Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Блюхера, 25 
[javascript protected email address],    


Личный кабинет
Приемная комиссия: +7 (846) 207-88-77
   
Версия для слабовидящих 

Самарский научный вестник №4(5) 2013 год

Социальная психология образования

Social Psychology of Education

Аннотация: В статье обозначена актуальная предметная область научных знаний на стыке социальной, возрастной и педагогической психологии. Анализируются задачи и методы этого научно-прикладного направления. Основным объектом исследования является групповое сознание учащихся. Дается описание фактов, закономерностей формирования и развития образовательных и профессиональных установок. Определены возможности организационного и информационного социально-психологического управления в системе образования.

Annotation: The article outlines a topical field of research at the intersection of social, developmental and pedagogical psychology and analyses the tasks and methods of this applied research area. The principal object of investigation is learners’ group consciousness. The authors describe facts, patterns of formation of learners’ attitudes to studies and profession. Potentialities of psychological management in the system of education are assessed.

Ключевые слова: установка, учебная установка, профессиональная установка, групповое сознание, профессиональное сознание.

Keywords: attitude, learning attitude, professional attitude, group consciousness, professional consciousness.

Акопов Гарник Владимирович, доктор психологических наук, профессор кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Akopov Garnik Vladimirovich, doctor of psychology, professor of the department of «General and social psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Варфоломеева Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Varfolomeeva Tatyana Petrovna, candidate of psychology, assistant professor of the department of «General and social psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Чернышова Евгения Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Chernyshova Evgenia Leonidovna, candidate of psychology, assistant professor of the department of «General and social psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в холистичной информационно-образовательной среде вуза

SOCIAL-TECHNOLOGICAL AND CULTURE-RAISING ASPECT IN BACHELORS OF PEDAGOGICS LEVEL PROGRAM IN EDUCATIONAL OUTREACH FOR HOLISTIC HIGHER SCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-технологической и культурно-просветительской подготовки бакалавров педагогического образования в условиях холистичной информационно-образовательной среды вуза.

Annotation: The article features the social-technological and culture-raising aspect in bachelors of pedagogics level program in educational outreach for holistic higher school environment

Ключевые слова: социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавра педагогического образования, холистичная информационно-образовательная среда, синергия холистичной образовательной среды вуза.

Keywords: social-technological and culture-raising training of bachelors of pedagogic education, holistic awareness-raising environment, synergy of holistic awareness-raising environment of higher education institution.

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, России, Самара, ул. М.Горького 65/67

Aniskin Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogic sciences, associate professor, dean of faculty of Mathematics, Physics and Informatics, professor of the department of «Information and Communication Technologies in Education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, начальник аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой «Психология»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, России, Самара, ул. М.Горького 65/67

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogic sciences, professor, head of postgraduate and doctoral training course, head of the department of «Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

О названиях картофеля в самарских говорах (опыт составления и интерпретации лингвистической карты)

POTATO NAMES IN SAMARA DIALECTS (A TRIAL DRAFTING AND INTERPRETING OF LINGUISTIC MAPS)

Аннотация: В статье представлены результаты картографирования диалектных наименований картофеля на территории Самарской области. Интерпретируемая карта содержит данные, актуальные в плане решения вопроса о сравнительно-типологической характеристике диалектной лексики на территориях, недостаточно исследованных с точки зрения лингвогеографии.

Annotation: The article presents the results of the mapping of dialectal lexemes denoting varieties of potato in the Samara region. The map contains data relevant to the question of comparative-typological characterization of dialect vocabulary in the territories which have not been studied from the point of view of geography of dialect words

Ключевые слова: диалект, литературный язык и диалекты, диалектные системы, южнорусские говоры.

Keywords: dialect, Russian folk dialects, literary language and dialects, dialect vocabulary, dialect geography.

Баженова Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Русского языка, культуры речи и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Bazhenova Tatyana Evgenyevna, candidate of philology, associate professor, associate professor of the department of «Russian language, speech culture and methods of teaching»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

Сафронова Александра Александровна, студент 5 курса филологического факультета

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Safronova Alexandra Alexandrovna, fifth-year student of the Faculty of Philology

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, 26, Antonov-Ovseenko str.

Внеструктурный способ самоорганизации группового сознания

UNSTRUCTURED METHOD OF GROUP СONSCIOUSNESS SELF-ORGANISATION

Аннотация: В статье рассматривается проблема методологических подходов к изучению группового сознания большой группы, развивающейся и исторически устойчивой. Рассматривается модель представления группового сознания интеллигенции, ризоматическая система, включающая в себя такие аспекты группового сознания, как миф, дискурс, конфликт, идентичность. Предложено понятие «дискурсивное опосредствование» группового сознания» для объяснения генезиса группового сознания идеологической группы.

Annotation: The article deals with the problem of methodological approaches to the study of group consciousness of a large developing and historically stable group. The author examines a specific pattern of representation of the group consciousness of the intelligentsia, the rhizomatic system, which includes such aspects of group consciousness, as myth, discourse, conflict, identity. The concept of «discursive mediation of group consciousness» is suggested to explain the genesis of ideological group consciousness.

Ключевые слова: групповое сознание, большая атипичная группа, внеструктурная модель, дискурсивное опосредствование, интеллигенция.

Keywords: group consciousness, atypical group, аn unstructured model, discursive mediation, intellectuals .

Бакшутова Екатерина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Bakshutova Ekaterina Valerievna, candidate of psychology, associate professor of the department of «General and social psychology»
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Моделирование научной коммуникации в виртуальном музее Самарской лингвистической школы

MODELLING SCIENTIFIC COMMUNICATION IN THE VIRTUAL MUSEUM OF SAMARA LANGUAGE SCHOOL

Аннотация: В статье показано, как в ходе проектирования региональной модели виртуальных музеев научных школ было определено, что научная коммуникация способна стати «стержнем» презентации региональной науки в виртуальном пространстве региона и страны.

Annotation: This article displays the process of designing regional model of virtual museums of scientific schools and scientific communication as the crucial point of the regional science presentation in the virtual space of the region and the country.

Ключевые слова: научная коммуникация, научная школа, популяризация науки, виртуальный музей.

Key words: scientific communication, scientific school, science promotion, virtual museum.

Белкина Юлия Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Русского языка, культуры речи и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Belkina Julia Alekseevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «Russian language, speech standard and their teaching methods»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky, 65/67

Корона, аристократия и персонал местного управления при первом Тюдоре

THE CROWN, THE ARISTOCRACY AND THE STAFF OF THE LOCAL ADMINISTRATION UNDER THE FIRST TUDOR

Аннотация: Данная статья посвящена королевской политике по отношению к аристократии при Генрихе VII. Данная проблема рассматривается на примере комплектования персонала местного управления.

Annotation: This paper displays the royal policy towards the aristocracy under Henry VII. This problem is looked upon as exemplified in local government recruitment.

Ключевые слова: аристократия, мировая комиссия, местное управление, Генрих VII, мировые судьи, Тюдоры.

Keywords: aristocracy, commission of peace, local government, Henry VII, justices of the peace, the Tudors.

Бельцер Александр Анатольевич, кандидат исторических наук, доцент, проректор

Адрес: Самарский институт - высшая школа приватизации и предпринимательства, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 53

Beltser Alexander Anatolievich, candidate of historical sciences, associate professor, vice-rector

Address: Samara Institute - Higher school of privatization and business, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 53

Деятельностный подход в системе биологического образования

ACTIVITY APPROACH IN THE SYSTEM OF BIOLOGICAL EDUCATION

Аннотация: Модернизация современного биологического образования предполагает реализацию деятельностного подхода в учебном процессе. В статье рассматривается структура учебно-познавательной деятельности учащихся и характеристика основных ее компонентов, применительно к процессу обучения биологии в школе. Рассматривается возможность организации различных видов деятельности по биологии на базе структуры учебно-познавательной деятельности.

Annotation: The modernization of biological education implies activity approach in the educational process. The article describes the educational-cognitive activity and its main elements as applied to teaching biology at school. Various activities based on the educational-cognitive one are supposed to be use in teaching biology.

Ключевые слова: деятельностный подход, учебно-познавательная деятельность, компоненты деятельности, субъектно-субъектные отношения, виды деятельности по биологии.

Keywords: activity approach, educational-cognitive activity, activity elements, subject-subject relations, activities in teaching biology.

Боброва Наталья Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования».

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького 65/67

Bobrova Natalia Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Botany, general biology, ecology and bio-ecological education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

О подготовке будущих педагогов к культурно-просветительской деятельности: организация взаимодействия родителей с детьми в сети Интернет

THE TRAINING OF FUTURE TEACHERS FOR CULTURAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES:

ORGANIZATION OF THE INTERACTION OF PARENTS WITH CHILDREN IN THE INTERNET

Аннотация: В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы подготовки студентов педагогических вузов к организации социального партнерства с родителями, формировании готовности родителей к осуществлению в сети Интернет совместной с детьми образовательной, культурно-просветительской и досуговой деятельности.

Annotation: The article focuses on the relevance of the problem of training future teachers for the organization of social partnership with parents, formation of parents' readiness for educational, cultural, educational and leisure Internet activities together with children.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность педагога, культурно-просветительская деятельность, социальное партнерство, Интернет, дети, родители.

Keywords: ICT competence of teachers, cultural and educational activities, social partnership, internet, children, parents.

Брыксина Ольга Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информационно-коммуникационных технологий в образовании»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67m

Bryksina Olga Fedorovna, candidate of pedagogics, head of the department of «Information and Communication Technologies in Education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky, 65/67

«Директ-костинг» как важнейшая подсистема управленческого учета

«DIREKT-KOSTING»AS THE MOST IMPORTANT SUBSYSTEM OF MANAGEMENT ACCOUNTING

Аннотация: В статье рассматриваются понятие и сущность системы «директ-костинг» как элемента управленческого учета. Описаны преимущества и недостатки данного метода калькулирования и формирования финансового результата.

Annotation: In the article the concept and essence of «direkt-kosting» system as elements of management accounting are considered. Advantages and disadvantages of this method of calculation and formation of the financial result are described.

Ключевые слова: управленческий учет, управление затратами, система «директ-костинг», калькулирование себестоимости, постоянные затраты, переменные затраты.

Keywords: management accounting, cost management, system of "direct costing", calculation of the cost, fixed costs, variable costs.

Булавко Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой «Экономика и управление городским хозяйством» экономического факультета

Адрес: Самарская академия государственного и муниципального управления, 443084, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 96

Bulavko Olga Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor, head of the Department of «Economics and urban management», Faculty of Economics

Аddress: Samara Academy of Public and Municipal Administration, 443084, Russia, Samara, Stara Zagora st., 96

Крепчук Екатерина Игоревна, магистрант экономического факультета

Адрес: Самарская академия государственного и муниципального управления, 443084, Россия, Самара, ул. Стара Загора, 96

Krepchuk Ekaterina Igorevna, candidate for master’s degree, faculty of economics

Address: Samara Academy of Public and Municipal Administration, 443084, Russia, Samara, Stara Zagora st., 96

Хиросима в оценках прессы США

HIROSIMA IN THE PRESS REPORTS OF THE USA

Аннотация: В статье проанализированы оценки прессой США первого применения атомной бомбы. Рассмотрена специфика их мнений и выявлены источники формирования взглядов.

Annotation: In the article the US’s press reports about the first use of the atomic bomb are analyzed. The distinguishing features and the reasons are revealed.

Ключевые слова: Хиросима; общественное мнение; Тихоокеанская война; атомная бомба.

Keywords: Hiroshima, public opinion, Pacific War, atomic bomb.

Буранок Сергей Олегович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Buranok Sergey Olegovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «World history and methodology of education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Методологические основания обучения студентов здоровьесбережению

METHODOLOGICAL GROUNDS OF TRAINING STUDENTS TO SAVE HEALTH

Аннотация: В статье анализируются психолого-педагогические возможности системы здоровьесберегающего образования студентов – будущих педагогов, основой которой являются методологически важные, долгоживущие и инвариантные знания о своём здоровье.

Annotation: In the article the authors analyse psychological and pedagogical possibilities of the system of health saving education of future teachers which rely on the methodologically important, long-living and invariant knowledge of health.

Ключевые слова: здоровьесберегающая компетентность будущего учителя, синтез здоровьесберегающих компетенций, физиологические компетенции, социально-психологические компетенции, гносеологические и акмеологические компетенции.

Keywords: health saving competence of a future teacher, synthesis of health saving competences, physiological competences, social and psychological competences, gnoseological and acmeological competences.

Бусыгин Александр Георгиевич, доктор педагогических наук, профессор

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Busygin Alexsandr Georgievich, doctor of pedagogics, professor

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, начальник аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой «Психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogics, professor, head of postgraduate and doctoral training course, head of the department of «Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67

Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа

INFLUENCE OF THE TEACHERS’ EMOTIONALITY ON THE STUDENTS’ ASSESSMENT OF THEIR PEDAGOGICAL IMAGE

Аннотация: В статье выдвигается и доказывается гипотеза о существовании неразрывной взаимосвязи между эмоциональными особенностями и студенческими оценками имиджевых качеств преподавателя, что позволяет сделать вывод о позитивном влиянии эмоциональной компетентности педагога на формирование его педагогического имиджа.

Annotation: The author puts forward and proves the hypothesis of the interdependence of the teachers’ emotional characteristics and the students’ estimation of the teachers’ image qualities. This correlation makes it possible to conclude that a teacher’s emotional competence will positively influence his/her professional image.

Ключевые слова: эмоциональность педагога, имиджевые характеристики педагога, эмоциональная компетентность педагога, эмпатичность преподавателя, коммуникативная толерантность преподавателя, педагогический имидж.

Keywords: the teacher’s emotionality, the teacher image characteristics, emotional competence of the teacher, empathy of the teacher, communicative tolerance of the teacher, pedagogical image.

Бусыгина Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Busygina Tatiana Alexsandrovna, candidate of psychology, associate professor of the department of «Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, начальник аспирантуры и докторантуры, заведующий кафедрой «Психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Busygina Alla Lvovna, doctor of pedagogics, professor, head of postgraduate and doctoral training course, head of the department of «Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st. 65/67

Проблема профессиональной деформации у представителей социально обусловленных профессий

PROFESSIONAL DEFORMATION OF WORKERS INVOLVED IN SOCIALLY-DEPENDENT OCCUPATIONS

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможные нарушения профессионального развития личности и варианты его проявлений у представителей социально обусловленных профессий под влиянием особых условий трудового процесса. Раскрывается понятие профессиональной деформации личности, наиболее частые причины профессиональной деформации, рассматривается проблема воздействия профессии на личность и связанных с этим изменений в ней.

Annotation: The article is devoted to possible disturbances of personal professional development and cases of its manifestation as a result of specific conditions of the working process, that people involved in socially-dependent occupations have to face. The idea of personal professional deformation is revealed, as well as the most frequent causes of professional deformation, the problem of job influence on personality and its consequences are dealt with.

Ключевые слова: профессиональное развитие специалиста, профессиональная деятельность, профессиональная деформация личности, психологические качества специалиста, взаимовлияние личности и профессии, профессии типа «человек-человек».

Key words: professional development of a specialist, professional activity, personal professional deformation, psychological qualities of a specialist, personality and profession interaction, “person-to-person” jobs.

Варфоломеева Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Varfolomeyeva Tatyana Petrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of department of «General and Social Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Социально-психологические аспекты изучения профессий системы «человек-человек»

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF «PERSON-TO-PERSON» OCCUPATION STUDY

Аннотация: В данной статье представлены различные классификации профессий. Более подробно рассматривается классификация видов трудовой деятельности, предложенная Е.А. Климовым. Анализируются некоторые социально-психологические аспекты изучения профессий системы «человек-человек».

Annotation: The article presents different classifications of occupations. E.A.Klimov’s job types classification is taken up in detail. Some social and psychological aspects of “person-to-person” occupation study are analyzed.

Ключевые слова: психология труда, психологическая классификация профессий, профессиональная деятельность, общие характеристики личности профессионалов, предмет труда, профессии типа «человек-человек».

Keywords: work psychology, psychological job classification, professional activity, general characteristics of professional personality, work subject, “person-to-person” jobs.

Варфоломеева Татьяна Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Varfolomeeva Tatyana Petrovna, candidate of psychological sciences, associate professor of department of «General and Social Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67,

Современная демографическая ситуация в Клявлинском районе Самарской области

THE PRESENT-DAY DEMOGRAPHIC SITUATION IN KLYAVLINSKY AREA, SAMARA REGION

Аннотация: В статье рассмотрена демографическая ситуация, сложившаяся в Клявлинском районе Самарской области, проанализированы основные демографические показатели данной территории за последние 6 лет. Выявлены основные тенденции в развитии демографической ситуации региона.

Annotation: The article presents the modern demographic situation in Klyavlinsky area of Samara region. The main demographic characteristics of the territory for the last 6 years are under analysis. The most prominent tendencies in the development of the demographic situation of the area are displayed.

Ключевые слова: демографические процессы, численность населения, плотность населения, размещение населения, естественная убыль населения, отрицательное сальдо миграций, структура населения, национальный состав, занятость населения, Клявлинский район, Самарская область.

Keywords: the demographic processes, the population size, the population density, the distribution of population, the natural decline in the population, the negative balance of migration, the population structure, the ethnic characteristics, the employment of population, Kljavlinsky area, Samara region.

Воробьева Ольга Владимировна, старший преподаватель кафедры «Химии, географии и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Vorobeva Olga Vladimirovna, assistant professor of the department of «Chemistry, Geography and their teaching methods»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Социальная зрелость и черты характера личности

SOCIAL MATURITY AND CHARACTER TRAITS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация: Для современного общества характерно стремление к поликультурности, ответственности, толерантности и ориентации на зрелую личность. Человеку, который живет, учится, получает специальность, недостаточно просто руководствоваться усвоенными правилами и нормами, а необходимо проявлять свои личностные, характерологические качества в соотношении с достижением социальной зрелости.

Annotation: Modern society is characterized by the pursuit of multiculturalism, responsibility, tolerance and focus on a mature personality. A person who lives, learns, gets professional training cannot just be guided by established rules and regulations but must show his/her personal character traits and qualities in accordance with the extent of social maturity achieved.

Ключевые слова: зрелость, социальная зрелость, характер, личность.

Keywords: maturity, social maturity, character, personality.

Горбунова Ольга Владимировна, лаборант кафедры «Возрастная и педагогическая психология»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Gorbunova Olga Vladimirovna, laboratory assistant of the department of «Age and pedagogical psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, M. Gorky st, 65/67

Влияние действия офисных и игровых компьютерных программ на вегетативные и психофизиологические показатели организма школьников

 INFLUENCE OF OFFICE AND GAME COMPUTER PROGRAMS ON SCHOOL STUDENTS’ VEGETATIVE AND PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS OF HEALTH SYSTEM

Аннотация: Исследовалось действие офисных и игровых программ на показатели сердечно-сосудистой системы, ситуативную тревожность и лабильность нервных процессов школьников. Установлено, что наиболее интенсивно и неблагоприятно на организм учащихся воздействуют игровые программы.

Annotation: The paper deals with negative influence of office and game programs on indicators of cardiovascular system, situational uneasiness and lability of nervous processes of school students. It has been established that game programs influence is the most intensive and harmful.

Ключевые слова: офисные и игровые компьютерные программы, ситуативная тревожность, лабильность нервных процессов, сердечно-сосудистая система.

Keywords: office and game computer programs, situational uneasiness, lability of nervous processes, cardiovascular system.

Гордиевская Наталия Александровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Gordievskaia Natalia Alexandrovna, candidate of biological sciences, associate professor of the department of «Zoology and anatomy, physiology, human safety»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Гордиевский Антон Юрьевич, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Зоологии и анатомии, физиологии, безопасности жизнедеятельности человека»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького, 65/67

Gordievskiy Anton Yurievich, candidate of biological sciences, associate professor of the department of «Zoology and anatomy, physiology, human safety»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

"Меч исполина": кавалерия военного дома короля и элитные части армейской кавалерии в эпоху войн людовика XIV

«THE SWORD OF THE GIANT»: THE KING'S HOUSEHOLD CAVALRY AND THE ELITE TROOPS OF CAVALRY IN THE AGE OF WARS OF LOUIS XIV

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам развития французской элитной кавалерии в правление короля Людовика XIV.В исследовании рассматриваются вопросы организации, вооружения и боевого применения частей гвардейской и привилегированной кавалерии во второй половине XVII- начале XVIIIвв.

Annotation: This article is devoted to the issue of development of the French elite cavalry during the reign of king Louis XIV. The study displays the peculiarities of organization, equipment and combat application of troops of the guards and privileged cavalry in the second half of XVII - beginning of XVIII centuries.

Ключевые слова: конная гвардия, мушкетёры, драгуны, регулярная армия, дивизия резервной кавалерии, рота, полк.

Keywords: horse guards, Musketeers, Dragoons, the regular army, division of cellular cavalry, squadron, regiment.

Гордиенко Олег Дмитриевич, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры "История Отечества"

Адрес: Самарская академия культуры и искусств, 443010, Россия, Самара, ул. Фрунзе, 167

Gordienko Oleg Dmitrievich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «National History»

Address: Samara State Academy of Culture and Arts, 443010, Russia, Samara, Frunze st., 167

Технология обучения детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок

TECHNOLOGY OF TEACHING SENIOR PRE-SCHOOL AGE CHILDREN TO COMPOSE FAIRY TALES

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития словесного творчества детей; характеризуются компоненты технологии обучения старших дошкольников сочинению сказок.

Annotation: The article examines the issues of developing children’s verbal creative potential and describes the components of the educational technology of teaching children of senior pre-school age to compose fairy tales.

Ключевые слова: творческая деятельность, словесное творчество, технология обучения сочинению сказок.

Keywords: creative activity, verbal creative potential, educational technology, fairy tale composition.

Гурова Ирина Владимировна, старший преподаватель кафедры «Русского языка, литературы, художественно-эстетических дисциплин и методик их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25.

Gurova Irina Vladimirovna, senior lecturer of the department of «Russian language, literature, artistic and aesthetic education and methods of their teaching»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Blukher st., 25

Теоретические основы разработки модели формирования социокультурной идентификации

THEORETICAL FRAMEWORK OF THE SOCIOCULTURAL IDENTIFICATION MODEL LABORATION

Аннотация: Статья посвящена анализу понятия социокультурная идентификация личности; отмечена значимость формирования интегративной модели ее формирования. Представлены этапы разработки модели формирования социокультурной идентификации.

Annotation: The article is dedicated to the analysis of sociocultural identification. The importance of the integrated model is shown. The elaboration stages of its development are presented.

Ключевые слова: ценность, социокультурная идентификация, этапы разработки модели формирования социокультурной идентификации.

Keywords: value, sociocultural identification, the elaboration stages of the sociocultural identification model building.

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры «Информационно-коммуникационных технологий в образовании»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, России, Самара, ул. М.Горького 65/67

Aniskin Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogic sciences, associate professor, dean of faculty of Mathematics, Physics and Informatics, professor of the department of «Information and Communication Technologies in Education»

Address: Samara State Academy of social sciences and humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Жукова Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранных языков», докторант кафедры «Педагогики» РГПУ им. А.И.Герцена

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, России, Самара, ул. М.Горького 65/67

Zhukova Tatiana Anatolyevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of department of the «Foreign Languages», doctoral student of Herzen State Pedagogical University

Address: Samara State Academy of social sciences and humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st. 65/67

Миметическое и немиметическое в новейшей русской драме:  «гоголевская трилогия» Николая Коляды

THE MIMETIC AND ANTIMIMETIC IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN DRAMA: «GOGOL'S TRILOGY» BY NIKOLAY KOLYADA

Аннотация: Статья посвящена сложной теоретической проблеме, актуализированной новейшей драмой – соотношению миметических и немиметических техник в художественном произведении. Взаимоотношения современной драматургии и современного театра с «первичной реальностью» чрезвычайно сложны и неоднозначны, связаны с поиском не только нового художественного языка, но и нового философского осмысления жизни и смерти. Материалом для рассуждений автора послужили три пьесы Николая Коляды, написанные на основе произведений Н.В.Гоголя.

Annotation: The article is devoted to the complex theoretical problem, actualized in the contemporary drama – the ratio of mimetic and antimimetic techniques in literature. The relationship of contemporary drama and modern theatre with «primary reality» is extremely complex and ambiguous, linked to the search not only of a new artistic language, but of a new philosophical understanding of life and death. The author’s reflection is based on the material of the three plays by Nikolay Kolyada, written on the basis of N.V. Gogol’s texts.

Ключевые слова: миметическое / немиметическое, креативная рецепция, деконструкция текста, предтекст, наррация в драме, катартический акт.

Keywords: mimetic/antimimetic, creative reception, deconstruction of the text, foretext, narration in the drama, cathartic act.

Журчева Ольга Валентиновна, доктор филологических наук, профессор кафедры «Русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Zhurcheva Olga Valentinovna, doctor of philology, professor of the department of «Russian and foreign literature and methods of teaching literature»

Adress: Samara State Academy of Social Science and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26.

Специфика социальных услуг как средства получения социальных эффектов

SPECIFIC NATURE OF SOCIAL SERVICES AS A MEANS OF SOCIAL EFFECTS PRODUCTION

Аннотация: В статье представлены особенности социальных услуг с точки зрения повышения эффективности их производства. Автор опирается на понимание социальной сферы как области человеческой деятельности, непосредственно направленной на формирование человеческого капитала, осуществляемой в формах услуг или материальной помощи, обладающей положительными экстерналиями.

Annotation: The paper displays the peculiarities of social services as a means of social effects production. The author looks upon the social sphere as a human activity, aimed at human capital formation, and carried out by means of services or financial aid, which has positive externalities.

Ключевые слова: социальная сфера, социальная услуга, социальный эффект.

Keywords: social sphere, social services, social effect.

Иванов Михаил Юрьевич, доктор экономических наук, и.о. зав. кафедрой «Экономики»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, Самара, ул. А. Овсеенко, 26, ауд. 311.

Ivanov Mihail Yuryevich, doctor of economics, head of "Economics"

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26, Room 311

Использование авторской волшебной сказки в качестве учебного материала для повышения межкультурных компетенций студентов

AN AUTHOR MAGIC FAIRY TALE AS A TEACHING MATERIAL FOR IMPROVING STUDENTS’ INTERCULTURAL COMPETENCE

Аннотация: Каждый народ имеет свои собственные сказки, в которых отражены их культурные ценности. Анализируемая нами авторская волшебная сказка, а именно «Гарри Поттер», может быть использована в качестве учебного материала для понимания студентами английских культурологических особенностей.

Annotation: Different nationalities have their own fairy tales where certain cultural values are reflected. We analyse an author magic fairy tale – that is “Harry Potter”. This fairy tale can be used as a teaching material for understanding English cultural peculiarities.

Ключевые слова: авторская волшебная сказка, кельтская культура, мифология, герой.

Keywords: an author magic fairy tale, the Celtic culture, mythology, the hero.

Иванова Наталья Олеговна, преподаватель кафедры «Иностранных и латинского языков»

Адрес: Самарский государственный медицинский университет, 443099, Россия, Самара, ул. Чапаевская, 89

Ivanova Natalya Olegovna, teacher of the department of «Foreign and Latin Languages»

Address: Samara State Medical University, 443099, Russia, Samara, Chapaevskaya st., 89

Межличностные отношения подростков, склонных к аддиктивному поведению

Interpersonal RELATIONS of teenagers inclined to addictive behavior

Аннотация: В статье раскрываются понятия межличностных отношений и Интернет-зависимости. Показано влияние аддиктивного поведения на межличностные отношения подростков. Рассматривается современное состояние проблемы аддиктивного поведения. Определяются возможности применения различных методов психологической профилактики интернет-зависимости у подростков. Рассматриваются результаты психологической профилактики аддиктивного поведения подростков.

Annotation: In the article the notions of interpersonal relations and Internet addiction are disclosed. The influence of addictive behavior on teenagers’interpersonal relations is shown. The up-to-date state of the problem of addictive behavior is explored. The potentials of application of different methods of psychological prevention of teenagers’ Internet addiction are revealed. The results of psychological prevention of addictive behavior of teenagers are presented.

Ключевые слова: межличностные отношения, девиантное поведение, аддиктивное поведение, интернет-зависимость, подростковый возраст, психолого-педагогическая профилактика.

Key words: interpersonal relations, deviant activities, addictive behavior, Internet addiction, juvenile age, psychological pedagogical prevention.

Иванов Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастной и педагогической психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Ivanov Dmitriy Victorovich, candidate of psychology, associate professor of «Age and pedagogical psychology» chair

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, M. Gorky st., 65/67

О биоэкологических особенностях копеечника крупноцветкового

(Hedysarum grandiflorum Pall., Fabaceae) в самарской области

On the biological and ecological features of HEDYSARUM GRANDIFLORUM PALL.

(FABACEAE) IN SAMARA REGION

Аннотация: в статье описаны некоторые биологические и экологические особенности редкого представителя флоры Самарской области – копеечника крупноцветкового (Hedysarum grandiflorum Pall., Fabaceae). Приводятся материалы по распространению вида в Самарской области, новые пункты произрастания, жизненная стратегия, особенности банка семян и проростков, структуры популяций в природе, сезонной и погодичной динамики онтогенетической структуры, пространственного размещения, условий произрастания и другие характеристики. Снижение численности изучаемого вида на данной территории объясняется сокращением количества местообитаний и его биоэкологическими характеристиками. Вид является редким в регионе и требует охраны..

Annotation: In the article some of the biological and ecological characteristics of the rare species of the Samara region flora - Hedysarum grandiflorum Pall (Fabaceae) are described. The article provides data on the dissemination of the species in the Samara region, new areas of growth, life strategy, peculiarities of the bank of seeds and sprouts, population structure in nature, seasonal and annual dynamics of ontogenic structure, spatial distribution, growing conditions and other characteristics. Reduction of the number of the studied species in the area is due to the reduction of habitat and bio-ecological characteristics. The species is rare in the region and requires protection.

Ключевые слова: Hedysarum grandiflorum Pall., онтогенез, популяция, фитоценоз, онтогенетическая структура, пространственная структура, жизненная стратегия, антропогенный пресс.

Keywords: Hedysarum grandiflorum Pall., ontogeny, population, phytocenosis, ontogenetic structure, spatial structure, life strategy, anthropogenic pressure.

Ильина Валентина Николаевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26

Ilina Valentina Nikolaevna, candidate of biology, associate professor of the department of «Botany, general biology, ecology, biological and ecological education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26

Условия выполнения советских исторических иссдедований по проблемам гражданской войны в России во второй половине 1930-х – первой половине 1950-х гг

SOCIAL BACKGROUND OF SOVIET HISTORICAL RESEARCH IN THE CIVIL WAR IN RUSSIA IN THE SECOND HALF OF 1930s - THE FIRST HALF OF THE 1950s

Аннотация: в статье в конспективной форме намечены контуры основных уcловий, в которых развивалось исследование Гражданской войны в России в период культа личности И.В. Сталина (вторая половина 1930-х ­– первая половина 1950-х гг.).

Annotation: The article outlines the social background of the study of the Civil War in Russia in the period of the I.V. Stalin personality cult (2nd half of 1930 ¬ 1st half of the 1950s)

Ключевые слова: историография, советская историческая наука; Гражданская война в России; сталинская теоретико-методологическая парадигма; догматизм; источниковая база; «Краткий курс истории ВКП (б).

Keywords : historiography , Soviet historiography , Russian Civil War , Stalin's theoretical and methodological paradigm ; dogmatism ; source base , «History of the CPSU (b)».

Ипполитов Георгий Михайлович, доктор исторических наук, профессор кафедры «Отечественной истории и археологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Ippolitov Georgy Mikhailovich, doctor of history, professor of the department of «Russian history and archaeology» 
Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Ефремов Валерий Яковлевич, доктор исторических наук, профессор кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин»

Адрес: Вольский филиал Военной академии материального обеспечения Вооруженных сил РФ, 412903, Россия. Вольск-3, Саратовской обл. ВФ ВАМО ВС РФ

Efremov Valery Yakovlevich, doctor of history, professor of the department of «Social disciplines and humanities»
Address: Volsk Branch of the Military Academy for the armed forces material provision, 412903, Russia, Volsk-3.

Роль мифотворчества в ритуальном процессе

THE ROLE OF MYTH-MAKING IN THE RITUAL PROCESS

Аннотация: в статье анализируются особенности взаимосвязи мифа и ритуала в контексте их культурных манифестаций. Ритуальный процесс и мифология взаимообусловлены, придают осмысленность различным социокультурным действиям. Мифотворчество в ритуальном процессе приобретает реальность и трансформируется в действенную социальную силу.

Annotation : This article analyzes the characteristics of the relationship between myth and ritual in the context of their cultural manifestations . Mythology and ritual process are interdependent, they give meaning to the various socio-cultural activities. Mythmaking in the ritual process becomes reality and is transformed into an effective social force .

Ключевые слова: культура, ритуал, ритуальный процесс, миф, мифотворчество, символ, символизм коллективное мышление.

Keywords : culture , ritual, ritual process , myth, myth-making , symbol, symbolism of collective thinking.

Ипполитова Анастасия Георгиевна, кандидат культурологии, доцент, профессор кафедры «Философии и общегуманитарных дисциплин»

Адрес: Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, 443022, Россия, Самара, ул. Рыльская, д. 24В.

Ippolitova Anastasia Georgievna, candidate of cultural studies, associate professor of «Philosophy and humanities disciplines»

Address: Law Institute of the Penal System of Russia, 443022, Russia, Samara, Rylskaya st, 24B

О формах и методах становления тюдоровского абсолютизма

ABOUT THE FORMS AND METHODS OF FORMING TUDOR’S ABSOLUTISM

Аннотация: Вопреки распространенному мнению о массовом уничтожении знати в ходе военных действий, облегчившем якобы переход к абсолютизму, Война Роз не привела к решению всех проблем во взаимоотношениях нобилитета и короны к выгоде последней - перед Тюдорами стояла сложнейшая политическая задача укрепления королевской власти, подавления многочисленных очагов сепаратизма и консолидации страны, что означало, в свою очередь, неминуемое столкновение с нобилитетом.

Annotation: Contrary to popular belief about the mass murder of the nobility during the Wars of the Roses, in front of the Tudors was a difficult political task of strengthening royal authority, suppression of numerous outbreaks of separatism and consolidation of the country, which meant, in turn, the inevitable clash with the nobility.

Ключевые слова: Тюдоры, абсолютизм, нобилитет, новая монархия

Keywords: Tudors, absolutism, the nobility, new monarchy.

Казаков Игорь Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Kazakov Igor Valentinovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «World history and methodology of education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st.., 65/67

Некоторые особенности семантики предлогов BY и WITH в английских предложениях с пассивными конструкциями

SOME SEMANTIC FEATURES OF THE PREPOSITIONS “BY” AND “WITH” IN ENGLISH SENTENCES WITH PASSIVE CONSTRUCTIONS

Аннотация: Предлоги "by" и "with" имеют сходные значения при выражении агенса и инструмента. Настоящая статья является попыткой продемонстрировать влияние лексико-грамматических характеристик компонентов пассивных конструкций на выбор того или иного предлога.

Annotation: The prepositions "by" and "with" show similarity in meaning when used to denote an agent or an instrument. The present paper is an attempt to demonstrate the influence of the lexical and grammatical characteristics of the passive construction components on the choice of the preposition.

Ключевые слова: категория залога, пассивный залог, пассивная конструкция, предлоги by и with.

Keywords: the category of voice, the passive voice, the passive construction, the prepositions “by” and “with”.

Клюшина Алёна Михайловна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранных языков», доцент кафедры «Английского языка и методики преподавания иностранных языков»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Klyushina Alyona Mikhailovna, candidate of philological sciences, associate professor of the department of «Foreign languages, associate professor of the department of «English language and foreign languages teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

О предпоздняковском субстрате поздняковской культуры

PRE-POZDNYAKOV SUBSTRATE OF POZDNYAKOV CULTURE

Аннотация: Поводом для статьи послужили результаты исследований поселения поздняковской культуры Дмитриевская Слобода II. Керамика поселения сохранила раннего черты. В предшествующее время на территории позднякоской культуры располагались памятники примокшанского, шагарского и фатьяноидного типов. Примокшанский тип как локальный вариант возникает в результате продвижения иванобугорской культуры на Цну, Мокшу, Оку. Погребения Шагарского могильника связаны с иванобугорской культурой. В предпоздняковское время устанавливаются контакты примокшанского, фатьяноидного и репинского населения и складываются предпоздняковский субстрат. В дальнейшем с приходом срубной культуры на основе взаимодействия с местным субстратом формируется поздняковская культура.

Annotation: This article is based on the results of research of Pozdnyakov culture settlement Dmitriev Sloboda II. The ceramics of this culture contains early features. Previously on the territory of Pozdnyakov culture there were the artifacts of Primokshan, Shagar and Fatyanoid types. Primokshan type is local and appears as a result of promotion of Ivanobugor culture to the area of Tsna, Moksha, Oka. The burials of Shagar type are associated with Ivanobugor culture. At the period of Pre-Pozdnyakov culture contacts of Primokshan, Fatyanoid and Repin population are established and Pre-Pozdnyakov substrate is formed. Later the period of Сarcass culture comes and its interaction with the local culture substrate Pozdnyakov culture is formed.

Ключевые слова: поселение Дмитриевская Слобода II, поздняковская культура, предпоздняковский субстрат, иванобугорская культура, примокшанский тип, шагарский тип, фатьяноидный тип, репинский тип.

Kewords: Dmitriev Sloboda II, Pozdnyakov culture, Pre-Pozdnyakov substrate, Ivanobugor culture, Primokshan type, Shagar type, Repin type.

Королев Аркадий Иванович, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественной истории и археологии», декан исторического факультета

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Korolev Arkadiy Ivanovich, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «Russian history and archeology», dean of Faculty of History

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Организация ритуалов и жертовприношений в Эллинском святилище

SETTING UP RITUALS AND SACRIFICES IN THE GREEK SANCTUARY

Аннотация: Статья посвящена важнейшему аспекту древнегреческой религии – организации ритуальных действий и жертвоприношений божествам.

Annotation: The article is dedicated to the important aspect of the ancient Greek religion – setting of the ritual processes and sacrifices to the deities.

Ключевые слова: Античность, эллинская религия, ритуалы, культ, жертвоприношение, святилище.

Keywords: Classical antiquity, Greek religion, rituals, cult, sacrifice, sanctuary.

Кузьмина Юлия Николаевна, кандидат исторических наук

Адрес: Институт археологии РАН, 117036, Россия, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19

Kuzmina Yulia Nikolaevna, candidate of the historical sciences

Address: Institute of the Archaeology, RAS, 117036, Russia, Moscow, Dmitriya Ulyanova st., 19

Применение мнемотехники при обучении физике

mnemoniques IN TEACHING PHYSICS

Аннотация: В процессе обучения учащимся необходимо запомнить определенное количество важных физических формул, законов, сведений. Для облегчения процесса запоминания важно научить учащихся пользоваться мнемоническими правилами. В результате неудобная для запоминания информация, преобразуется в более удобную форму. Настолько удобную, что становится возможным запоминать большие объемы информации, которые обычными средствами кажется невозможно запомнить.

Annotation: During the course students need to remember a certain amount of important physical formulas , laws and data. It is important to encourage students to use mnemonic rules to facilitate the process of memorizing . As a result, hard-to-remember information gets a more convenient form to memorize even large amounts of information that seem impossible to remember in common ways.

Ключевые слова: мнемоника, мнемотехника, процесс запоминая, физика, процесс обучения.

Keywords: mnemonics, mnemotechniques, memorizing , physics, learning process.

Кулагина Ольга Юрьевна, учитель физики высшей квалификационной категории

Адрес: ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области, 446441, Россия, Самарская обл., Кинель, п.г.т. Алексеевка, ул. Куйбышева 23

Kulagina Olga Yurjevna, physics top-rank teacher

Address: GBOU school № 8, Alexeevka township, Kinel district, Samara region. 446441, Russia, Samara region, Kinel district, Alexeevka township, Kuibyshev st., 23.

Аристократическая критика французского абсолютизма конца XVII - середины XVIII века

ARISTOCRATIC CRITICISM OF FRENCH ABSOLUTISM IN THE LATE XVII - MIDDLE XVIII CENTURIES

Аннотация: В статье рассматривается эволюция аристократической критики королевской власти конца XVII –середины XVIII вв. Приведены различные варианты дворянской критики от требования возвращения к старине до предложений скорейшего реформирования страны.

Annotation: The article looks upon the changes in the aristocratic criticism of the royalty in the late XVII - middle XVIII centuries. The author gives the examples of various forms of aristocratic criticism from demanding of return to old traditions to suggesting that there should be reforms.

Ключевые слова: французская аристократия, дворянство, абсолютизм, критика королевской власти, проекты реформ.

Keywords: French aristocracy, nobility, absolutism, criticism of royalty, reform projects.

Куцева Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Kuceva Elena Alexandrovna, candidate of historical sciences, associate professor of department of «World history and methodology of education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

«Империя в миниатюре»: история  Великобритании в поисках масштаба и ракурса

«EMPIRE IN MINIATURE»: THE HISTORY OF GREAT BRITAIN IN SEARCH OF SCALE AND FORERHORTENING

Аннотация: Статья посвящена современным подходам в историографии Британской империи. Oсобое внимание уделяется научным перспективам компаративных исследований окраинной и колониальной политики модерных европейских империй, соотношению параллельных процессов формирования национальной идентичности и строительства империи

Annotation: The article deals with contemporary approaches in historiography of the British Empire, especial attention paid to scientific perspectives of comparative researches of marginal and colonial policy of modern European empires, interrelations between parallel processes of formation of national identity and imperial building.

Ключевые слова: империя, колония, окраина, Великобритания, Шотландия, Ирландия

Keywords: empire, colony, margin, Great Britain, Scotland, Ireland.

Малкин Станислав Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Malkin Stanislav Gennadievich, candidate of historical sciences, associate professor of department of «World history and methodology of education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Понятие психологического барьера в зарубежной психологии

THE NOTION OF A PSYCHOLOGICAL BARRIER IN FOREIGN PSYCHOLOGY

Аннотация: в статье изложен анализ основных зарубежных концепций, раскрывающих суть психологического барьера. Рассматриваются барьеры с точки зрения психоаналитического, гуманистического и когнитивного направлений.

Annotation: The article describes the analysis of the main foreign concepts, revealing the essence of a psychological barrier. Barriers are considered in terms of the psychoanalytic, humanistic and cognitive areas.

Ключевые слова: психологический барьер, зарубежные концепции, преодоление барьеров,

Keywords: psychological barrier, foreign concepts, overcoming barriers.

Манина Валерия Алексеевна, аспирант кафедры «Возрастной и педагогической психологии»

Адрес: Оренбургский государственный педагогический университет, 460014, Россия, Оренбург, ул Советская д. 19

Manina Valeria Alexeevna, post-graduate student of the department of «Age and educational psychology»

Address: Orenburg State Pedagogical University, 460014, Russia, Orenburg, Sovetskaya st., 19

Сравнительный анализ учебного материала по истоии России XIV века в современных учебниках

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PRESENT-DAY TEXTBOOKS CONTENT ON RUSSIAN HISTORY IN THE XIV CENTURY

Аннотация: В этой статье проводится сравнительный анализ современных учебников по истории России для учащихся общеобразовательных школ. Особое внимание уделено раскрытию проблемы процесса объединения русских земель в единое государство в XIV веке.

Annotation: This article presents a comparative analysis of modern textbooks on Russian history for students of comprehensive schools. Particular attention is paid to the problem of unification of Russian lands into a single state in the XIV century.

Ключевые слова: причины возвышения Москвы, борьба за ярлык, борьба за лидерство в объединительном процессе.

Keywords: reasons for Moscow rise, struggle for the yarlyk, struggle for leadership in the unification process.

Манькевич Алла Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Отечественной истории и археологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Mankevich Alla Anatilievna, candidate of historical sciences, associate professor of the department of «Russian history and archeology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Современные подходы к сущности понятия «семейные ценности»

THE MODERN APPROACHES TO THE IDEA OF FAMILY VALUES

Аннотация: Автор статьи рассматривает современные методологические подходы к классификации семейных ценностей. В исследовании дается анализ классификации семейных ценностей. Автором раскрыта роль и возможности семьи в формировании семейных ценностей.

Annotation: The author of the paper reveals the modern methodological approaches to the family values classification. The study presents an analysis of the classification of family values. The author discloses the role of the family and its impact on the family values development.

Ключевые слова: семья, брак, ценность, семейные ценности.

Keywords: family, marriage, value, family values.

Мжельская Екатерина Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Mzhelskaya Ekaterina Valerievna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «World history and methodology of education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Организация почтовой связи в Среднем Поволжье в годы Великой Отечественной войны

MAIL COMMUNICATION SERVICE IN THE MIDDLE VOLGA REGION IN THE YEARS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация: В данной статье рассмотрены основные вопросы организации почтовой связи на территории Среднего Поволжья в 1941-1945 гг.

Annotation: This article deals with the basic questions of the postal communication service in the territory of the Middle Volga region in 1941-1945.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, отделения перевозки почты, почтовые конторы, почтамты, городские и районные узлы связи, почтовые отделения связи, почтовые агентства.

Keywords: The Great Patriotic War, Department of mail transportation, post offices, general post office, urban and area communication centers, mailrooms, mail agencies.

Мокина Наталья Николаевна, ассистент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения», соискатель кафедры «Отечественной истории и археологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Mokina Natalya Nicolaevna, assistant of the department of «World history and methodology of education», applicant for candidate degree of the department of «Russian history and archeology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Фрактальный анализ структуры супрахиазматического ядра гипоталамуса кошки

FRACTAL ANALYSIS OF THE SUPRAHIAZMATICUS NUCLEUS STRUCTURE IN THE CAT HYPOTHALAMUS

Аннотация: Представлены результаты компьютерного анализа микрофотографий фронтальных срезов супрахиазматического ядра гипоталамуса кошки. Установлено, что исследуемые структуры ядра являются монофрактальными кластерами с фрактальной размерностью, лежащей в интервале от D=1.688±0.006 до D=1.909±0.001. Ядро в целом мультифрактал.

Annotation: The article shows the results of the computer analysis of micrographs presenting frontal sections of suprahiazmaticus nucleus in the cat hiporthalamus. It has been established that the nuclear structures under analysis are the monofractal clusters with different fractal dimensions in the range from D =1.688±0.006 to D = 1.909±0.001. The nuclear on the whole is multifractal.

Ключевые слова: супрахиазматическое ядро, кластер, фрактальная размерность.

Keywords: suprahiasmatic nucleus, claster, fractal dimension.

Молчатский Сергей Львович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Химии, географии и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26.

Molchatsky Sergey Lvovich, candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the department of «Chemistry, geography and their teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26.

Особенности творческого становления будущих учителей химии в процессе решения эксперементальных задач

THE PECULIARITIES OF CREATIVE DEVELOPMENT OF FUTURE CHEMISTRY TEACHERS IN THE PROCESS OF DOING EXPERIMENTAL TASKS

Аннотация: В связи c введением новых образовательных стандартов третьего поколения встает вопрос о смене стереотипов в образовании высшей школы, «новое качество образования» диктует свои требования к диалектико-воспитательному процессу обучения будущих учителей химии. Творческие экспериментальные задачи по химии являются одним из средств реализации современных требований к подготовке квалифицированных специалистов в области методики преподавания химии.

Annotation: Due to the latest educational standards for third-generation the problem of changing stereotypes in high school education needs to be solved. "New quality of education" suggests that other requirements for dialectic and educational training of future chemistry teachers should be formed. Creative experimental tasks is one of the tools in the process of training chemistry teachers, high-skilled and deeply versed in methodology.

Ключевые слова: творческое становление, учитель химии, стереотип, экспериментальные творческие задачи, методика преподавания химии.

Keywords: creative development, chemistry teacher, stereotype, experimental creative tasks, methods of teaching chemistry.

Нелюбина Елена Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Химии, географии и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26, ауд. 416.

Nelyubina Elena Georgiyevna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «Chemistry, geography and their teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov- Ovseenko st., 26, Room 416.

ЛЕКЦИЯ КАК АКТИВНАЯ ФОРМА ВУЗОВСКОГО ОБУЧЕНИЯ

LECTURE AS ACTIVE FORM OF HIGHER SCHOOL TRAINING

Аннотация: В статье даётся обзор некоторых видов активного лекционного занятия (лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с запланированными ошибками), входящих в современный спектр активных и интерактивных форм обучения и обеспечивающих при их системном применении эффективное формирование профессиональной компетентности будущих специалистов.

Annotation: The article reviews some types of the active lecture (lecture visualization, tandem lecture, lecture with planned mistakes) which belong to the range of active and interactive forms of education and when systemically used provide effective formation of graduates’ professional competence.

Ключевые слова: традиционная лекция, активное лекционное занятие, лекционно-семинарская система организации обучения, лекция-визуализация, лекция вдвоём, лекция с запланированными ошибками.

Keywords: traditional lecture, active lecture, lecture and seminar system of education, lecture visualization, tandem lecture, lecture with planned mistakes.

Ощепкова Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Пенитенциарной психологии и педагогики».

Адрес: Самарский юридический институт ФСИН России, 443022 , Россия, Самара, ул. Рыльская, 24 В

Oshchepkova Olga Vladimirovna, doctor of pedagogics, professor of the department of «Penitentiary psychology and pedagogics»

Address: Samara Law Institute of FSIN of Russia, 443022, Russia, Samara, Rylskaya st., 24 B

ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ХИМИИ

INTERACTIVE LEARNING TOOLS AND THEIR IMPACT ON THE QUALITY OF FUTURE CHEMISTRY TEACHER TRAINING

Аннотация: Интерактивные технологии всё более активно включаются в образовательный процесс. Применение при изучении химических дисциплин интерактивных досок помогает максимально эффективно использовать учебное время и увеличить эффективность образования в целом.

Annotation: Interactive technologies are widely used in today’s educational process. Interactive whiteboard helps to use class time to maximum effect and provide high quality education in general.

Ключевые слова: интерактивная технология, интерактивная доска, химия, виртуальный химический эксперимент, органическая химия, оксикислоты, оптическая изомерия.

Keywords: interactive technology, interactive board, chemistry, virtual chemistry experiment, organic chemistry, alcoholic acids, optical isomerism.

Панфилова Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Химия, география и методики их преподавания».

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, России, Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26, ауд. 404.

Panfilova Ludmila Vladimirovna, doctor of pedagogic sciences, professor of the department of «Chemistry, geography and their teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26, Room 404.

ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЛНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

CASE TECHNOLOGIES IN SENIOR SECONDARY SCHOOL IN THE CONTEXT OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDT

Аннотация: В статье анализируется одна из современных образовательных школьных педагогических технологий - «кейс-стади», направленная на развитие у старшеклассников на уроках истории критического мышления, умения самостоятельно оценивать информацию и формулировать выводы по приобретённым знаниям, что способствует более качественному формированию универсальных коммуникативных учебных действий.

Annotation: The article presents one of the latest educational technologies in the modern school – «case-study».

It is used to develop senior students’ critical thinking, enables them to make independent information estimations and conclusions on the knowledge they have gained. As a result, the process of general communicative learning operations becomes more effective.

Ключевые слова: современное школьное образование, образовательная технология, универсальные коммуникативные учебные действия, «кейс-стади», классификации кейсов, требования к кейсам.

Keywords: modern school education, educational technology, general communicative learning operations, «case-study», classifications of cases, requirements to cases.

Репинецкая Юлия Соломоновна, кандидат исторических наук, доцент.

Адрес: Центр развития образования, 443084, Россия, Самара, ул. Нововокзальная, 213

Repinetskaya Yulia Solomonovna, candidate of historical sciences, associate professor.

Address: Centre for Education Development, 443084, Russia, Samara, Novovokzalnaya st., 213

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ

SAMARA REGION IN THE POPULATION CENSUS REPORTS

Аннотация: В статье показана динамика населения Самарского региона с конца XIX – до начала XXI вв. Рассмотрена общая численность населения, соотношение городских и сельских жителей, национальный состав и уровень образования.

Annotation: The article shows demographic development of Samara region in the late XIX - early XXI centuries. The author focuses on the general count of population, the ratio of urban and rural residents, ethnic groups and the level of education.

Ключевые слова: население, переписи, городское и сельское население, мужчины, женщины, национальный состав, уровень образования.

Keywords: population, population census, the urban and rural population, male, female, ethnic composition, the level of education.

Репинецкий Александр Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры «Отечественной истории и археологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Repinetskiy Alexander Ivanovich , doctor of historical sciences, professor of the department of «Russian history and archeology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАТАСТРОФЫ ГРАВИТАЦИОННО-СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЫ ТЕЛ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МАССИВНЫМ ГРАВИТАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ SIMULATION OF THE DISASTER OF A GRAVITATIONALLY BOUND SYSTEM OF BODIES RESULTING FROM THE CONTACT WITH A MASSIVE GRAVITATIONAL CENTRE

Аннотация: В статье демонстрируется модель разрушительной силы приливных воздействий, оказываемых гравитационным полем массивного тяготеющего центра на движение двух тел, связанных гравитационно.

Annotation: The article explores a model of the destructive force of the tidal influences exerted by the gravitational field of a massive gravitating center on the movement of two bodies, bound gravitationally.

Ключевые слова: катастрофы в космосе, дробление ядер комет, распад ядер комет, катастрофа гравитационно-связанной системы тел, гравитационное поле массивного тяготеющего центра.

Keywords: accidents in space, crushing of comet kernels, disintegration of comet kernels, accident of the gravitationally bound system of bodies, the gravitational field of a massive gravitating center.

Аниськин Владимир Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета математики, физики и информатики, профессор кафедры «Информационно-коммуникационные технологии в

образовании».

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М. Горького 65/67

Aniskin Vladimir Nikolayevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, dean of the Faculty of Mathematics, Physics and Informatics, professor of the department of «Information and Communication Technologies in Education».

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorkogo st. 65/67

Жуков Лев Викторович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Теоретическая физика и астрономия» факультета физики

Адрес: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Zhukov Lev Viktorovich, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of «Theoretical physics and astronomy» of the Faculty of Physics

Address: Russian State Pedagogical University A.I. Gertsen, 191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48.

Васильев Николай Александрович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Теоретическая физика и астрономия» факультета физики

Адрес: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Vasiliev Nikolay Aleksandrovich, candidate of physico-mathematical sciences, professor of the department of «Theoretical physics and astronomy» of the Faculty of Physics

Address: Russian State Pedagogical University A.I. Gertsen, 191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48.

Косова Ирина Святославовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Алгебра» факультета математики

Адрес: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Kosova Irina Svyatoslavovna, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the department of «Algebra» of the Faculty of Mathematics

Address: Russian State Pedagogical University A.I. Gertsen, 191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48.

Рыжов Игорь Викторович, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Теоретическая физика и астрономия» факультета физики

Адрес: Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, 191186, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48.

Ryzhov Igor Viktorovich, candidate of physico-mathematical sciences, professor of the department of «Theoretical Physics and Astronomy» of the Faculty of Physics

Address: Russian State Pedagogical University A.I. Gertsen, 191186, Russia, St. Petersburg, Moika River Emb., 48.

ЛИНГВОКОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ЛАКУНЫ: ИНТРАКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ

LINGUOCONCEPTUAL LACUNAE: THE INTRACULTURAL ASPECT

Аннотация: статья посвящена выяснению сущности лингвоконцептуальных лакун в интракультурном аспекте. Выдвигаются аргументы в пользу того, чтó можно, а чт? нецелесообразно считать лингвоконцептуальными лакунами. Рассматриваются различия между квази- и собственно лингвоконцептуальными лакунами. Приводится шкала аппроксимации концептов к лингвоконцептосфере.

Annotation: The article is devoted to ascertaining the essence of linguoconceptual lacuna in the intracultural aspect. The author describes the criteria of semantic units’ lacunarity and the difference between quasi-lacunae and lacunae proper. Stages of lacunae’s approximation to a linguoconceptosphere are shown on a scale.

Ключевые слова: лингвоконцептосфера, лакуна, квази-лакуна, лакунарный концепт.

Keywords: linguoconceptosphere, lacuna, quasi-lacuna, lacunary concept.

Савицкая Екатерина Владимировна, аспирант кафедры «Английской филологии и межкультурной коммуникации»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443086, Россия, Самара, ул. Революционная, 54-47

Savitskaia Ekaterina Vladimirovna, post-graduate student of the department of «English Philology and Cross-Cultural Communication»

Adress: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443086, Russia, Samara, Revolutionnaya st., 54- 47

МЕТОДИКА ОТБОРА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ПРОФИЛЬНОМ УРОВНЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

THE METHOD OF SELECTION AND USE OF CHEMICAL EXPERIMENT AT THE PROFILE LEVEL CHEMISTRY EDUCATION IN SECONDARY SCHOOL

Аннотация: Химический эксперимент имеет важное значение в развитии химической науки и при обучении этой науке в школе ему принадлежит не меньшая роль. Формирование представлений и понятий о веществах и их превращениях в курсе химии, а на основе этого и теоретических обобщений невозможно без конкретного наблюдения за этими веществами и без использования химического эксперимента в школе.

Annotation: Chemical experiment is crucial in the development of chemical science and training. It is also important in teaching chemistry at school. While teaching at school it is impossible to form ideas about substances and their transformations and make theoretical generalizations without specific monitoring these substances and using a chemical experiment in school.

Ключевые слова: химический эксперимент, химический опыт.

Keywords: experiment, chemical experiment.

Сафина Лилия Галимзановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Химии географии и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443090, Россия, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, д.26

Safina Liliya Galimzanovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «Chemistry, geography and their teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443090, Russia, Samara, Antonov-Ovseenko st., 26,

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ВУЗЕ

TEACHER TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS MAJORING IN HISTORY

Аннотация: В статье описываются концептуальные идеи авторского курса «Методика обучения истории», нацеленного на формирование методической компетентности будущих учителей истории.

Annotation: The article describes the conceptual ideas of the author’s experimental course "Methods of Teaching History". The course is aimed at methodical competence development in training future teachers of history.

Ключевые слова: методическая компетентность, методическая культура, учебный модуль.

Keywords: methodical competence, methodological culture, training module.

Сорокина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Всеобщей истории и методики обучения»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Sorokina Irina Vladimirovna, candidate of pedagogic sciences, associate professor of the department of «World history and teaching methodology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТА «ИНТЕЛЛЕКТ ЧЕЛОВЕКА» В АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

SOME ASPECTS OF THE STRUCTURE AND CONTENT OF THE CONCEPT “HUMAN INTELLECT” IN ENGLISH CULTURE AND LANGUAGE

Аннотация: Статья посвящена некоторым проблемам когнитивной лингвистики, а именно, структуре концепта «интеллект человека» и средствам его реализации в английском языке. В статье представлены выявленные на базе лексикографических источников ключевые слова концепта, фразеологические единицы, делается попытка смоделировать концептуальное поле «интеллект человека».

Annotation: The article touches upon some problems of cognitive linguistics and concept study, namely, the concept “Human intellect” and its realization in English culture and language. On the basis of lexicographic resources the authors present the keywords of the concept, idioms, make an attempt to model the conceptual field “Human intellect”.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, интеллект человека, ключевое слово, фразеологические единицы.

Keywords: cognitive linguistics, concept, human intellect, keyword, idiom.

Стойкович Галина Владимировна, кандидат филологических наук, профессор кафедры «Английской филологии и межкультурной коммуникации»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, Россия, Самара, ул. Блюхера, 25.

Stoikovich Galina Vladimirovna, candidate of philology, professor of the department of «English Philology and Intercultural Communication»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Russia, Samara 443090, Blukhera st., 25.

Стойкович Лилия Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Иностранных языков»

Адрес: Самарский государственный экономический университет, 443090, Россия, Самара, ул.Советской Армии, 141.

Stoikovich Liliya Yurievna, candidate of philology, associate professor of the department of «Foreign Languages»

Address: Samara State Economic University, 443090, Samara, Russia, Sovetskoy Armii st., 141.

САМАРСКИЙ ИСТОРИК И ПЕДАГОГ Н.Н.ЯКОВЛЕВ

SAMARA HISTORIAN AND TEACHER N. N. YAKOVLEV

Аннотация: В статье рассматривается жизненный путь д.и.н., профессора, зав. кафедрой истории СССР Н.Н.Яковлева. Он был выдающимся методистом, педагогом, исследователем по истории русско-болгарской дружбы.

Annotation: The article describes the career of the doctor of history, professor, head of the department of the USSR history N.N.Yakovlev. He was a prominent methodologist, teacher, researcher of the history of Russian-Bulgarian friendship.

Ключевые слова: исторический факультет, Н.Н.Яковлев, Болгария, история русско-болгарской дружбы.

Keywords: department of history, N.N.Yakovlev, Bulgaria, the history of Russian-Bulgarian friendship.

Храмкова Нина Петровна, кандидат исторических наук, профессор кафедры «Отечественной истории и археологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького 65/67

Hramkova Nina Petrovna, candidate of history, professor of the department of «Russian history and archeology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ТРЕХМЕРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕЛИ

THE BASICS OF THREE-DIMENSIONAL MODELING TECHNIQUES AS EXEMPLIFIED IN THE TECHNICAL AND SOCIAL MODEL

Аннотация: В современной науке все больше уделяется место инновационным технологиям. Это касается различных областей, среди которых не только машиностроение, физика, химия но и архитектура и планирование зданий. Наиболее доступным и эффективным способом отображения конструктивных особенностей, статических, динамических характеристик устройств, является компьютерное моделирование. Объекты, существующие в этом мире, можно познать с помощью небольших копий, построенных в трехмерном изображении. Все копии — это маленький оригинал реального объекта познания, то есть модель.

Annotation: In present-day science innovative technologies are given more and more attention. Not only machine manufacturing, physics, chemistry, but also architecture and planning building design are involved in that. The most affordable and effective way to display design features , static, dynamic characteristics of the devices is computer simulation. One can get to know all the things in the world with the help of small copies, built in three-dimensional image. A copy is a small pro-original of the real subject of the cognitive process, i.e. this is its model.

Ключевые слова: построение, 3d моделирование, модель, архитектура, механизм, волнообразователь.

Keywords: design planning, 3D modeling, model, architecture, mechanism, wave generator.

Чесноков Александр Николаевич, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатики, прикладной математики и методики их преподавания»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Chesnokov Aleksandr Nikolaevich, candidate of technical sciences, associate professor of the department of «Computer science, applied mathematics and their teaching methods»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

Якупова Марина Мансуровна, студентка 3-го курса

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Yakupova Marina Mansurovna, third year student

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Russia, Samara, M. Gorky st., 65/67

МОТИВАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДА С ЭКОНОМИКО- ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПОЗИЦИЙ

MOTIVATION OF INDIVIDUAL INNOVATIVE ACTIVITY FROM ECONOMIC AND INSTITUTIONAL PERSPECTIVE

Аннотация: Мотивация инновационной деятельности индивида рассматривается как процесс взаимодействия трех составляющих: экономического стимулирования и санкционирования, действующих в обществе норм и правил, а также собственности индивида. Обосновывается предположение, что доминирование неформальных норм и правил над формальными институциональными элементами ослабляет мотивацию инновационной деятельности индивида.

Annotation: Motivation of individual innovative activities is considered as a process of interaction between the three components: economic incentives and sanctions, applicable norms and rules, as well as property of the individual. The paper justifies the assumption that dominance of informal norms and rules over formal institutional elements weakens motivation of individual innovative activity.

Ключевые слова: внешняя мотивация, внутренняя мотивация, инновационная деятельность, институциональная среда, собственность, экономическое стимулирование, экономическая деятельность.

Keywords: external motivation, intrinsic motivation, innovative activity, institutional environment, property, economic incentives, economic activity.

Щербаков Игорь Викторович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономического образования»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443001, Россия, Самара, ул.М.Горького, 65/67

Shcherbakov Igor Viktorovich, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Economic Education»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443001, Russia, Samara, M. Gorky st, 65/67

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

ORGANIZATIONAL CONSCIOUSNESS AS THE BASIS OF ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация: Развитие организационной культуры может быть спонтанным и спланированным. Важным условием спланированного развития организационной культуры является целенаправленное формирование организационного сознания с учетом всех основных компонентов его структуры.

Annotation: Development of the organizational culture can be spontaneous and premeditated. The latter is possible if organizational consciousness as well as its main constituents are developed persistently.

Ключевые слова: организационная культура, групповое сознание, организационное сознание, структура организационного сознания.

Keywords: organizational culture, group consciousness, organizational consciousness, structure of organizational consciousness.

Ярушкин Николай Николаевич, доктор психологических наук, профессор кафедры «Общей и социальной психологии»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, Самара, ул. М.Горького, 65/67

Yarushkin Nikolai Nikolaevich, doctor of psychological sciences, professor of the department of «General and Social Psychology»

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Russia, Samara, M.Gorky st., 65/67

Сатонина Неля Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Экономики и управления организацией»

Адрес: Самарский государственный технический университет, 443100, Россия, Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Satonina Nelya Nikolaevna, candidate of psychological sciences, associate professor of the department of «Economics and management»

Address: Samara State Technical University, 443100, Russia, Samara, Molodogvardeyskaya st., 244

aca15.JPG

Если сложить друг на друга все книги библиотеки Университета, то получится стопка книг высотой в 30 километров, что в 3,5 раза выше самой высокой в мире горы Эвереста!

Научные исследования – это важнейшее направление деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета, и в нашем учебном заведении для получения студентами ценных знаний и навыков созданы идеальные условия. В СГСПУ наука действительно занимает первостепенное положение, свои научные школы у нас работают уже несколько десятилетий.

В учебный фонд Университета входят хорошо оснащенные лаборатории и компьютерные классы, прекрасная библиотека, оборудование для проведения исследований и многое другое.

Настоящим кладезем полезной информации для будущих ученых и исследователей являются научные конференции и круглые столы, ежегодно проводимые в нашем заведении. Преподаватели, аспиранты и студенты СГСПУ проходят стажировки в зарубежных вузах, участвуют в грантовых программах, организованных государственными и негосударственными фондами.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх