемы разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Представлены практические рекомендации для специалистов Лекотеки по их разработке и реализации.

Annotation: This article analyzes the present-day problem of elaboration and implementation of the personal educational programs for preschool children with disabilities. The author shares recommendations on the issue for Lekoteka educators.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; индивидуальная образовательная программа; индивидуализация; Лекотека.

Keywords: preschool children with disabilities; personal educational program; individualization; Lekoteka.

Курицина Ольга Владимировна, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования

Самарского государственного социально-педагогического университета, учитель-дефектолог

Адрес: НДОУ «Детский сад № 119 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», 443076, Россия, Самара, ул. Партизанская, д. 183А

Kuritsina Olga Vladimirovna, tutor internship site faculty of special education Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, teacher pathologist

Address: Non-state preschool educational institution «Kindergarten № 119 Open Joint Stock Company «Russian Railways », 443076, Russia, Samara, Partizanskaya st., 183A


Linguopragmatic characteristics of english user's manuals and their translation into russian

Аннотация: В статье проводится анализ параллельных текстов потребительских инструкций к компьютерной технике и косметическим средствам на русском и английском языках, выявляются основные лингвопрагматические характеристики англоязычных инструкций и способы их перевода на русский язык.

Annotation: The author focuses her attempt on general linguopragmatic characteristics of English computer equipment and cosmetics user’s manuals and reveals the ways of their translation into Russian on the basis of parallel texts analysis.

Ключевые слова: лингвопрагматические характеристики; потребительские инструкции; перевод.

Key words: linguopragmatic characteristics; user’s manuals; translation.

Ларина Ирина Юрьевна, магистрант Самарского государственного социально-педагогического университета, преподаватель

Адрес: НОУ ДО «Спикинг Плэнет – Самара», 443110, Россия, Самара, ул. Ново-Садовая, д. 44

Larina Irina Yuryevna, master's degree student of the Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, teacher

Address: Non-state educational institution of supplementary education «Speaking Planet – Samara», 443110, Russia, Samara, Novo-Sadovaya st., 44


Game-based technologies as a health promotion component of school education

Аннотация: Данная статья посвящена формированию представлений о здоровом образе жизни у школьников посредством дидактических игр. Особое внимание автор уделяет игровым технологиям, применяемым на занятиях в образовательных учреждениях.

Annotation: This article is devoted to health promotion through didactic games in school education. The author highlights the role of game-based technologies that can be used in the classroom.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; игровая технология; дидактическая игра.

Keywords: health; healthy lifestyle; game-based technologies; didactic game.

Лизунова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Lizunova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of zoology and anatomy, physiology, health and safety of the person

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67


Pedagogical approaches to resolving interpersonal conflicts in adolescence

Аннотация: Статья посвящена проблеме межличностного конфликта в подростковом возрасте. Раскрыты стадии, фазы развития и признаки межличностного конфликта. Рассмотрена структура и причины возникновения подростковых межличностных конфликтов. Предложены способы педагогического разрешения конфликта.

Annotation: The article deals with interpersonal conflict in adolescence. It reveals stages, development phases and signs of interpersonal conflict. The author also presents the structure and causes of adolescent interpersonal conflicts and highlights pedagogically-relevant ways of their resolving.

Ключевые слова: конфликт, инцидент, подростковый возраст, девиантное поведение, педагогическая ситуация.

Keywords: conflict; incident; adolescence; deviant behavior; pedagogical situation.

Любушкина Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Lyubushkina Lyudmila Aleksandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67


Peculiarities of nature science pedagogical students' training in the process of federal state educational standard of the third generation adaptation

Аннотация: Переход системы высшего профессионального педагогического образования на новые образовательные стандарты влечет за собой существенные изменения в организации и содержании естественнонаучной подготовки студентов. В статье рассматриваются особенности этой подготовки в рамках реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению 050100 «Педагогическое образование».

Annotation: The latest educational standards in higher education predetermine significant changes in the nature science teacher students’ training, its structure and content. The article considers the peculiarities of this process as exemplified in implementation of the main bachelor degree programs, specialty 050100 «Pedagogical education».

Ключевые слова: естественнонаучная подготовка студентов; образовательный стандарт; естествознание; педагогическое образование; естественнонаучная картина мира.

Keywords: nature science training; educational standard; nature science; teacher training; worldview in terms of nature science.

Макеева Екатерина Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры физики и методики обучения

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67.

Makeyeva Ekaterina Dmitriyevna, candidate of historical sciences, associate professor of the chair of physics and teaching methodology

Address: Samara State Academy of social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67.

Verbs of the FIeld of Falsehood in modern english

Аннотация: В настоящей статье глаголы и глагольные лексемы группы lie рассматриваются в качестве элементов поля неистинности. Интегральным для их объединения в поле неистинности выступает признак “неверное отражение действительности”. Проанализировав дефиниции и отобранные контексты на английском языке, в которых используются глаголы со значением неистинности, автор приходит к выводу, что в современной германистике существует проблема инвентаризации глаголов искомой семантики и их семантической классификации. Статья вносит определенный вклад в разрешение существующей проблемы.

Annotation: In the paper verbs of the semantic group “lie” are viewed as part of the field of falsehood. The author considers that the feature “false reflection of reality” is common to all verbs of the group in question. Having analysed the definitions and contextual environment of the verbs of falsehood in the English language discourse, the author comes to the conclusion that the inventory and semantic classification of verbs under analysis, which are very rich in their meaning, present a problem in modern linguistics. The article is an attempt to appreciate the semantics of the verbs belonging to the group under investigation.

Ключевые слова: поле неистинности; неверное отражение действительности; глаголы группы lie.

Keywords: field of falsehood; false reflection of reality; verbs of the “lie” group.

Максимчик Оксана Александровна, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Maximtchik Oxana Alexandrovna, candidate of philological sciences, senior teacher of the chair of English philology and cross-cultural communication

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67


Health-saving technologies in the work with children with locomotor disabilities

Аннотация: Данная статья посвящена проблеме здоровьесохранения детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, организации коррекционно-развивающего процесса с использованием здоровьесберегающих технологий с учетом психофизических и возрастных особенностей детей рассматриваемой категории.

Annotation: This article deals with the problem of health saving in the childcare centre for children with locomotor disabilities. It focuses on implementation of remedial work by means of health saving technologies based on mind-body and age characteristics of the children.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии; педагогика оздоровления; дети дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.

Keywords: health saving technologies; healthcare education; pre-school children with locomotor disabilities.

Меркулова Наталья Геннадьевна, старший воспитатель, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета

Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти, 445004, Россия, Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21

Merkulova Natalia Gennadievna, senior educator, tutor internship site special education faculty Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Address: Municipal preschool educational institution, childcare centre № 27 «Lesovichok», 445004, Russia, Tolyatti, 50 October av., 21

Романова Наталия Николаевна, учитель-логопед, тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета

Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Лесовичок» городского округа Тольятти, 445004, Россия, Тольятти, бульвар 50 лет Октября, 21

Romanova Natalia Nikolaevna, a teacher and speech therapist, tutor internship site special education faculty Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Address: Municipal preschool educational institution, childcare centre № 27 «Lesovichok», 445004, Russia, Tolyatti, 50 October av., 21


Phytodiversity of forest communities in urban environment

Аннотация: В статье приводятся данные о проведённых научных исследованиях фиторазнообразия растительных сообществ в пригородных лесах города Самары. Рассмотрены вопросы флористического и фитоценотического богатства изученной территории, а также даётся прогноз развития лесных сообществ в условиях урбосреды.

Annotation: The research data on phytodiversity of plant communities in Samara suburban forests is presented. The problems of floristic and phytocoenotic diversity of the studied territory are highlighted, and forest communities condition in urban environment is forecasted.

Ключевые слова: фиторазнообразие; лесные сообщества; редкие и уязвимые виды флоры; город Самара.

Keywords: phytodiversity; forest communities; endangered plant species; Samara.

Митрошенкова Анна Евгеньевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Mitroshenkova Anna Evgeniyevna, candidate of biological sciences, associate professor of the chair of botany, general biology, ecology, biological and ecological education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

Ильина Валентина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Ilina Valentina Nikolayevna, candidate of biological sciences, associate professor of the chair of botany, general biology, ecology, biological and ecological education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26


Cinquain in teachingpreschool children with motor alalia as a means of vocabulary building

Аннотация: В данной статье рассматриваются методические аспекты формирования лексической стороны речи детей с моторной алалией. Этот сложный системный процесс основывается на структурировании семантических полей значений с учетом различных видов связей между словами. Характеризуя своеобразие развития лексической стороны речи у детей с моторной алалией, важно отметить расплывчатость и неточность структуры значений слов. Практика преодоления имеющихся нарушений данного процесса показывает необходимость использования таких средств и методов педагогического воздействия, которые позволяют обеспечить восстановление описанного механизма лексического развития. Одним из таких средств логопедической работы является синквейн.

Annotation: Today the lexical aspect of speech is looked upon as a complex phenomenon, based on semantic fields structuring that stems from different kinds of relationships between words. The speech of children with motor alalia, the word meanings in particular, can be characterized as loose and inaccurate. But in reality this problem can be solved in different ways. One of them – cinquain – is used in speech therapy.

Ключевые слова: логопедия; развитие речи; лексическая система; особенности лексики; методы формирования лексики; этапы логопедической работы; дети с моторной алалией; синквейн.

Keywords: speech therapy; speech development; lexical system; vocabulary peculiarities; methods of vocabulary building; speech therapy stages; children with motor alalia; cinquain.

Нестерова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Пушкина/Бр. Коростелевых, 248.

Nesterova Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of speech therapists

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Pushkin/Br. Korostylevy st., 248.

Федосова Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Пушкина/Бр. Коростелевых, 248.

Fedosova Oksana Yurievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of speech therapists

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Pushkin/Br. Korostylevy st., 248.


Use of paremiological units in remedial work

Аннотация: В статье раскрываются возможности применения пословиц и поговорок (паремий) в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Привлекаются материалы, обогащающие лексико-грамматический строй речи таких учащихся народными наставлениями. Отмечено развитие в процессе осмысления этих выражений высших психических функций детей, прежде всего, мышления.

Annotation: The article describes the ways of using proverbs and sayings in the education of children with special educational needs. It is possible to take the best advantage of these units, as their lexical and grammatical peculiarities enrich students’ speech in folklore morals. It has been proved that they cause development of children’s higher mental functions, thinking in particular.

Ключевые слова: пословицы и поговорки; паремические выражения; степень смысловой мотивированности; коррекционная направленность; обобщение связей и отношений; проектная деятельность; паремиографические издания; жизненная компетенция.

Keywords: proverbs and sayings; paremiological units; degree of semantic motivation; remedial tendency; links and relations synthesis; project activities; paremiographical periodicals.

Нугайбекова Марьям Абдулловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Nugaybekova Mariam Abdulovna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of special pedagogics and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67. 

Медико-рекламный дискурс на немецком и русском языках

Medical advertising discourse in german and russian

Аннотация: В статье приводится анализ медико-рекламного дискурса (его основные лингвопрагматические особенности) на материале полилингвальных сайтов узкоспециальных клиник Германии

Annotation: The author focuses on some main linguopragmatic characteristics of medical advertising discourse comparing German and Russian versions of polylingual websites of strictly specialized clinics in Germany.

Ключевые слова: медико-рекламный дискурс; лингвопрагматические особенности.

Keywords: medical advertising discourse; linguopragmatic characteristics; German and Russian versions.

Поварова Ольга Игоревна, магистрант кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации Самарского государственного социально-педагогического университета

Адрес: НОУ ДО «Спикинг Плэнет - Самара» 443110, Россия, Самара, ул. Ново-Садовая, д. 44

Povarova Olga Igorevna, master's degree student of the chair of English philology and cross-cultural communication, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

Address: Non-state educational institution of supplementary education “Speaking Planet – Samara” 443110, Russia, Samara, Novo-Sadovaya st., 44


«HOME» IN THE SILVER AGE POETRY: LEXICAL BOUNDARIES OF THE LOCUS

Аннотация: Являясь культурной константой русской концептосферы, локус Дом стал одним из ключевых для русской поэтической картины мира. На материале поэзии Серебряного века с помощью методики анализа художественного текста в аспекте когнитивной лингвистики определены концептуальные признаки локуса Дом и выявлены его внутренние границы. Лексическими экспликаторами этих границ стали имена окно, потолок, двери, крыша, сад, участвующие в поэтической метафоризации и концептуализации домашнего пространства.

Annotation: Locus “ home” is a cultural constant of Russian sphere of concepts and it has become one of the key ones for Russian linguopoetics. By analyzing the literary text in terms of cognitive linguistics the author presents the features of locus “Home” and highlights its inner boundaries as exemplified in the poetry of the Silver Age. Nouns window, ceiling, doors, roof, garden, that contribute to poetic metaphorization and conceptualization of home space, are lexical explicators of the boundaries.

Ключевые слова: дом; локус; границы локуса; лексическая экспликация; концептуальный признак; метафоризация; поэзия Серебряного века.

Keywords: home; locus; locus boundaries; lexical explication; conceptual feature; metaphorization; the Silver Age poetry.

Прокофьева Виктория Юрьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка, риторики и культуры речи

Адрес: Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19.

Prokofyeva Victoriya Yuryevna, doctor of philology, professor of the chair of modern Russian language, rhetoric and speech culture

Address: Orenburg State Pedagogical University, 460014, Russia, Orenburg, Sovetskaya st., 19


DESIGN OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR DISABLED PRESCHOOLERS’ SOCIAL ADJUSTMENT IN PLAY ACTIVITY

Аннотация: В статье раскрывается системный характер проектирования социально-педагогических условий обеспечения социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности в свете современных требований развития общего и специального дошкольного образования.

Annotation: The article focuses on complex design of social and pedagogical conditions for disabled preschoolers’ social adjustment in play activity in view of present-day general and special preschool education requirements.

Ключевые слова: модель; социализация; социальная адаптация; игровая деятельность; дошкольная образовательная организация; семья; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: model; social adjustment; social adaptation; play activity; preschool educational institution; family; children with disabilities.

Ремезова Лариса Асхатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Remezova Larisa Askhatovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of special education and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67. 


PARTNERSHIP IN THE INTERACTION OF A PRESCHOOL INSTITUTION AND A DISABLED CHILD FAMILY

Аннотация: В статье раскрываются способы, содержание процесса взаимодействия дошкольных образовательных организаций и семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в аспекте социально-педагогического партнерства. Партнерские отношения детского сада и семьи рассматриваются авторами с позиций современных тенденций развития российского дошкольного образования.

Annotation: The article focuses on the social and educational partnership in the interaction of preschool educational institutions and families with a disabled child. The content of this process is revealed and analysed in the aspect of the present-day preschool education development trends in Russia.

Ключевые слова: социально-педагогическое партнерство; процесс взаимодействия; дошкольная образовательная организация; семья; дети с ограниченными возможностями здоровья.

Keywords: social and educational partnership; interaction process; preschool educational institution; family; disabled children.

Ремезова Лариса Асхатовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Remezova Larisa Askhatovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair of special education and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67. 

Свешникова Тамара Дмитриевна, заведующий

Адрес: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 121», 443096, Самара, ул. Владимирская, 24.

Sveshnikova Tamara Dmitrievna, head

Address: Municipal budget educational institution of the Child Development Centre kindergarten number 121, 443096, Samara, Vladimirskay st., 24.

Степанова Марина Алексеевна, зам. заведующего

Адрес: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 121», 443096, Самара, ул. Владимирская, 24.

Stepanova Marina Alexeevna, Deputy. head

Address: Municipal budget educational institution of the Child Development Centre kindergarten number 121, 443096, Samara, Vladimirskay st., 24.


IMPLEMENTATION OF THE SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS OF CHILDREN WITH AUTISTIC DISORDERS IN THE CONTEXT OF INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация: Статья посвящена одной из актуальных проблем современного российского образования – организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзии. Обосновывается необходимость включения детей с аутизмом в образовательное пространство, рассматриваются как факторы, осложняющие данный процесс, так и факторы, способствующие успешному решению данной проблемы.

Annotation: The article is devoted to one of the topical problems of modern Russian education - education of children with autism spectrum disorders in the context of inclusion. The article highlights the necessity of autists’ inclusion in educational space, presents the factors complicating the process and contributing to successful solution of this problem as well.

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра; обучение детей с аутизмом; инклюзивное образование.

Key words: children with autism spectrum disorders; training of children with autism; inclusive education.

Скупова Татьяна Витальевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443010, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67,

Skupova Tatyana Vitaliyevna, senior teacher of the chair of special pedagogy and psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443010, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67


SPECIAL PSYCHOLOGISTS’ DIAGNOSTIC COMPETENCES DEVELOPMENT IN THE COURSE “DIAGNOSTICS OF PSYCHOLOGICAL DEFENSE OF DEVELOPMENTALLY-DELAYED PEOPLE”

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы формирования диагностической компетентности как основы профессиональной деятельности специального психолога. Необходимыми компетенциями студенты овладевают в процессе изучения дисциплины «Диагностика психологической защиты у лиц с проблемами в развитии».

Annotation: This article considers the problem of diagnostic competence development as the basis of a special psychologist’s professional training. Students gain the indispensable competences in the process of studying such a subject as «Diagnostics of psychological protection of developmentally-delayed people».

Ключевые слова: профессиональные компетенции; диагностическая компетентность; психологическая защита; механизмы психологической защиты; психологическая диагностика; специальный психолог; лица с проблемами в развитии.

Keywords: professional competence; diagnostic competence; psychological defense; psychological defense mechanism; psychological diagnostics; special psychologist; developmentally-delayed people.

Терентьева Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Terentyeva Natalya Petrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of special pedagogics and special psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky Str., 65/67.


LOGOPEDIC PRINCIPLES IN CORRECTING CHILDREN’S SPEECH DEFECTS

Аннотация: В статье формулируются принципы построения современной концепции преодоления нарушений звукопроизношения у детей. Раскрывается сущность и значимость принципов комплексного подхода, системности, принципа последовательного, поэтапного формирования навыков звукопроизношения, онтогенетического, этиопатогенетического принципа, принципа дифференцированного подхода, опоры на сохранные анализаторы, учета контекста (контекстуальных влияний) и принципа коммуникативности в системе логопедической работы по формированию навыков фонетически правильной речи.

Annotation: The phonetic level is the basis of the language system and deviations at this stage can influence other language levels in a negative way. Mispronunciation often means that a child is not ready for sound-letter analysis and this can result in his doing bad at school. There has been collected a lot of theoretical material on the problems of etiology, symptoms of speech violations in a variety of clinical forms of speech pathology, though much is left to be studied and described. For example, the structural principles of solving children’s speech problems should be elaborated.

Ключевые слова: принципы; логопедическая работа; комплексный подход; принцип системности; онтогенетический принцип; этиопатогенетический принцип; дифференцированный подход; принцип коммуникативности; этапы логопедической работы; фонетический контекст.

Keywords: principles; logopedic work; integrated approach; the principle of consistency; ontogenetic principle; ethiopathogenetic principle; specific approach; communicative principle; stages of speech therapy; phonetic context.

Федосова Оксана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, Факультет коррекционной педагогики, 443090, Россия, Самара, ул. Пушкина/Бр. Коростелевых, 248.

Fedosova Oksana Yrievna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair of speech therapists

Address: Samara State Academy of Social Science and Humanities, Faculty of correctional pedagogy, 443090, Russia, Samara, st. Pushkin / Br. Korostylevy, 248.

Нестерова Татьяна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, Факультет коррекционной педагогики, 443090, Россия, г. Самара, ул. Пушкина/Бр. Коростелевых, 248.

Nesterova Tatiana Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the chair of speech therapists

Address: Samara State Academy of Social Science and Humanities, Faculty of correctional pedagogy, 443090, Russia, Samara, st. Pushkin / Br. Korostylevy, 248.


THE POETICS OF THE TITLE AND GENRE STRUCTURE OF THE POLICE NOVEL (J. PATTERSON'S ROSES ARE RED AND VIOLETS ARE BLUE)

Аннотация: В статье рассматривается особый характер взаимосвязи между заглавием и основным текстом в романах Дж. Паттерсона «Розы красные» и «Фиалки синие». Обозначенная проблема ставится в жанровом аспекте. Выявленные в ходе анализа особенности поэтики позволяют говорить о том, что Паттерсон в равной мере трансформирует черты и полицейского романа, и крутого детектива (hard boiled) как жанров криминальной литературы.

Annotation: The article views a special character of interaction between the title and the main text in J. Patterson's novels Roses are Red and Violets are Blue. The problem is viewed from the viewpoint of a genre. The peculiarities of the poetics singled out during the analysis show that Patterson transforms the features of both the police novel and the hardboiled detective story as the genres of criminal fiction.

Ключевые слова: криминальная литература; полицейский роман; крутой детектив; заглавие; жанр; сюжет; герой-сыщик.

Keywords: criminal fiction; police novel; hardboiled detective story; title; genre; plot; a detective hero.

Федунина Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории

Адрес: Российский государственный гуманитарный университет, 125993, ГСП-3, Россия, Москва, Миусская пл., 6.

Fedunina Olga Vladimirovna, candidate of philological sciences, associate professor of the chair of theoretical and historical poetics Institute for philology and history

Address: Russian State University for the Humanities, Institute of Philology and History, 125993, Russia, GSP-3, Moscow, Miussky Square 6.


PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF UNIVESITY STUDENTS

Аннотация: В статье раскрывается проблема психологической готовности к профессиональному самоопределению студентов в условиях реализации их учебно-профессиональной деятельности. Основной задачей исследования явилось определение уровня психологической готовности студентов высшего учебного заведения к выбору профессии, а также изучение их мотивационных предпочтений как важнейшего субъективного фактора в выборе профессионального пути.

Annotation: The problem of psychological readiness for professional self-determination of students in realizing their educational activities is described in the article. The main objective of the study was to determine the level of psychological readiness for career choices of university students. We also studied the motivational preferences of students as the most important subjective factor in choosing a professional path.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение студентов; уровень психологической готовности к выбору профессии; профессиональный выбор; субъективные и объективные факторы выбора профессии; мотивационные предпочтения.

Keywords: professional self-determination of students; career choices; the level of psychological readiness for career choices; subjective and objective factors of choice of profession; motivational preferences.

Фирсова Тамара Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Phirsova Tamara Anatolyevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the chair of psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67


STRUCTURAL TYPE OF THE POSTPOSITIVE ATTRIBUTIVE CONSTRUCTION AND THE SYNTACTIC POSITION OF ITS HEAD-WORD IN THE ENGLISH LANGUAGE OF THE XVI-XVII CENTURIES

Аннотация: В статье предпринимается попытка выявить корреляцию между синтаксической функцией субстантивного ядра словосочетания и структурным типом постпозитивной атрибутивной конструкции в английском языке XVI-XVII веков.

Annotation: The author makes an attempt to reveal correlation between the structural type of the postpositive attributive construction and the syntactic function of its head-word in the English language of the XVI-XVII centuries.

Ключевые слова: определение; постпозитивная атрибутивная конструкция; ранненовоанглийский период; синтаксические синонимы; синтаксическая позиция.

Keywords: attribute; postpositive attributive construction; Early New English language; syntactic synonyms; syntactic position.

Шалифова Ольга Николаевна, кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Shalifova Olga Nickolaevna, candidate of philological sciences, associate professor, dean of the foreign languages department

Address: Samara State Academy of Social Science and Humanities, 443090, Russia, Samara, Bluchker st., 25


VOCATIONAL ASPECT OF ELECTIVE COURSES

Аннотация: В данной статье рассматриваются элективные курсы, дисциплины и курсы по выбору, которые играют особую роль при организации учебного процесса на основе личностного подхода. Студенты, выходя на педагогическую практику в базовые учебные заведения, должны быть готовы к проведению курсов по выбору. Поэтому каждому студенту необходимо ознакомиться с тематикой и программами курсов по выбору в профильном обучении учащихся общеобразовательного учреждения, в котором он планирует проходить практику. Тогда каждый студент имеет возможность осознано выбрать и изучать в вузе соответствующие дисциплины и курсы по выбору.

Annotation: Educational process based of personal approach is notable for its elective courses. Facing teaching practice in schools, students should be prepared for teaching elective subjects as well. Therefore, each student has to study the programmes of elective courses in subject oriented curriculum of the school he is to have his teaching practice at. In this case a student is able to make a deliberate choice and study relevant disciplines and courses at the university.

Ключевые слова: профильное обучение; элективные курсы; дисциплины и курсы по выбору; педагогическая практика.

Keywords: subject oriented education; elective courses; optional courses; teaching practice

Шехмаметьева Галина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры математики и методики обучения Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д. 26

Shehmametyeva Galina Evgenyevna, senior teacher of the chair of mathematics and methods of teaching

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov - Ovseyenko st., 26.


INTERACTION OF A PRESCHOOL INSTITUTION AND A FAMILY IN MATTERS OF CHILDREN’S CREATIVITY

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития творческого потенциала старших дошкольников в контексте совместной творческой деятельности в системе отношений «педагог – родитель – ребенок». Описана модель взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьями по вопросам творческого развития ребенка через включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных участников.

Annotation: This paper is devoted to development of creativity of the senior preschool children in the context of joint creative work in the system of relations «teacher – parent – child». A model of interaction of a preschool educational institution with a family is described. Parents’ as equal participants’ role in pedagogical environment is highlighted.

Ключевые слова: творческий потенциал; детско-родительские отношения; семья; детский сад; дошкольники; сотрудничество; развитие.

Keywords: creativity; parent-child relationships; family; childcare centre; preschoolers; cooperation; development.

Шкрыль Наталия Михайловна, заведующий

Адрес: МБОУ детский сад №25 «Катюша», 445054, Россия, Тольятти, ул. Карбышева, 18

Shkryl Natalya Mikhaylovna, head

Address: Municipal budget educational institution, kindergarten № 25 «Katyusha», 445054, Russia, Togliatti, Karbyshev st., 18

Шарафутдинова Лилия Наильевна. тьютор стажировочной площадки факультета специального образования Самарского государственного социально-педагогического университета, заместитель заведующего по воспитательно-методической работе

Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №25 «Катюша», 445054, Россия, Тольятти, ул. Карбышева, 18

Sharafutdinova Liliya Nailyevna, tutor internship site Faculty of Special Education Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, deputy director on educational-methodical work

Address: Municipal budget educational institution, kindergarten № 25 «Katyusha», 445054, Russia, Togliatti, Karbyshev st., 18


INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF THE FIFTH GRADE STUDENTS IN TERMS OF FSES (AS EXEMPLIFIED IN THE RUSSIAN LANGUAGE)

Аннотация: В статье раскрываются подходы к реализации задач инклюзивного обучения на материале русского языка во внеурочной деятельности учащихся в соответствии с новым ФГОС. Представлена программа «Технология смыслового чтения» для учащихся пятых классов.

Annotation: This article describes the ways of solving the problems of inclusive education in extracurricular activities of the 5th grade students in terms of FSES (as exemplified in the Russian language). It presents the program "Content reading technique" for students of the fifth grade.

Ключевые слова: инклюзивное обучение; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; коррекционная работа; технология смыслового чтения; русский язык; ФГОС; внеурочная деятельность.

Keywords: inclusive education; disabled students; remedial work; content reading technique; the Russian language; FSES; extracurricular activities.

Щеголева Ирина Викторовна, учитель русского языка и литературы

Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа колы № 91, 445004, Россия, Тольятти, Л. Толстого, 26а

Schegoleva Irina Viktorovna, a teacher of russian language and literature

Address: Municipal budget educational institution of secondary secondary school № 91, 445004, Russia, Togliatti, L Tolstoy st., 26a

Протасова Галина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы,

Адрес: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91, 445004, Россия, Тольятти, Л. Толстого, 26а

Protasova Galina Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, a teacher of russian language and literature

Address: Municipal budget educational institution of secondary secondary school № 91, 445004, Russia, Togliatti, L Tolstoy st., 26a

Боглачёва Наталия Анатольевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе 
Address: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 91, 445004, Россия, Тольятти, Л. Толстого, 26а

Boglacheva Natalia Anatolievna, deputy director on educational work

Address: Municipal budget educational institution of secondary secondary school № 91, 445004, Russia, Togliatti, L Tolstoy st., 26a


COMMUNICATION BY MEANS OF APHORISTIC SAYINGS

Аннотация: В статье приводятся характерные черты общения посредством собственно афоризмов, максим и сентенций как эффективного и действенного способа коммуникации. Демонстрируются примеры реализации признаков афористических высказываний, благодаря которым в ходе коммуникации осуществляется воздействие на адресата на культурном, социальном и психологическом уровнях.

Annotation: The article displays the peculiarities of communication by means of definitions, observations and morals. The author demonstrates the way wise sayings can have an impact on the recipient at the cultural, social and psychological levels.

Ключевые слова: коммуникация; афоризм; прагматика.

Keywords: communication; aphoristic saying; pragmatics.

Яковлева Инесса Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блю­хера, 25

Yakovleva Inessa Yuriyevna, сandidate of philological sciences, associate professor of the chair of English philology and cross-cultural communication

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Blukher st., 25

aca15.JPG

Если сложить друг на друга все книги библиотеки Университета, то получится стопка книг высотой в 30 километров, что в 3,5 раза выше самой высокой в мире горы Эвереста!

Научные исследования – это важнейшее направление деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета, и в нашем учебном заведении для получения студентами ценных знаний и навыков созданы идеальные условия. В СГСПУ наука действительно занимает первостепенное положение, свои научные школы у нас работают уже несколько десятилетий.

В учебный фонд Университета входят хорошо оснащенные лаборатории и компьютерные классы, прекрасная библиотека, оборудование для проведения исследований и многое другое.

Настоящим кладезем полезной информации для будущих ученых и исследователей являются научные конференции и круглые столы, ежегодно проводимые в нашем заведении. Преподаватели, аспиранты и студенты СГСПУ проходят стажировки в зарубежных вузах, участвуют в грантовых программах, организованных государственными и негосударственными фондами.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх