Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

Самарский научный вестник №2(7) 2014 год

Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика

TYPES OF EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITIES IN TEACHING BIOLOGY: DIDACTIC AND METHODOLOGICAL ASPECTS

Аннотация: Включение учащихся в активную деятельность по овладению знаний – вот требования современных образовательных стандартов. В статье рассматривается дидактическая и методическая характеристика видов учебно-познавательной деятельности учащихся по биологии, организация которых в процессе обучения не только расширит рамки изучения предмета, но и позволит реализовать личностный потенциал школьников.

Annotation: Getting students involved in the educational process is what the latest educational standards presuppose. The article considers the didactic and methodological characteristics of students’ educational and cognitive activity in biology classes, which will stimulate both mastering the subject and students’ personal advancement

Ключевые слова: исследовательская деятельность; медико-оздоровительная деятельность; информационная деятельность; художественно-прикладная деятельность.

Keywords: research; medical and health activities; information activities; arts and crafts activities.

Боброва Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования.

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Bobrova Nataliya Gennadievna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Подготовка реформы городского самоуправления в России (1862-1870 гг.)

DRAFT MUNICIPAL GOVERNMENT REFORM IN RUSSIA (1862-1870)

Аннотация: В статье проводится краткий обзор процесса подготовки и принятия закона «Городового положения» 1870 года; анализируется процесс его обсуждения в течение восьми лет до утверждения закона; дается характеристика взглядов правительства на избирательную систему, на структуру городских органов самоуправления, их основные функции.

Annotation: The article describes the process of drafting out and adopting the law «Municipal Provisions» of 1870 in brief. The paper considers the process of its discussion during the eight years before the law was approved. The author characterizes the government's views of the electoral system, of the structure of the municipal government, their main functions.

Ключевые слова: городская реформа; органы общественного самоуправления; пореформенный период; «Городовое положение»1870 года; закон об избирательных правах; городские избиратели; гласные; городская дума; управа; голова; общество.

Key words: municipal reform; municipal government; after-reform period; “Municipal Provisions” law of 1870; suffrage law; municipal voters; commons; city council; municipal council; mayor; city community .

Бурдина Галина Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка,
литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Burdina Galina Yurievna, Candidate of historical sciences, associate professor of Department of the Russian Language, Literature, Artistic and Aesthetic Disciplines and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Blukher Str., 25


CHARACTERISTICS OF THE ARABLE TERRITORIES IN ISAKLY AREA, SAMARA REGION

Аннотация: Рассматривается структура сельскохозяйственных угодий Исаклинского района. Дается характеристика деградационным процессам на территории района.

Annotation: The paper gives structural characteristics of the arable territory in Isakly area. It also describes the degradation processes in the area.

Ключевые слова: деградация; климат; рельеф; эрозия почв; засоление; переувлажнение; Самарская область.

Keywords: degradation, climate, relief, soil erosion, salinification, water saturation, Samara region.

Воробьева Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Vorobyova Olga Vladimirovna, assistant professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, Maxim Gorky Str., 65/67

Стабилизация когнитивных и психофизиологических процессов в результате занятий аутогенной тренировкой

COGNITIVE AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL PROCESS STABILIZATION AS A RESULT OF AUTOGENOUS TRAINING CLASSES

Аннотация: Исследовалось влияние занятий аутогенной тренировкой на когнитивные и психофизиологические процессы работников – мужчин. Установлено, что занятия аутогенной тренировкой повышают уровень произвольного внимания, стрессоустойчивость организма и стабилизируют психоэмоциональное состояние.

Annotation: The authors studied the influence of autogenic training sessions on cognitive and physiological processes of male workers. They found out that autogenic training exercises stimulate voluntary attention and stress resistance, they also stabilize emotional state.

Ключевые слова: аутогенная тренировка; внимание; память; вегетативный коэффициент; суммарное отклонение от аутогенной нормы; психоэмоциональное состояние.

Keywords: autogenic training, attention, memory, vegetative factor, the total deviation from the autogenous norm, psychoemotional state.

Гордиевская Наталия Александровна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

Nataliya Aleksandrovna Gordiyevskaya, Candidate of Biological Sciences, associate professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Life Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, Gorky str. 65/67

Гордиевский Антон Юрьевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

Gordiyevskiy Anton Yuryevich , Candidate of Biological Sciences, associate professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Life Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, Gorky str. 65/67 


THE ZONE OF PROXIMAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT OF FIRST-GRADE STUDENTS

Аннотация: В статье рассматривается понятие «зона ближайшего интеллектуального развития», ее структурные компоненты и содержание. Сформулированы психолого-педагогические условия, являющиеся основой программы формирования зоны ближайшего интеллектуального развития первоклассников. Раскрыты содержательные особенности блоков программы.

Annotation: The article dwells upon the concept «the zone of proximal intelligence development», its structural components and content. The author tells about the psychological and pedagogical conditions that serve as the base of the zone of proximal intelligence development of first-graders. The paper also reveals the module content of the program.

Ключевые слова: зона ближайшего развития; зона актуального обучения; зона творческой самостоятельности; мера помощи.

Keywords: the zone of proximal development, the zone of relevant teaching, the zone of creative independence , a measure of assistance.

Дмитриева Наталья Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Dmitriyeva Natalya Aleksandrovna, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Social Pedagogics, Psychology and Pedagogics of Primary Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, Blukher Str., 25


ZOO AS EDUCATIONAL ENVIRONMENT FOR VISITOR

Краткая аннотация: В данной статье рассмотрены зоопарки как своеобразные институты социальной адаптации, способствующие становлению экологической культуры личности школьников. Зоологические парки играют большую роль в деле образования и экологического воспитания подрастающего поколения.

Annotation: The article characterizes zoos as social integration institutions that raise students’ ecological awareness. This is possible thanks to biological and ecological constituents, values and environmental activities that zoos imply.

Ключевые слова: зоопарк; экологическая среда зоопарка; экологические тропы; квесты.

Keywords: zoo; ecological environment of the zoo; ecological paths; quests.

Завгороднева Наталья Сергеевна, аспирант кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Zavgorodneva Natalya Sergeyevna, postgraduate student of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Health and Safety»
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26 


FORMATION AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES FOR BACHELORS OF ECONOMIC PROFILE OF SSASSH

Аннотация: Статья посвящена анализу формирования и развития профессиональных компетенций у бакалавров экономического профиля СГСПУ.

Annotation: The Article is devoted to the improvement of the formation and development of professional competencies for bachelors of economic profile СГСПУ.

Ключевые слова: профессиональные компетенции; бакалавры экономического профиля.

Keywords: professional competence; a bachelor of Economics.

Зелепухин Юрий Валентинович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.Антонова-Овсеенко, 26

Zelepukhin Yuri Valentinovich, candidate of technical sciences, head of the chair «Economic education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, Antonov.- Ovseenko st., 26

О возврате к экономическому учению К.Маркса

ON THE RETURN TO THE ECONOMIC DOCTRINE BY K. MARX

Аннотация: В статье обосновывается необходимость использования экономического наследия К.Маркса при преподавании экономических тем школьного курса «Обществознание».

Annotation: The article justifies the necessity of appealing to Karl Marx’s works when teaching economic units of the school course «Social Science».

Ключевые слова: школьный курс «Обществознания»; экономическое наследие К.Маркса.

Key words: school course «Social Science»; Karl Marx’s economic legacy.

Зелепухин Юрий Валентинович, кандидат технических наук, заведующий кафедрой экономического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.Антонова-Овсеенко, 26

Zelepukhin Yuri Valentinovich, Candidate of Technical Sciences, head of Department of Economic Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, Antonov- Ovseyenko Str., 26

Шакирова Гузель Рашитовна, студентка 4 курса факультета экономики, управления и сервиса

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.Антонова-Овсеенко, 26

Shakirova Guzel Rashitovna, 4th year student of Faculty of Economics, Management and Service

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, Antonov - Ovseyenko Str., 26

Развитие творческих способностей учащихся с помощью игровых технологий

STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

Аннотация: В статье рассматриваются игровые технологии как средство формирования творческих способностей у учащихся, а также представлена разработка дидактической игры по географии «Путешествие в страну планов и карт» для учащихся 5-х классов

Annotation: The article describes game technologies as a means of students’ creative skills development. It also gives the example of the didactic game on Geography “Journey to the Land of Site Sketches and Maps ” for the 5th grade students.

Ключевые слова: игровые технологии; творческие способности; дидактические игры; преподавание химии.

Keywords: game technologies; creative skills; didactic games; teaching chemistry.

Знакова Екатерина Сергеевна, учитель географии

Адрес: Лицей философии планетарного гуманизма, 443112, Россия, Самара, пос. Управленческий, ул. Академика Н.Д. Кузнецова, д. 5.

Znakova Ekaterina Sergeyevna, Geography teacher

Address: Lyceum of Philosophy of Planetary Humanism, 443112, Russia, Samara, Upravlencheskiy settlement, Academician N.D. Kuznetsov Str., 5

Социально-экономические и природные предпосылки развития хозяйства Клявлинского района Самарской области

SOCIAL AND ECONOMIC AND NATURAL PREREQUISITES FOR ECONOMIC DEVELOPMENT IN KLYAVLIN AREA, SAMARA REGION

Аннотация: Рассмотрены социально-экономические и природные предпосылки развития хозяйства, характерные для Клявлинского района Самарской области. Проанализированы особенности его экономико-географического положения, рельефа, климата, природной зональности и почв, обеспеченность основными видами природных ресурсов и трудовыми ресурсами.

Annotation: The paper presents the social and economic and natural prerequisites for economic development in Klyavlin area, Samara region. The peculiarities of its economic and geographical position, relief, climate, natural zones and soils, basic natural and manpower resources supply are analyzed.

Ключевые слова: экономико-географическое положение; рельеф; климат; природная зональность; природные ресурсы; трудовые ресурсы.

Keywords: economic and geographical position, relief, climate, natural zonation, natural resources, manpower resources.

Ибрагимова Сакиня Абдулловна, старший преподаватель кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Ibragimova Sakinya Abdullovna, assistant professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky Str., 65/67

Cтруктура и состояние популяций средневолжских видов рода HEDYSARUM L. (Fabaceae)

STRUCTURE AND POPULATION CONDITION OF THE Middle Volga SPECIES OF HEDYSARUM L. (FABACEAE)

Аннотация: В статье приведены сведения о жизненной форме, онтоморфогенезе, поливариантности индивидуального развития, длительности большого жизненного цикла, онтогенетической структуре популяций в природе, флуктуационном типе динамики популяций, жизненной стратегии, состоянию популяций копеечник крупноцветковый (Hedysarum grandiflorum Pall.), копеечник Разумовского (H. razoumovianum Fisch. et Helm) и копеечник Гмелина (H. gmelinii Ledeb.). К основным видам воздействия на степные фитоценозы и ценопопуляции копеечников в их составе относятся отчуждение территории, выпас и прогон скота, степные пожоги, карьерная разработка мела и известняка, сенокошение и рекреация.

Annotation: The article describes the life form, ontomorphogenesis, polyvariety of individual development, the duration of the large life cycle, ontogenetic population structure in the nature, fluctuation type of population dynamics, life strategy, state of the following populations: big-flowered tick trefoil (Hedysarum grandiflorum Pall.), Razumovskiy tick trefoil ( H. razoumovianum Fisch. et Helm) and Gmelin tick trefoil ( H. gmelinii Ledeb). What mainly influences the steppe plant communities and, therefore, cenopopulations of these species is territory isolation, cattle grazing and driving, steppe fires, chalk and limestone open-pitting, mowing and recreation.

Ключевые слова: Hedysarum grandiflorum Pall.; H. razoumovianum Fisch. et Helm; H. gmelinii Ledeb.; онтогенез; популяция; фитоценоз; онтогенетическая структура; пространственная структура; жизненная стратегия.

Keywords: Hedysarum grandiflorum Pall., H. razoumovianum Fisch. et Helm, H. gmelinii Ledeb., ontogenesis, population, phytocoenosis, ontogenetic structure, space structure, life strategy.

Ильина Валентина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Ilyina Valentina Nikolayevna, Candidate of biological sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 26

RAILWAY TRANSPORT AS THE SOURCE OF HEAVY METAL POLLUTION OF CULTIVATED AREAS

Аннотация: Рассматриваются вопросы загрязнения прижелезнодорожных агроландшафтов тяжелыми металлами. Выявлены основные поллютанты и принципы их нормирования. Описываются способы снижения загрязнения агроландшафтов тяжелыми металлами. Дана характеристика устойчивости некоторых сельскохозяйственных культур к содержанию в них тяжелых металлов.

Annotation: The paper dwells upon the issues of cultivated areas pollution –with heavy metals in particular - in the railway neighborhood . It identifies the main pollutants and principles of their standardization. Ways of pollution reduction are suggested. The author also highlights the sustainability of some crops in the aspect of heavy metal content in them.

Ключевые слова: агроландшафт; тяжелые металлы; поллютанты; железнодорожный транспорт; почва; нормирование; фитотоксичность; Самарская область.

Keywords: cultivated area, heavy metals, pollutants, rail transport, soil, standardization, phytotoxicity, Samara region.

Казанцев Иван Викторович, кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Kazantsev Ivan Victorovich, Candidate of biological sciences, dean of Faculty of Natural Science and Geography

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky Str., 65/67

Естественно-географическому факультету СГСПУ - 85 лет

THE 85TH ANNIVERSARY OF FACULTY OF NATURAL SCIENCE AND GEOGRAPHY, SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Аннотация: Представлена характеристика исторического развития естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета. Описываются основные этапы становления, вклад сотрудников в развитие факультета.

Annotation: The paper tells about the history of Faculty of Natural Science and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities. It focuses on the turning points of its development with input from the staff of the faculty.

Ключевые слова: естественно-географический факультет; Самарский государственный социально-педагогический университет; Самарский государственный педагогический университет; Куйбышевский государственный педагогический институт им. В.В. Куйбышева; история.

Keywords: Faculty of Natural Science and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara State Pedagogical University, Kuibyshev State Pedagogical Institute named after V.V.Kuibyshev, history.

Казанцев Иван Викторович, кандидат биологических наук, декан естественно-географического факультета

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Kazantsev Ivan Victorovich, Candidate of biological sciences, dean of Faculty of Natural Science and Geography

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Яицкий Андрей Степанович, ассистент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Yaitsky Andrey Stepanovich, assistant professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26


B.A. SADOVSKOY ABOUT WORKS BY G.R. DERZHAVIN (AS EXEMPLIFIED IN THE COLLECTION OF ARTICLES “RUSSIAN KAMENA”)

Аннотация: Анализируется статья из сборника «Русская Камена» Б.А. Садовского, посвященная Г.Р. Державину. Автор публикации отмечает, что статья Б.А. Садовского построена как полемика с А.С. Пушкиным о роли Г.Р. Державина в развитии русской поэзии, что Б.А. Садовской рассматривает Г.Р. Державина как предшественника А.С. Пушкина, а к художественным достоинствам его поэзии относит поэтическую форму, юмор и описательность. Определены также особенности стиля самого Б.А. Садовского как литературного критика.

Annotation: The present paper analyzes B.A. Sadovskoy’s article “Russian Kamena” dedicated to G.R. Derzhavin. It is pointed out that B.A. Sadovskoy’s article is presented in a form of polemics with A.S. Pushkin about G.R. Derzhavin’s role in the development of Russian poetry. It is noted that B.A. Sadovskoy sees G.R. Derzhavin as A.S. Pushkin’s predecessor and names poetic form, humour and description as artistic merits of his poetry. Special features of B.A. Sadovskoy’s style as a literary critic are also defined.

Ключевые слова: Б.А. Садовской; Г.Р. Державин; А.С. Пушкин; преемственность; поэтика; стиль.

Key words: B.A. Sadovskoy; G.R. Derzhavin; A.S. Pushkin; succession; poetry; style.

Кислова Наталья Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Nataliy Nikolaevna Kislova, Candidate of Philological Sciences, associate professor of Department of Russian, Foreign Literature and Literature Teaching Methodoogy

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, M. Gorky Str., 65/67


THE UNIT “RADIO RECEIVERS” AS PRESENTED IN THE SCHOOL COURSEBOOKS ON PHYSICS

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты изложения темы «Радиоприемные устройства» в различных современных школьных учебниках. Представлен подробный анализ радиосхем, графиков и иллюстраций.

Annotation: The article features some aspects of the unit “Radio receivers” exposition in different contemporary school coursebooks. Detailed analysis of radio circuits, diagrams and illustrations is presented.

Ключевые слова: радиоприемные устройства; простейшие радиосхемы; особенности изложения физики в средней школе; школьные учебники.

Keywords: radio receivers, elementary radio circuits, specific characteristics of presenting physics in the school course, school textbooks.

Козлочков Спартак Алексеевич, студент 4 курса факультета математики, физики и информатики

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Kozlochkov Spartak Alekseyevich, forth-year student of Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Шацких Ксения Олеговна, студент 4 курса факультета математики, физики и информатики

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Shatskikh Kseniya Olegovna, forth-year student of Faculty of Mathematics, Physics and Computer Science

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Янкевич Ольга Александровна, старший преподаватель кафедры физики и методики обучения

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Yankevich Olga Aleksandrovna, assistant professor of Department of Physics and Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26


SIGHT-DISABLED STUDENTS’ INTEGRATION IN VOCATIONAL TRAINING

Аннотация: Статья посвящена инклюзивному образованию в профессиональной подготовке студентов с ограниченными возможностями здоровья по зрению в медицинском колледже, являющемуся одним из условий их социализации и трудовой реабилитации в обществе.

Annotation: Тhe article dwells upon inclusive education in the process of sight-disabled students’ professional training at the medical college. It is one of the most crucial points in their integration and job rehabilitation in the society.

Ключевые слова: социализация; профессиональная подготовка; безбарьерная среда; студенты с ограниченными возможностями здоровья; социальная адаптация; реабилитация; трудоустройство.

Keywords: integration; vocational training; barrier-free environment; disabled students; social integration; rehabilitation; employment.

Колыванова Лариса Александровна, кандидат педагогических наук, менеджер по связям с общественностью

Адрес: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», 446350, Россия, Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кинель-Черкассы, ул. Красноармейская, 60 А

Kolyvanova Larisa Aleksandrovna, Candidate of Pedagogical Sciences, manager of public relations
Address: State educational institution of secondary professional education «Kinel-Cherkassy Medical College», 446350, Russia, Samara region, Kinel-Cherkassy District, Kinel-Cherkassy village, Krasnoarmeyskaya Str., 60A

Носова Тамара Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Nosova Tamara Mikhailovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Life Safety
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26.

Методологические основы задачного подхода к процессу обучения младших школьников математике

METHODOLOGICAL FRAMEWORK OF THE PROBLEM APPROACH IN TEACHING MATHEMATICS IN PRIMARY SCHOOL

Аннотация: В данной статье раскрываются методологические основы задачного подхода. Обосновывается необходимость построения задачной модели системы обучения. Относительно данной системы структурируется содержание деятельности учителя, разрабатываются новые способы организации и управления деятельностью учащихся посредством решения системы трех взаимосвязанных задач: предметной (математической), учебной, методической.

Annotation: The article deals with the methodological framework of the problem approach. It justifies the importance of developing the problem model in teaching. In this aspect it is necessary to arrange teaching in a more structural way, to develop new ways of students’ activity organization and management by solving three interrelated problems: mathematical, educational, methodological.

Ключевые слова: математическая задача; учебная задача; методическая задача; целевая методическая модель; задачная методическая модель; специфико-математические компетенции; общеинтеллектуальные компетенции.

Keywords: mathematical problem, educational problem, methodological problem, target methodological model, problem methodological model, specific-mathematical competences, general intellectual competences.

Кочеткова Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
математики, естествознания и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Kochetkova Irina Aleksandrovna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Mathematics, Science and their teaching methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, M. Gorky Str., 65/67


PRIMARY SCHOOL STUDENTS’ BEHAVIORAL REACTIONS IN SITUATIONS OF SOCIAL DANGER

Аннотация: Данная статья посвящена особенностям поведения младших школьников в опасных ситуациях социального характера. Особое внимание автор уделяет индивидуальным способам поведения учащихся начальной школы в критической ситуации и факторам, от которых оно зависит.

Annotation: This article highlights the peculiarities of primary school students’ behavior in dangerous situations of social character. The author focuses on the personal types of behavior in a case of emergency and the factors it depends on.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; опасная ситуация; поведение; младшие школьники.

Keywords: health; healthy lifestyle; dangerous situation; behavior; primary school students.

Лизунова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Lizunova Yelena Vladimirovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Life Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26.

Комплексный анализ флоры окрестностей г.Самары

Complex analysis of the flora in Samara suburbs

Аннотация: Проведён комплексный анализ флоры пригородных лесов г. Самары в систематическом, биоморфологическом, ареалогическом, фитоценотическом аспектах, выявлено произрастание редких видов растений. Данные материалы могут служить основой для последующего изучения флоры указанного района.

Annotation: The paper presents the results of the complex analysis of Samara suburban woods flora in its systematic, biomorphological, areal, phytocenotic aspects. It describes the rare species found on the territory. These data can stimulate further studying the flora of the area.

Ключевые слова: пригородные леса; анализ флоры; редкие виды; травостой.

Key words: suburban woods, flora аnalysis, rare species, grass canopy.

Матвеева Татьяна Борисовна, лаборант кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Matveyeva Tatyana Borisovna, lab assistant of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Studies and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Реализация диалогической технологии совместного творческого обучения в вузе

DIALOGUE TECHNOLOGY IMPLEMENTATION IN THE PROCESS OF COOPERATIVE CREATIVE LEARNING AT THE UNIVERSITY

Аннотация: В статье рассматривается диалогическая технология совместного творческого обучения студентов. Описываются этапы её использования с указаниями целей и задач, а также показаны проблемы их реализации. Дается анализ результатов внедрения данной технологии в практику профессиональной подготовки педагогов-психологов на факультете психологии.

Annotation: The article dwells upon use of dialogue technology in students’ cooperative creative learning and teaching process. The paper describes the stages of its implementation, as well as the goals and objectives. The authors analyze what the above-mentioned technology used in training students majoring in education and psychology at the Faculty of Psychology has resulted in.

Ключевые слова: диалогическая технология; диалогический метод; совместная творческая деятельность; учебная деятельность; средства обучения.

Keywords: dialogue technology; dialogue method; cooperative creative activities; training activities; training tools.

Минияров Валерий Максимович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Miniyarov Valeriy Maksimovich, Doctor of pedagogical sciences, professor, head of Department of Psychology of Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, Maxim Gorky Str., 65/67

Миниярова Валерия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Miniyarova Valeriya Anatolyevna, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Social Pedagogics, Psychology and Pedagogics of Primary Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Blucher Str., 25

Особо охраняемые природные территории как потенциальные объекты для научно-исследовательской и учебной деятельности студентов

CONSERVATION AREAS AS OBJECTS FOR STUDENTS’ RESEARCH AND TRAINING ACTIVITIES

Аннотация: Приводятся данные об использовании особо охраняемых природных территорий в качестве классических объектов для проведения научно-исследовательской деятельности студентов по изучению современного состояния и экологического прогноза развития флоры и растительного покрова. Рассмотрены вопросы разработки программы дисциплины «Особо охраняемые природные территории» в контексте ФГОС-03 и её реализации в учебной деятельности студентов.

Annotation: The article presents the data on the use of conservation areas as objects for students’ research on the current state of flora and vegetation and environmental forecast. The paper also amplifies on the course program "Conservation Areas" in the context of Federal State Education Standard-03 and its implementation in the educational process.

Ключевые слова: особо охраняемые природные территории; Самарская область; программа дисциплины «Особо охраняемые природные территории»; научно-исследовательская и учебная деятельность студентов.

Keywords: conservation areas, the Samara Region, program of the course “Conservation Areas”, students’ research and training activity.

Митрошенкова Анна Евгеньевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Mitroshenkova Anna Evgenyevna, Candidate of biological sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 26

Ботаническое краеведение Самарской области: актуальные проблемы и перспективы развития

LOCAL BOTANY STUDIES IN SAMARA REGION: CHALLENGES AND PERSPECTIVES

Аннотация: Рассмотрены вопросы возникновения, актуальных проблем и перспектив развития «Ботанического краеведения» как отдельной дисциплины. Описывается анализ учебных планов ЕГФ СГСПУ и разработка образовательной программы «Ботаническое краеведение» в контексте ФГОС-03.

Annotation: The issues of origin, urgent problems and perspectives of the course “Local Botany Studies” are presented. The paper also outlines the curricula of Faculty of Natural Science and Geography together with the course mentioned above in the context of the Federal State Education Standard 03.

Ключевые слова: ботаническое краеведение; Самарская область.

Keywords: local botany studies; Samara Region.

Митрошенкова Анна Евгеньевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Mitroshenkova Anna Evgenyevna, Candidate of Biological Sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26.

Ильина Валентина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Ilyina Valentina Nikolayevna, Candidate of Biological Sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26.

Формирование у студентов технических вузов умений продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок интеллектуальной собственности

DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS’ SKILLS OF INNOVATIVE ACTIVITY PRODUCTS PROMOTION AT THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования у студентов, обучающихся техническому творчеству, умений продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок интеллектуальной собственности. Показано, что они основаны на знаниях основ решения изобретательских задач, эффективных приемов ведения переговоров, презентаций, рекламного дела.

Annotation: The article is focused on the questions of developing technical university students’ abilities to promote innovative activity products to the market of intellectual property. It is shown that they are based on the knowledge of essentials of the inventive tasks solution, effective methods of negotiating, presenting, advertizing.

Ключевые слова: научно-техническое творчество, интеллектуальная собственность, деловые переговоры, презентация, реклама.

Keywords: научно-техническое творчество; интеллектуальная собственность; деловые переговоры; презентация; реклама.

Михелькевич Валентин Николаевич, доктор технических наук, профессор кафедры психологии и педагогики

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Mikhelkevich Valentin Nikolayevich, Doctor of technical sciences, professor of Department of Psychology and Pedagogics

Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya Str., 244

Радомский Владимир Маркович, кандидат технических наук, профессор кафедры теоретических основ электротехники

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Radomskiy Vladimir Markovich, professor of Department of Theoretical Foundations of Electrical Engineering

Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya Str., 244

Фрактальная организация ядер мозга животных и человека

FRACTAL ORGANIZATION OF THE ANIMAL AND MAN BRAIN NUCLEI

Аннотация: В Статье выполнен фрактальный анализ кластеров вентромедиального (ВМЯ) и латерального гипоталамического (ЛГЯ) ядер гипоталамуса мозга кошки и человека. Установлено, что кластеры этих ядер у животного и у человека являются монофракталами, но с разной фрактальной размерностью. Сами ядра – мультифракталы. Оценка фрактальной размерности кластеров ядер кошки и человека дает доказательства их структурного сходства и различий.

Annotation: The article presents the fractal cluster analysis of the ventromedialis and lateralis hypothalamus nuclei in hypothalamus of the cat and man brain. It proves that the clusters of the brain nuclei of both cat and man are monofractals with different fractal dimensions. The nuclei themselves are multifractals. Estimating the fractal dimensions of the clusters mentioned above results in identifying their structural similarities and differences.

Ключевые слова: фрактал; фрактальная размерность; фрактальный анализ; вентромедиальное ядро; латеральное гипоталамическое ядро.

Keywords: fractal; fractal dimension; fractal analysis; ventromedialis nucleus; lateralis hypothalamus nucleus.

Молчатский Сергей Львович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Molchatsky Sergey Lvovich, Candidate of Physical and Mathematical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, . Antonov-Ovseyenko Str., 26.

THE MONGOLIAN GERBIL AS AN OBJECT OF GENETIC STUDIES AT THE UNIVERSITY

Аннотация: В статье рассматривается возможность формирования специальных компетенций студентов вузов по генетике при изучении наследования признака окраса шерсти у монгольской песчанки. Приводятся примеры разработанных студентами схем скрещиваний животных определенного фенотипа, анализа генотипов при полигибридном скрещивании с применением программы Microsoft Office Excel, задач по генетике монгольской песчанки.

Annotation: The article considers the possibility of developing university students’ special genetic competences while going into the Mongolian Gerbil’s fur coloration heritage. It gives the examples of interbreeding schemes of the certain phenotype animals, the analysis of genotypes through the polyhybrid interbreeding with the help of Microsoft Office Excel, the tasks on the Mongolian Gerbils’ genetics.

Ключевые слова: генетика; студенты; специальные компетенции; фенотип; генотип; схемы скрещиваний; генетические задачи.

Keywords: Genetics, students, special competences, phenotype, genotype, interbreeding schemes, genetic tasks.

Наливайко Ирина Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования.

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Nalivayko Irina Vyacheslavovna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 26

CHEMICAL EXPERIMENTS AIMED AT SOLVING TECHNICAL PROBLEMS AS AN ELEMENT OF CAREER GUIDANCE

Аннотация: В статье описан опыт разработки и внедрения химического эксперимента, основанного на замене пищевых продуктов на синтетические вещества в масштабах промышленных предприятий, на примере краеведческого материала Самарской области.

Annotation: The article describes the development and implementation of chemical experiment based on the replacing foods with synthetic materials on industrial scale, as exemplified in the local history.

Ключевые слова: краеведческая работа; фракции кис­лот; синтетические жирные кислоты; этерификация; химический опыт.

Keywords: regional studies activities; acids fractions; synthetic fatty acids; esterification; chemical experiment.

Нелюбина Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 416.

Nelyubina Elena Georgiyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Str. Ovseenko A., 26, 416 audience

CHEMICAL EXPERIMENT AS PART OF TECHNICAL PROBLEMS SOLUTION AND CAREER GUIDANCE

Аннотация: Профориентация является одной из наиболее важных педагогических проблем. В данной работе описан опыт использования химического эксперимента с краеведческим содержанием, направленного на решение технических задач, который можно использовать при решении вышеуказанной проблемы.

Annotation: Career guidance is one of the most important problems of education. The author shares her experience of trying a chemical experiment with local content. Its objective was solving technical problems, which can be of help in career guidance as well.

Ключевые слова: казеин; молочная сыворотка; профориентация; химический опыт; галалит; клей; фенолформальдегидная смола.

Keywords: casein; whey; career guidance; chemical experiment; artificial horn; glue; phenolformaldehyde resin.

Нелюбина Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 416.

Nelyubina Elena Georgiyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Str. Ovseenko A., 26, 416 audience

HISTORY OF DEPARTMENT OF CHEMISTRY AND ITS TEACHING METHODOLOGY

Аннотация: В статье представлена история становления и развития кафедры химии (с 1929 года). Отмечен вклад в развитие данного структурного подразделения сотрудников кафедры.

Annotation: The paper is a historical sketch that tells about development of Department of Chemistry starting with the year of 1929. It also portrays the staff and their work as the part of the department’s history.

Ключевые слова: кафедра химии, преподаватели, сотрудники, студенты, история развития кафедры.

Keywords: Department of Chemistry, staff, students, the history of the department.

Нелюбина Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 416.

Nelyubina Yelena Georgiyevna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26, Room 416

Панфилова Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 404.

Panfilova Lyudmila Vladimirovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov- Ovseyenko Str., 26, Room 404

MUSEUM IN DISABLED STUDENTS’ ENVIRONMENTAL AWARENESS DEVELOPMENT IN INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация: Проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и роль зоологического музея в развитии их экологической культуры обсуждаются в данной статье. Основные положения концепции формирования экологической культуры обучаемых средствами зоологического музея основались на семантических, аксеологических и коммуникативных составляющих. Внедрение этой концепции вызывает необходимость создания образовательной среды в зоологическом музее.

Annotation: The paper dwells upon inclusive education in the process of disabled children’s integration, their environmental awareness development, ecological way of thinking and ecological culture promotion. In this aspect the specific environment of the Zoological Museum is significant.

Ключевые слова: инклюзивное образование; инклюзия; музей; экологическая культура.

Keywords: inclusive education; inclusion; environmental awareness.

Носова Тамара Михайловна, доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Nosova Tamara Mikhailovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 26

Шведов Валерий Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий зоологическим музеем

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24

Shvedov Valeriy Gennadyevich, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, head of the Zoological Museum

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 24

Здоровьесбережение будущего учителя химии

HEALTH PROTECTION OF A STUDENT TEACHER MAJORING IN CHEMISTRY

Аннотация: В статье описан опыт реализации здоровьесберегающих технологий на примере курса по выбору студента «Химия и здоровьесбережение». В основе разработанной программы лежит акмеологический подход.

Annotation:The article describes the experience of implementing health protection technologies in the elective course «Chemistry and Health Protection». The program is based on the acmeological approach.

Ключевые слова: здоровьесбережение; акмеологический подход; программа курса «Химия и здоровьесбережение».

Keywords: health protection, acmeological approach, outline of the course «Chemistry and Health Protection».

Панфилова Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 404.

Panfilova Lyudmila Vladimirovna, Doctor of pedagogical sciences, professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26, Room 404

Чуркина Марина Юрьевна, кандидат педагогических наук, заведующий кабинетом кафедры химии, географии и методики их преподавания

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, г. Самара, ул. А. Овсеенко, 26, аудитория 404.

Churkinа Marina Yuryevna, Candidate of pedagogical sciences, head of the staff room of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26, Room 404

Специфика изучения раздела «Биология индивидуального развития» в курсе общей биологии учащимися профильных классов

SPECIFIC FEATURES OF THE UNIT “ONTOGENETIC BIOLOGY” IN THE COURSE OF GENERAL BIOLOGY IN THE SUBJECT-ORIENTED CLASSES

Аннотация: Рассматривается специфика изучения раздела «Биология индивидуального развития» курса «Общая биология» учащимися профильных классов общеобразовательных школ.

Annotation: The paper highlights the specific features of studying ontogenetic biology in the course of general biology in the subject-oriented classes.

Ключевые слова: биология индивидуального развития; эмбриология; профильное обучение.

Keywords: ontogenetic biology; embryology; subject-oriented training.

Позднякова Марина Арнольдовна, старший преподаватель кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Pozdnyakova Marina Arnoldovna, assistant professor of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Health and Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko, 26

REGIONAL STUDIES IN TEACHING LITERATURE

Аннотация: В современной методике преподавания литературы одним из главных считается культурологический подход к образованию. В настоящее время преподавание литературы затруднено рядом процессов социальной жизни. Целью статьи является определение возможностей краеведения для оптимизации процесса преподавания литературы. На основании анализа результатов «срезов» литературно-краеведческих знаний школьников 5-11 классов оренбургских школ проведено исследование восприятия художественных текстов учащимися. Это позволило разработать систему поэтапного включения краеведения в процесс обучения литературе с учетом таких условий, как возраст учащихся, класс, тип школы, краеведческая подготовленность учителя. В статье указаны цели и пути введения краеведения в учебный процесс на каждом этапе литературного развития, согласно теории эволюции читателя-школьника, разработанной В.Г. Маранцманом, отмечены возможные формы проведения занятий краеведческого характера, что имеет практическую значимость для учителя-словесника.

Annotation: Nowadays one of the most important methods of teaching literature is a culturological approach. Today teaching literature faces some difficulties because of social processes in the society. The article aims at identifying ways of appealing to regional studies and therefore making teaching literature more effective. The research of literary texts perception by 5-11th year Orenburg students was held. It was based on literature and regional studies tests results of the students. So a method of step-by-step combining regional studies and literature was developed. Herein such criteria were considered as students’ age, grade, type of school and teachers’ qualification in regional studies. The article highlights objectives and ways of introducing regional studies in the educational process according to the student-reader evolution theory by V. G. Marantsman. The author displays types of classes that is of practical importance for a philology teacher.

Ключевые слова: краеведение; региональные литературные места; художественный текст; читательское восприятие; возраст школьников; этапы литературного развития; подражание; сопоставление; культура родного края.

Keywords: regional studies; local literary places; literary text; reader's perception; student age; stages of literary development; imitation; matching; home region culture.

Прокофьева Алла Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики преподавания литературы

Адрес: Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Россия, Оренбург, ул. Советская, 19.

Prokofyeva Alla Georgiyevna, Doctor of Pedagogics, professor of Department of Literature and Literature Teaching Methodology

Address: Orenburg State Pedagogical University, 460014, Russia, Orenburg, Sovetskaya Str., 19

Роль экскурсии в зоологический музей при формировании культуры безопасности жизнедеятельности студентов СГСПУ

Excursion to a zoology museum as a means of Students’ health and safety awareness raising

Аннотация: В связи с изменениями, произошедшими на рынке труда за последние десятилетия, возникли серьезные проблемы в образовании, главной целью которого явилось формирование знаний, умений выполнять действия по образцу, умений и способностей принимать эффективные решения в экстремальных ситуациях, что является основой культуры безопасности жизнедеятельности. Наиболее эффективно ее формирование будет осуществляться с использованием экскурсий в зоологический музей.

Annotation: The latest changes at the job market caused challenges for the education which is to provide people with theoretical and practical skills of following the pattern, being able to make decisions in the case of emergency, in other words the basic skills of health and safety awareness. Excursions to the zoology can be of great contribution to the process.

Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; экскурсии; биологические опасности; зоологический музей.

Keywords: health and safety awareness, excursions, biological hazards, zoology museum.

Сазонова Наталья Николаевна, кандидат педагогических наук, сотрудник кафедры зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24

Sazonova Natalya Nikolayevna, Candidate of pedagogical sciences, employee of Department of Zoology and Anatomy, Physiology, Human Health and Safety

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 24

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий

RAISING STUDENTS’ COGNITIVE ACTIVITY IN CHEMISTRY CLASSES BY MEANS OF GAME TECHNOLOGIES

Аннотация: В статье рассматривается возможность активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью дидактических игр, представлена разработка игры по химии для учащихся 8 класса «КВН по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», которая может быть использована в практике преподавания химии в общеобразовательных школах.

Annotation: The article deals with the possibility of raising students’ cognitive activity at chemistry lessons by means of educational games. It gives an example of a chemistry game for eighth-graders. It is "Wit and Humour Competition on Periodic Law and Mendeleyev’s Periodic Table" which can be used by chemistry teachers in comprehensive schools.

Ключевые слова: познавательная деятельность; дидактические игры; преподавание химии.

Keywords: cognitive activity; educational games; teaching chemistry.

Сафина Лилия Галимзановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д.26

Safina Liliya Galimzanovna, Сandidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko Str., 26

METHODOLOGICAL PECULIARITIES OF USING EXPERIMENTAL TASKS ON CHEMISTRY

Аннотация: В статье рассматриваются методические особенности использования экспериментальных задач по химии, их классификация и методические рекомендации по решению.

Annotation: The article considers the methodological features of the use of experimental tasks on chemistry, their classification and methodological recommendations on their completion.

Ключевые слова: экспериментальные задачи; преподавание химии; химический эксперимент.

Keywords: experimental tasks; teaching chemistry; chemical experiment.

Сафина Лилия Галимзановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д.26

Safina Liliya Galimzanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

STUDENTS’ MOTIVATION DEVELOPMENT IN PHYSICAL AND SPORTS TRAINING

Аннотация: В статье представлено исследование педагогических условий, обеспечивающих формирование стремления учащихся средних классов к личным достижениям в физкультурно-спортивной деятельности, а также влияние данных условий на мотивационные компоненты, ценности, уровень физической подготовленности, характерологические типы личности учащихся.

Annotation : This paper presents the conditions under which middle school students would be more motivated and determined at personal records in physical and sports activities, as well as the impact of these conditions on the students’ values, fitness level, character types.

Ключевые слова: личностные достижения; стремление к личностным достижениям; педагогические условия; мотивация; потребность в достижении успеха; самооценка.

Keywords: personal achievements, ambition, pedagogical conditions, motivation, need for success, self-esteem.

Сафоненко Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67

Safonenko Svetlana Vladimirovna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Sport Disciplines

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky Str., 65/67

THE STRUCTURE AND CONTENT OF MASTER'S PROGRAM «ECOLOGY»

Аннотация: В статье описана структура и содержание магистерской программы «Экология», успешно реализующейся на естественно-географическом факультете Самарского государственного социально-педагогического университета.

Annotation: The article displays the structure and content of master's program "Ecology", successfully implemented at Faculty of Natural Sciences and Geography, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.

Ключевые слова: профессиональное образование; магистратура; экология.

Keywords: vocational education; master’s degree program; ecology.

Семенов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Semyonov Aleksandr Alekseyevich, Candidate of Biological Sciences, associate professor, head of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Solovyeva Vera Valentinovna, Doctor of Biological Sciences, associate professor, professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Оппозитивный метод формирования лингвистических понятий (на примере сказуемого)

OPPOSED METHOD OF FORMATION THE LINGVISTIC NOTIONS (BU THE EXAMPLE OF LEARNING THE PREDICATE)

Аннотация: В статье обосновывается необходимость формирования научных понятий в вузе и школе на теоретической основе с применением оппозитивного метода обучения. Авторы работы включают и частично обосновывают идею, которую можно назвать трансцендентальной, следуя Канту, необходимой для систематического упорядочения понятий и терминов в обучении синтаксису.

Annotation: The article substantiates the necessity of formation the scientific notions in institute of higher education and school on the theoretical footing with using opposed educational method. The article authors include and partly substantiate the transcendental idea (Kant), which is necessary for systematic regulating notions and terms for learning syntax.

Ключевые слова: лингвистическое научное понятие; типы сказуемых: простое-составное; составное-глагольное; составное-именное; бинарная оппозиция; привативная-непривативная оппозиция; оппозитивный метод.

Keywords: linguistic scientific notion, types of predicates: simple-compound predicate; compound- verbal predicate; compound-noun predicate; binary opposition, privative- nonprivative opposition; opposed method.

Сидорова Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 444690, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Sidorova Nina Nikolaevna, Candidate of pedagogical Sciences, associate professor of Department of Russian language, Literature, Artistic and Aesthetic Education and Methods of Their Teaching

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 444690, Russia, Samara, Blucher Street,25

Гурова Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 444690, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Gurova Irina Vladimirovna, Senior lecturer of Department of Russian language, Literature, Artistic and Aesthetic Education and Methods of Their Teaching

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 444690, Russia, Samara, Blucher Street,25

Гидроботаническая характеристика прибрежных экотонов малых водохраниищ среднего Поволжья

HYDRO-BOTANICAL CHARACTERISTICS OF THE RIVERSIDE ECOTONES OF LESSER WATER-STORAGE BASINS IN THE MIDDLE VOLGA REGION

Аннотация: Приводится детальное описание местообитаний прибрежно-водных и водных растений в условиях переходной зоны вода-суша. Дается общая гидроботаническая характеристика 11 типов экотонов, выделенных в результате изучения малых водохранилищ Среднего Поволжья.

Annotation: The author gives detailed description of the habitats of riverside and water plants in the conditions of the ecotone water - land. The paper also presents general characteristics of 11 types of ecotones which were identified while studying lesser water-storage basins in the Middle Volga region.

Ключевые слова: растения; экотоны; берега; водоемы; водохранилища.

Keywords: plants; ecotones; riverside; water bodies; water-storage basin.

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Solovyeva Vera Valentinovna, Doctor of Biological Sciences, associate professor, professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Что такое «Экотон»?

WHAT IS «ECOTONE»?

Аннотация: В статье дается история развития понятия «экотон» и современное представление об экотоне в науке. Указаваются критерии выделения экотона в природе, определение «экотонной системы» и методологические принципы изучения экотонных экосистем.

Annotation: The article traces the history of the concept «ecotone» and gives the modern scientific interpretation of ecotone. The author specifies the criteria for identifying ecotone, explains what ecotonal system is and dwells upon methodological principles of studying ecotonal ecosystems.

Ключевые слова: экотон; переходная зона; ветланд; экотонная экосистема.

Keywords: ecotone; transition area; wetland; ecotonal ecosystem.

Соловьева Вера Валентиновна, доктор биологических наук, профессор кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Российская Федерация, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Solovyeva Vera Valentinovna, Doctor of Biological Sciences, associate professor, professor of Department of Botany, General Biology, Ecology, Biological and Ecological Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russian Federation, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

PALEOECOLOGIAL CHARACTERISTICS OF THE MICRO- AND MACROFAUNA OF THE SOCOLYI HILLS (TIP-TYAV)

Аннотация: Для лучшего представления об условиях и явлениях прошлых эпох необходимо знать условия и явления, присущие современной эпохе, которые доступны для непосредственного наблюдения и изучения. Горные породы, и особенно содержащиеся в них ископаемые остатки древних организмов, служат основными документами, отражающими физико-географические условия минувших эпох.

Annotation: For better understanding of the conditions and phenomena of past ages we need to know the conditions and phenomena of the modern era that are available for our direct observation and study. Rocks, and especially the fossils of ancient organisms, which are contained there, are the main documents that reflect physical and geographical conditions of bygone eras.

Ключевые слова: палеогеография; палеонтология; горные породы; минералы; карбон; девон; пермь; обнажения; отложения.

Keywords: paleogeography, paleontology, rocks, minerals, carbon, Devonian rocks, Permian rocks, exposure, sediment.

Степанова Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 4430099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Stepanova Ekaterina Sergeevna, Сandidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and their teaching methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky Str., 65/67

Роль естественных наук в профессиональном становлении будущих бакалавров (на примере дисциплины «Геология»)

THE ROLE OF NATURAL SCIENCES IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF FUTURE BACHELORS ( AS EXAMPLIFIED IN THE COURSE "GEOLOGY")

Аннотация: В статье рассматриваются особенности учебного процесса в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования, разработки учебных программ, а также системы контроля и оценивания результатов обучения при компетентностном подходе.

Annotation: the article considers the peculiarities of the educational process in connection with transition to two-level system of higher education, curriculum development, and also systems of monitoring and evaluation of learning outcomes in the aspect of the competent approach.

Ключевые слова: бакалавриат; профессиональная деятельность; профессиональные компетенции; двухуровневая система высшего образования.

Keywords: bachelor's degree, professional experience, professional competence, the two-level system of higher education.

Степанова Екатерина Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии, географии и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 4430099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Stepanova Yekaterina Sergeyevna, Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Department of Chemistry, Geography and Their Teaching Methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky Str., 65/67

INTERACTIVE WHITEBOARD IN TEACHING THEORY OF FUNCTIONS OF A COMPLEX VARIABLE

Аннотация: В статье рассмотрены возможности применения интерактивной доски при проведении занятий по решению задач на отображение круговых областей посредством линейной функции. Представлена разработка системы слайдов для проведения двух таких занятий.

Annotation: The article describes the ways an interactive whiteboard can be used in doing the sums on circular domains mapping by means of linear functions. The author presents a number of slides for two classes as examples.

Ключевые слова интерактивная доска; линейная функция комплексного переменного; отображение круговых областей.

Keywords: interactive whiteboard; linear function of a complex variable; circular domains mapping.

Томина Елена Ивановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Tomina Yelena Ivanovna, Candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of Department of Mathematics and its teaching methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 26

Подготовка бакалавров к осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием

CONTINUITY OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY MATHS EDUCATION IN BACHELORS TRAINING

Аннотация: В статье уделяется внимание проблеме профессиональной подготовки педагога по совмещенным профилям «Дошкольное образование» и «Начальное образование», осуществлению преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием. Перспективным направлением решения рассматриваемой проблемы автор считает разработку и апробацию специальных заданий для бакалавров – будущих педагогов.

Annotation: This paper focuses on the bachelors of Preschool Education and Primary Education training for implementing continuity of preschool and primary maths education. According to the author, it is considerable to make up and test special assignments for undergraduate students to solve the problem.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагогов – бакалавров дошкольного и начального образования; воображение как одна из линий преемственности между дошкольным и начальным математическим образованием.

Keywords: bachelors of preschool and primary school training; imagination as one of the ways of continuity of preschool and primary mathematical education implementation.

Федорова Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры математики, естествознания и методики их преподавания

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Fedorova Tatyana Viktorovna, assistant professor of Department of Mathematics, Sciences and their teaching methodology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Blukher Str., 25

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FUTURE TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCE DEVELOPMENT AS EXEMPLIFIED IN THE LATEST STUDIES

Аннотация: Происходящие изменения в системе образования в рамках компетентностного подхода показывают необходимость создания психолого-педагогических условий для развития профессиональной компетентности будущих педагогов в процессе их обучения в вузе. Проанализированы современные исследования по данной проблеме.

Annotation: The paper justifies the necessity of psychological and pedagogical conditions for university students’ professional competence development. The author gives the analysis of the latest works on this issue.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; психолого-педагогические условия; компетентностный подход.

Key words: professional competence; psychological and pedagogical conditions; competence approach.

Шамина Наталья Петровна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики, психологии и педагогики начального образования

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25

Shamina Natalya Petrovna, assistant professor of Department of Social Pedagogics, Psychology and Pedagogics of Primary Education

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, Blukher Str., 25

История создания коллекции паукообразных зоологического музея Самарского государственного социально-педагогического университета

HISTORY OF THE ARACHNIDS COLLECTION OF THE ZOOLOGY MUSEUM IN SAMARA STATE ACADEMY OF SOCIAL SCIENCES AND HUMANITIES

Аннотация: Об истории создания коллекции беспозвоночных животных на примере паукообразных.

Annotation: The paper focuses on the history of the collection of invertebrates as exemplified in the arachnids.

Ключевые слова: музей; беспозвоночные животные; паукообразные.

Keywords: museum; the invertebrates; the arachnids.

Шведов Валерий Геннадьевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий зоологическим музеем

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24

Shvedov Valeriy Gennadyevich, Candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the Zoology Museum

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 24

Белослудцев Евгений Александрович, заведующий отделом беспозвоночных животных зоологического музея

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 24

Belosludtsev Evgeniy Aleksandrovich, head of department of the invertebrates, Zoology Museum

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseyenko Str., 24

Проблемы психологического обеспечения эффективности систем «Человек-техника»

PSYCHOLOGICAL SUPPORT IN “MAN-MACHINE” SYSTEM EFFICIENCY

Аннотация: Развитие современной техники и технологии и эффективность их использования во многом определяются уровнем психологического обеспечения производственных процессов. Особая роль такого обеспечения принадлежит инженерной психологии. Поэтому одной из важных задач современного высшего образования является подготовка высококвалифицированных специалистов в области инженерной психологии.

Annotation: The development of modern techniques and technologies and their effective use is largely determined by the level of psychological support of operations. Engineering psychology is of importance in this aspect. Therefore, one of the important tasks of higher education is to prepare highly qualified specialists in engineering psychology.

Ключевые слова: инженерная психология; согласование человека и техники как элементов единой системы; приспособление техники к человеку; приспособление человека к технике; распределение функций между человеком и техникой.

Keywords: engineering psychology, man and technology as parts of the unified system, technology hominization , man technification, man and technology functions allocation.

Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Yarushkin Nikolay Nikolayevich, Doctor of psychological sciences, professor of Department of General and Social Psychology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky Str., 65/67

Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Satonina Nelya Nikolayevna, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Economics and Corporate Governance

Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya Str., 244

Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием

INFORMATION EXTREMISM IN THE INTERNET AS A MEANS OF CONSCIENCE MANIPULATION

Аннотация: В современном мире возрастает роль Интернета, объединяющего все человечество в единую социальную систему. В то же время предпринимаются попытки использования этого величайшего научного достижения для распространения различных экстремистских идей, используются различные спекулятивные манипулятивные приемы. Анализу этих попыток и средствам их профилактики посвящена данная статья.

Annotation: Today the role of the Internet as a means of shrinking the world is evidently growing. At the same time, it is sometimes used to employ false manipulative methods for sharing various extremist ideas. The article dwells upon such attempts and means of their prevention.

Ключевые слова: информационный экстремизм; манипуляции; цели манипулятивного воздействия на сознание; составляющие манипулятивного воздействия; манипулятивные приемы.

Keywords: information extremism, manipulation, manipulative influence on conscience, constituents of manipulative influence, manipulative methods.

Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Yarushkin Nikolay Nikolayevich, Doctor of psychological sciences, professor of Department of General and Social Psychology
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky Str., 65/67

Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления организацией

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул.Молодогвардейская, 244

Satonina Nelya Nikolayevna, Candidate of psychological sciences, associate professor of Department of Economics and Corporate Governance
Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya Str., 244

aca15.JPG

Если сложить друг на друга все книги библиотеки Университета, то получится стопка книг высотой в 30 километров, что в 3,5 раза выше самой высокой в мире горы Эвереста!

Научные исследования – это важнейшее направление деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета, и в нашем учебном заведении для получения студентами ценных знаний и навыков созданы идеальные условия. В СГСПУ наука действительно занимает первостепенное положение, свои научные школы у нас работают уже несколько десятилетий.

В учебный фонд Университета входят хорошо оснащенные лаборатории и компьютерные классы, прекрасная библиотека, оборудование для проведения исследований и многое другое.

Настоящим кладезем полезной информации для будущих ученых и исследователей являются научные конференции и круглые столы, ежегодно проводимые в нашем заведении. Преподаватели, аспиранты и студенты СГСПУ проходят стажировки в зарубежных вузах, участвуют в грантовых программах, организованных государственными и негосударственными фондами.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх