Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Образцы оформления статей и информации на сайт в 2013 году

Образец оформления статьи

УДК 159.9.075

Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков

© 2013

Д.В. Иванов, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная и педагогическая психология»

Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара (Россия)

Аннотация: В (пишется с большой буквы) статье раскрывается понятие негативной идентичности; показано влияние негативной идентичности на девиантное поведение подростков. Рассматривается современное состояние проблемы девиантного поведения; определяются возможности применения различных методов психологической коррекции негативной идентичности; анализируются результаты психологической коррекции негативной идентичности подростков.

Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция; негативная идентичность; Я-концепция; девиантное поведение; аддиктивное поведение; суицидальный риск.

Проблема идентичности личности на протяжении веков интересовала многих ученых. Изучением идентичности как тождества и различий занимались философы ещё с античных времен. Можно отметить значимые исследования в этой области в XX веке, проведенные Л.И. Божович, А. Ватерманом, Е. Гоффманом, У. Джеймсом, И.С. Коном, Дж. Мидом, Д.И. Фельдштейном, З. Фрейдом, И.И. Чесноковой, Э. Эриксоном. Ученые акцентировали внимание на формировании этнической, социальной, гендерной, позитивной, профессиональной идентичности для разных возрастных категорий. Актуальность исследования идентичности заключается в том, что она определяет жизненную позицию человека в процессе воспитания и обучения. Поэтому особую значимость имеет исследование механизмов формирования идентичности в подростковом возрасте, когда в силу природных, социальных или личностных факторов (неблагополучные семьи, межличностные конфликты, травма психики, мотивация на асоциальное поведение) у подростка может сформироваться негативная идентичность, которая проявляется в девиантном поведении. Подростковый период является возрастом интенсивного формирования ценностных ориентаций, что оказывает влияние на становление характера и личности в целом.

Изменение идентичности в жизни человека имеет непрерывный характер из-за воздействия биологических, психологических, социальных и экономических факторов. С самого раннего возраста выполнение социальных, нравственных норм для ребенка сопряжено с давлением запретных влечений и одновременным подражанием или идентификацией с родителями, с их нравственными нормами и установками, с тем «высшим», что есть в родителях и в обществе в целом [1, с. 146]. Данный процесс называется трансформацией идентичности.

Методика определения склонности к отклоняющемуся поведению при повторной диагностике также показала разницу в результатах экспериментальной группы до и после участия в коррекционной программе (рисунок 1).

12.jpg

Рисунок 1 – Показатели склонности к отклоняющемуся поведению после прохождения коррекционной программы (размещается по центру - ГОСТ 2.105-95)

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают наличие различий в показателях экспериментальной группы до и после участия в коррекционной программе. Проведенные расчеты математической статистики подтверждают эффективность разработанной нами коррекционной программы и значимость различий в показателях, характеризующих девиантное поведение подростков экспериментальной группы. В результате проведенного исследования, мы может сделать вывод о том, что психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков должна проводиться в несколько этапов. На первом этапе необходимо осуществить психологическую диагностику отклонений в самосознании личности, установить психологический контакт с подростком, сформировать у подростка позитивно значимое отношение к психологической коррекции. На втором этапе необходимо проводить углубленную психологическую коррекцию отклонений в самосознании личности. Эффективность психологической коррекции негативной идентичности у девиантных подростков зависит от длительности ситуации, депривирующей развитие самосознания личности: чем короче ситуация депривации, тем выше эффективность коррекции. Психологическими средствами коррекции негативной идентичности могут выступать психодраматические техники и техники социально-психологического тренинга, арт-терапии и цветопсихологии. Разрешение кризиса идентичности за счёт специально организованной психологической коррекции приводит к снижению признаков девиантности в поведении подростка.

Список литературы

1. (номер ставится вручную) Ким И.О., Минияров В.М., Иванов Д.В. Понятие моральных представлений в отечественной и зарубежной психологии // Вестник Череповецкого государственного университета. Том 3. № 4 (44). Череповец, 2012. С. 146-150.

2. Минияров В.М., Иванов Д.В. Формирование образа тела в сознании студентов-психологов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 14. № 2 (4). Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2012. С. 968-972.

3. Павлова Ю. Проблема идентичности в подростковом возрасте // Седьмая волна психологии. Вып.5. / Сб. под ред. Козлова В.В., Качановой Н.А. Ярославль, Минск: МАПН, ЯрГУ, 2008. С. 137-139.

4. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

5. Иванов Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 11. № 4 (30) (5). Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2009. С. 1205-1209.

6. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 336 с.

7. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность. М.: МОСУ, 2001. 272 с.

Psychological correction of the deviant teenagers’ negative identity

© 2013

D.V. Ivanov, candidate of psychological sciences, associated professor, associated professor of age and pedagogical psychology chair

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The (пишется с большой буквы) concept of the negative identity is explored. Its influence on teenagers’ deviant behavior is shown. Modern state of the problem of deviant behavior is examined. Different methods of its psychological correction and their applicability are determined.The results of psychological correction of teenagers’ negative identity are presented.

Key words: psychological pedagogical correction; negative identity; self-concept ; deviant behavior; addictive behavior; suicide risk.


Психологическая коррекция негативной идентичности у девиантных подростков

Psychological correction of the deviant teenagers’ negative identity

Аннотация: В статье раскрывается понятие негативной идентичности; показано влияние негативной идентичности на девиантное поведение подростков. Рассматривается современное состояние проблемы девиантного поведения; определяются возможности применения различных методов психологической коррекции негативной идентичности; анализируются результаты психологической коррекции негативной идентичности подростков.

Annotation: The concept of the negative identity is explored. Its influence on teenagers’ deviant behavior is shown. Modern state of the problem of deviant behavior is examined. Different methods of its psychological correction and their applicability are determined. The results of psychological correction of teenagers’ negative identity are presented.

Ключевые слова: психолого-педагогическая коррекция; негативная идентичность; Я-концепция, девиантное поведение; аддиктивное поведение; суицидальный риск.

Key words: psychological pedagogical correction; negative identity; self-concept; deviant behavior; addictive behavior: suicide risk.

Иванов Дмитрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная и педагогическая психология»

Адрес: Самарский государственный социально-педагогический университет, 443099, Россия, г.Самара, ул.М.Горького, 65/67

Тел.: (846) 332-00-67

E-mail: ivanov@pgsga.ru

Ivanov Dmitriy Victorovich, candidate of psychological sciences, associated professor, associated professor of age and pedagogical psychology chair

Address: Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, 443099, Samara, M. Gorky st., 65/67

Tel.: (846) 332-00-67

E-mail: ivanov@pgsga.ru

aca15.JPG

Если сложить друг на друга все книги библиотеки Университета, то получится стопка книг высотой в 30 километров, что в 3,5 раза выше самой высокой в мире горы Эвереста!

Научные исследования – это важнейшее направление деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета, и в нашем учебном заведении для получения студентами ценных знаний и навыков созданы идеальные условия. В СГСПУ наука действительно занимает первостепенное положение, свои научные школы у нас работают уже несколько десятилетий.

В учебный фонд Университета входят хорошо оснащенные лаборатории и компьютерные классы, прекрасная библиотека, оборудование для проведения исследований и многое другое.

Настоящим кладезем полезной информации для будущих ученых и исследователей являются научные конференции и круглые столы, ежегодно проводимые в нашем заведении. Преподаватели, аспиранты и студенты СГСПУ проходят стажировки в зарубежных вузах, участвуют в грантовых программах, организованных государственными и негосударственными фондами.

КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg
подняться наверх