Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

по дисциплине

"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

ФУ (заочное отделение)

1. Культура речи: предмет и цель курса. Понятие языка и речи. Уровни владения языком.

2. Формы существования общенародного языка. Характеристика внелитературных форм существования национального языка.

3. Литературный язык как основная форма существования общенародного языка. Признаки литературного языка.

4. Функциональные стили русского литературного языка. Их подстили и жанры.

5. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи.

6. Официально-деловой стиль. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Специфика использования элементов различных языковых уровней в официально-деловом стиле.

7. Письменная деловая коммуникация. Композиционные особенности деловых документов. Требования к составлению и оформлению документов: стандартизация, унификация, клишированность.

8. Классификация деловых документов по назначению (организационно-распорядительные и информационно-справочные), по характеру (личные, служебные). Жанры деловой документации.

9. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

10. Культура речи, ее аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

11. Литературная (языковая) норма, ее свойства.

12. Типы языковых норм. Литературные варианты.

13. Нормы устной речи. Русское словесное ударение, его особенности. Акцентологические нормы. Роль ударения как стилистического средства.

14. Русская орфоэпия. Понятие о произносительных стилях. Орфоэпическая норма, ее варианты.

15. Понятие старомосковского произношения. Понятие старшей и младшей орфоэпической нормы.

16. Современные орфоэпические нормы в области гласных звуков.

17. Современные орфоэпические нормы в области согласных звуков и их сочетаний.

18. Произношение слов иноязычного происхождения.

19. Нормы устной и письменной речи. Понятие о лексике и лексикологии. Лексические нормы русского литературного языка. Виды лексических ошибок.

20. Фразеология. Понятие о фразеологизме. Фразеологические ошибки. Русская фразеология и выразительность речи.

21. Морфология. Типичные нарушения морфологических норм русского литературного языка.

22. Синтаксис. Понятие синтаксической нормы. Синтаксическая норма в системе словосочетания: выбор падежной и предложно-падежной формы управляемого слова.

23. Синтаксическая норма в системе предложения: согласование главных членов предложения, нормы сочетания однородных членов предложения, построения предложений с причастными и деепричастными оборотами.

24. Коммуникативный аспект культуры речи. Влияние речевой ситуации на выбор и организацию речевых средств. Основные качества хорошей речи.

25. Точность, логичность, чистота речи.

26. Богатство и выразительность речи.

27. Этический аспект культуры речи. Речевой этикет. Основные формулы речевого этикета. Проблема общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке.

28. Риторика как наука об искусстве речи, способах речевого воздействия. Роды и виды красноречия.

29. Разделы классической риторики (инвенция, диспозиция, элокуция, мемориа, акцио).

30. Начало, завершение и развертывание речи.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО

РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

(ФУ 1 курс, заочное отделение)

1. Определите стиль данных ниже текстов, последовательно отвечая на следующие вопросы: в какой сфере деятельности могут быть использованы тексты подобного характера? С какой именно целью они используются (основная функция)? Каковы их основные признаки (стилевые черты)?

1

Многозадачные операционные системы позволяют загружать в ОЗУ несколько задач и быстро переключаться с одной программы на другую. Работа в многозадачном режиме достигается разделением времени центрального процессора между задачами, что называется квантованием времени. Квантование времени может быть либо с прерыванием обслуживания, либо без прерывания обслуживания. При использовании квантования с прерыванием обслуживания каждая задача получает доступ к центральному процессору с регулярными интервалами. В случае квантования без прерывания обслуживания одна из задач использует центральный процессор в течение более длительного промежутка времени, чем обычно, пока остальные задачи находятся в состоянии ожидания (этот способ квантования времени называется приоритетным квантованием).

2

Реклама должна быть распознаваема без специальных знаний или без применения технических средств именно как реклама непосредственно в момент ее представления независимо от формы или от используемого средства распространения.

Использование в радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы") не допускается.

Если радио-, теле-, видео-, аудио - и кинопродукция, а также печатная продукция распространяются частями (сериями), сообщения о рекламе также должны повторяться соответственно количеству частей (серий).

Организациям средств массовой информации запрещается взимать плату за размещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторского материала.

3

Вот и миновали мы перекресток тысячелетий, где на краткий миг встретились два столетия. И мы уже живем в новом веке.

В эти ближайшие сто лет настанет ваш черед учить детей, строить дома, выращивать урожай, быть программистами и продавцами, банкирами, врачами, литераторами, министрами и депутатами. Вы, конечно, понимаете, что важно не то, кем вы будете, а то, какими вы станете. ХХ век многое внес в развитие мирового прогресса. Человек полетел в космос, поставил себе на службу атомную энергию, изобрел компьютер. Но много в ХХ веке было трагичного, и несправедливого: войны, разрушения, репрессии. От вас во многом зависит, каким будет следующий век.

И если вы будете здоровыми, добрыми, сильными, бесстрашными… Если такими - тогда все в порядке! Наша планета будет продолжать вертеться и лететь в мировом пространстве.

4

Это только кажется, будто все ночи одинаковые, если нет ни дождей, ни гроз, ни бурь. Только кажется…

Ночи замышляют, какими должны быть следующие за ними дни. По ночам небо тихо-тихо приближается к земле вместе с облаками, вместе с луной, вместе со звездами, и все это вместе замышляет день. От того, какими они его замыслили, от того, что должно расцвести на следующий день, что должно завянуть, что должно растаять в горах, а что застынуть, что будет петь, а что молчать, от этого сами ночи бывают то совсем безмолвны, то они вздыхают от зари до зари, то они спокойны, то тревожны, то они росные и туманные, то наполняются прозрачной тьмой.

Ночи сначала творят день, а потом сами прислушиваются к своему замыслу и, уходя с первыми солнечными лучами, всматриваются в него застенчиво, робко и торопливо.

Когда нынче только стемнелось, что-то потревожило самые верхние хвоинки на вершинах лиственниц и кедров. Это был даже не ветерок, а совсем легкое прикосновение чего-то невидимого и неслышимого. Облако их коснулось или лунный свет? Шепотом вершинки спрашивали друг друга об этом всю ночь: показалось им или было?

Один раз прозвенел ручей и потом, тоже изредка, повторял свой струйный звон.

В чутком сне потягивалась лесная земля. Стороной, в заповеднике, едва касаясь трав, полз туман, а в глубине древесных стволов по капиллярам сочилась влага.

(С. Залыгин)

2. Пользуясь орфоэпическим словарем[1], расставьте ударения в следующих словах. Отметьте случаи вариантного ударения, находящегося в пределах литературной нормы, охарактеризуйте акцентологические варианты (равноправные, стилистические, нормативно-хронологические).

Августовский, алкоголь, алфавит, апостроф, асимметрия, афера, (из)балованный, баловать, бармен, бензопровод, биржевой, блокировать, валовой, вероисповедание, ветеринария, вечеря, визирь, воспроизведенный, газированный, гарантировать, генезис, гофрированный, гражданство, гренадер, давнишний, дефис, диалог, диоптрия, диспансер, древко, духовник, жалюзи, завидно, заиндеветь, закупорить, заселенный, звонит, знамение, издревле, изобретение, иначе, исподволь, истекший, исчерпать, каталог, каучук, квартал, квашение, кинематография, коклюш, костюмированный, красивее, красивейший, кремень, кухонный, ломота, ломоть, маркетинг, менеджмент, на похоронах, наркомания, некролог, новорожденный, обеспечение, облегчить, обмененный, ободрить, одолжишь, озлобленный, опека, оптовый, ориентированный, паблисити, плесневеть, пломбировать, повторишь, подбодрить, подметенный, поутру, правовой, вы правы, предвосхитить, премирование, премировать, призыв, принудить, приобретение, ракушка, ржаветь, симметрия, сосредоточение, средства, столяр, танцовщица, углубить, украинский, умерший, усугубить, факсимиле, феерия, филателия, форзац, формировать, форум, ханжество, ходатайствовать, хозяева, христианин, черпать, шасси, шофер, щавель, щебень, эксперт, яслей.

3. Объясните, какие звуки следует произносить на месте:

1) безударных О и А: совет, салют, обман, архив, домовой, карандаш, адвокат;

2) безударных Е и Я: лесной, мясной, беседа, тяжелый, речевой, рядовой, решение, заявление, мелодия;

3) на месте И после твердых согласных: пединститут, дезинформация, без интереса, из Италии, с интонацией.

4. Укажите, как произносятся выделенные согласные и группы согласных в следующих примерах. Какие фонетические процессы в области согласных звуков отражены в приведенных словах?

1) Хлеб, Бог, доклад, кузов, нож;

2) робкий, ложка, юбка, ловкий;

3) также, сделать, футбол, отбежать, молотьба;

4) радость, пенсия, здесь,

5) чувство, местность, лестница;

6) легко, мягкий.

5. Распределите приведенные слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания [чн].

Взяточник, двоечник, дачница, конечно, молочный, нарочно, перечница, полуночник, порядочный, пушечный, скворечник, скучный, сливочный, стрелочник, очечник, речник, крошечный, пустячный, Фоминична, яичница.

Образец

[шн]

[шн] и [ ч’н]

[ч’н]

Кузьмини[шн]а

кори[ч’н]евый и доп. устар. кори[шн]евый

кори[ч’н]ый

6. Пользуясь орфоэпическим словарем, отметьте те слова иноязычного происхождения, в которых сохраняется безударный звук [о]. В каких словах произношение [о] в безударной позиции является обязательным, а в каких - допустимым? Во всех ли ситуациях общения уместно подобное произношение?

Аромат, баобаб, боа, бокал, болеро, бомонд, вето, Вольтер, досье, какао, концерт, колье, кредо, маэстро, модерн, мораль, ноктюрн, оазис, оратор, портфель, поэт, радио, роман, рококо, сонет, трио, фойе, хаос, Шопен.

7. Распределите приведенные ниже слова по колонкам. В первую поместите такие, в которых согласный перед Е смягчается, во вторую - если произносится твердо. В третью выпишите те слова, в которых норма допускает двоякое произношение.

Абрек, академия, бандероль, бассейн, бизнес, бизнесмен, бухгалтер, газель, декада, декан, демобилизация, детектив, дефис, диспансер, кларнет, компьютер, крем, лазер, лорнет, музей, неоклассицизм, нетто, одеколон, патент, паштет, пресса, претензия, свитер, сессия, тезис, темп, тент, терапевт, термин, термос, террор, шинель, экспресс.

Образец

Согласный произносится мягко

Согласный произносится твердо

Двоякое произношение

ака[д’е]мия

[тэ]нт

[д’е]по и [дэ]по

8. Вместо точек вставьте нужную гласную Ё или Е; проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Аф… ра, голов… шка, дар… ный, деб… лый, дон… сший, ж… лоб, ж… лчь, жити…, заворож… нный, иноплем… нный, ист… кший (период), ист… кший (кровью), комбайн… р, недоум… нный, никч… мный, новорожд… нный, одноим… нный, оп… ка, ос… длый, расс… дланный, св… кла, ш… рстка, шоф… р.

9. Укажите, в каких словах двойная буква обозначает долгий, в каких - краткий согласный. Аргументируйте свой ответ.

Аллея, класс, касса, аккордеон, профессия, атолл, эффект, брасс, группа, бесславный, осенний.

10. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и кратко объясняя правописание слов.

А(л, лл)юмин… вый, эксп… р…мент, п… р…п… тии, пр… в…л… гированный, гости(н, нн)ая, пр… вередл… вый, пром… кашка, непр… ходящие ценности, пор… вняться с одноклассницей, беч… вка, ш… мпол, реч… нка, ноч..вка, сгущ… нка, бе… вкусный, бе… четный, меж… ярусный, ад… ютант, серебря(н, нн)ый, пе(сч, щ)а(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый, подли(н, нн)ый, жаре(н, нн)ое филе трески, жаре(н, нн)ый в масле картофель, (не)прожаре(н, нн)ое мясо, совершенно (не)продума (н, нн)ый ответ, (не)продума(н, нн)ый учеником ответ, ответ (не) продуман, вовсе (не)интересный рассказ, ничуть (не)интересный рассказ, (не)интересный нам рассказ; (не)широкая, но глубокая речка; сообщил (н…)кому иному, как декану; (н…)кого иного не увидел, нырнуть (в)глубь, уйти (в)глубь леса, ©ходу отгадать, ©непривычки испугаться, сделать (и…)(под)тишка, смотреть (и..)(под)лобья, (не) (по)товарищески; (в)следствии… непогоды, (в)отличи… от других.

11. Перепишите, ставя нужные знаки препинания. Объясните их постановку. В каком примере возможны вариантные знаки препинания?

1) Соединяются и переплетаются в романе две темы а именно тема любви и тема творчества.

2) Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали осаду.

3) Со мною был чугунный чайник единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. (М.Ю. Лермонтов).

4) Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А.И. Куприн).

5) Кто ты и что тебе надо?

6) Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.

7) Ты уже взрослый тебе пора отвечать за свои поступки.

8) Я возражал ей что если для нее и нет опасности то она велика для меня.

9) Я прыгнул в лодку и когда ее вынесло на середину реки налег на весла опасаясь как бы сумерки не застали меня у порогов.

10) Выслушайте меня сказала Надя когда-нибудь до конца.

12. Используя словарь иностранных слов, укажите лексическое значение слов иноязычного происхождения и составьте с каждым словом предложение.

Инвестор, прерогатива, квота, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, менталитет, мораторий, адекватный, индифферентный, амбиции, прецедент, протеже, пунктуальный, эпатаж, эскорт.

13. Найдите ошибки, вызванные нарушением лексических норм современного русского литературного языка. Определите вид ошибки. Сделайте стилистическую правку этих предложений.

1. При анализе характера этого человека выявляются черты, характерные для людей его поколения.

2. Родителям предоставили отпуск в июле месяце.

3. Раскольников уже давно не получал зарплаты.

4. Многие наши фильмы получили признательность за рубежом.

5. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм.

6. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.

7. Среди митингующих превалировали люди пенсионного возраста.

14. Найдите и исправьте ошибки, возникшие при употреблении фразеологизмов.

1. Успехи этого ученика желают лучшего.

2. Пора приподнять занавес над этой историей.

3. Известие о приезде ревизора было как гроза среди ясного неба.

4. Все возвращается на круги свои.

5. В подготовке спортсмена большое значение играют систематические тренировки.

15. Допишите окончания.

1. Необыкновенно длинн… боа - гордость нашего террариума. Ей подарили страусовов… боа. Маленьк… пони звали Кити. У мое… протеже - красивое платье. Вскоре мы увидели известн… нам по "Доктору Айболиту" Лимпопо. В 1955 году МГУ празднова… свое двухсотлетие.

2. Русск… барокко, полн… фиаско, весел… попурри, бесспорн… алиби, точн.. пенальти, крепк… алое, молод… кольраби, свеж… салями, спортивн… шоу, строг… табу, маленьк… колибри, красив… колье, солнечн… Сочи, многомиллион… Токио, настоящ… леди.

16. От приведенных ниже слов образуйте форму родительного падежа множественного числа. В случае затруднения обращайтесь к словарям.

Апельсин, басня, бриджи, вафля, колено (часть ноги), кочерга, кушанье, яблоко, мандарин, помидор, носок, оладья, петля, перепутье, плечо, подмастерье, половодье, поместье, сапог, свадьба, свеча, снадобье, таможня, туфля, чулок, грузин, румын, якут.

17. Пользуясь справочной литературой, образуйте формы множественного числа именительного падежа следующих существительных. Если есть варианты, укажите их.

Диспетчер - диспетчеры, бухгалтер - …, офицер, почерк, торт, порт, лектор, ректор, слесарь, джемпер, договор, суп, корпус, катер, клапан, ветер, вымпел, тон, конструктор, вензель, сектор, брелок, цех, герб, доктор, контейнер, лифтер, трактор, кондуктор, корректор, профессор, табель, лагерь, шофер, конкурс, скатерть, сторож, штемпель, сорт.

18. Запишите предложения, заменяя цифры словами и, где нужно, раскрывая скобки.

1) Газеты сообщили, что за истекший год было собрано более 580 тысяч тонн зерна.

2) Прибыл поезд с 287 экскурсантами.

3) Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

4) Корпорация "Платон" провела социологический опрос среди 600 (руководитель) предприятий России.

5) За массовую приватизацию высказалось более 51% (опрошенный).

6) Год приблизительно равен 365 (сутки).

7) Дом-музей был реконструирован в 2006 году.

8) (Обоим, обеим) ученицам дали дополнительное задание.

9) (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

10) С докладами выступили (четыре, четверо; профессор).

11) Поселок находится в (1,5 километр) от города.

12) Гроссмейстер провел сеанс одновременной игры на (полтораста досок).

19. Найдите предложения с нарушением морфологических норм, исправьте ошибки.

1. Сочи красивы в любое время года.

2. В сервизе не хватает двух блюдцев.

3. Необходимо завершить работу в кратчайшие сроки.

4. Начинать свое дело с пятистами тысячами - значит провалить его с самого начала.

5. Добавьте полтора стакана муки.

6. Врач говорит, что я скоро выздоровлю.

20. Запишите словосочетания, поставив слово, указанное в скобках, в нужный падеж.

Директор (что-либо), заведующий (что-либо)

Отзыв (что-либо), рецензия (что-либо)

Отчитаться (что-либо), сделать отчет (что-либо)

Превосходство (кто-либо), преимущество (кто-либо)

Свойственный (кто-либо), характерный (кто-либо)

Удивляться (что-либо), удивлен (что-либо)

Указывать (что-либо), доказывать (что-либо)

Упрекать (что-либо), порицать (что-либо)

21. Найдите в приведенных предложениях грамматические ошибки. Запишите правильные варианты предложений.

1. В качестве материала для романа "Война и мир" Л.Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуары и разные документы.

2. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки.

3. Командир подозвал мальчика и сказал, что мы берем тебя в отряд.

4. В столице они ходили в театры, музеи, концерты.

5. Промотав все состояние, ему нечего было оставить детям.

6. Горная цепь, состоящая из множества хребтов, тянется с востока на запад.

7. Большая сила воли характерна этому герою.

8. В городе открыта школа по фигурному катанию.

9. Пшеницей засеяны сто двадцать гектаров.

10. Оказавшись на побережье, нам понравилось собирать ракушки.

22. Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями.

Нейтральное

Официальное

Разговорное, с оттенком фамильярности

Можно к вам?

Разрешите?

Не помешаю?



Что скажешь?

(выяснение мнения собеседника)

Нельзя ли позвонить вам?




Разрешите обратиться к вам с просьбой?


Рад был помочь

(ответ на выражение благодарности)





Знакомься: мой братан Олег.


Позвольте попрощаться


23. Считаете ли вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте.

1. "Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же…"; "Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что…".

2. "Жизнь прожить - не поле перейти"; "Без труда не вытянешь и рыбку из пруда".

3. "Как видите, изменить (исправить) ничего нельзя…"; "Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств".

4. "Это все"; "Это конец моей речи".

24. Прочитайте фрагменты текстов. Какие средства выразительности в них использованы? С какой целью?

1. Сейчас вы прочитаете два предложения, которые не отличаются друг от друга по смыслу, но "устроены" по-разному. Попробуйте объяснить эти различия.

Когда садилось солнце, партия геологов уже подходила к реке.

Партия геологов, когда садилось солнце, уже подходила к реке.

"Устройство" этих сложных предложений различается расположением находящихся в них простых. В первом примере простые предложения следуют одно за другим, как гуси на прогулке. Во втором примере одно предложение оказалось внутри второго, как матрешка в матрешке. (По Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко).

2. Риторика воспринималась с начала ХХ века как устаревшая система средств речевого воздействия, которые ни на кого не воздействуют.

Однако когда с этой забытой дисциплины стряхнули пыль веков и присмотрелись к ее классическому облику, выяснилось, что он внушает надежды и уважение, настолько актуальной, глубоко и тонко разработанной оказалась система риторических понятий. (А.К. Михальская).

3. Представьте, что вы должны вступить в общение с незнакомым или малознакомым человеком. Как заговорить? Что сказать? Куда девать руки? Куда смотреть? Как вы себя чувствуете при этом, как оцениваете собеседника? Один может показаться замкнутым, нелюдимым (или скучным) - "слова не выжмешь", другой - слишком навязчивым, эгоцентричным, даже болтливым - "слова не даст вставить", а с третьим вы, кажется, век были знакомы - так приятно и интересно с ним разговаривать, что хочется встретиться еще и еще раз. В чем дело? Не спешите с оценками. Оказывается, во многом они определяются особенностями речевого поведения - вашего собственного и вашего собеседника. (А.К. Михальская).

25. Перечислите:

а) распорядительные документы,

б) справочно-информационные и справочно-аналитические документы,

в) виды писем, составляющих коммерческую корреспонденцию.

Литература

Учебная

1. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М., 1990.

2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2002.

3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. - Изд. 4-е. Ростов н/Д., 2005.

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М, 1996.

5. Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.; СПб., 2005.

6. Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. В.И.Максимова. М., 2000.

7. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1996.

8. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

9. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

Справочная

1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. - М., 1991.

2. Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. - М., 1994.

4. Большой орфографический словарь русского языка / Под ред. С.Г. Бархударова и др. - М., 1999.

5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А.Кузнецов. - СПб., 2002.

6. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь омонимов русского языка. - М., 2005.

7. Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи: стилистический словарь вариантов. - М.: Издательство АСТ, 2004.

8. Елистратов В.С. Толковый словарь русского сленга. - М., 2005.

9. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., 1999.

10. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007.

11. Колесников Н.П. Лексико-грамматический словарь русского языка: Словарь несклоняемых слов. Словарь односложных слов. - Ростов н/Д, 1996.

12. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2002.

13. Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. - М., 2004.

14. Новый орфографический словарь-справочник русского языка / отв. ред. В.В. Бурцева. - М., 2002.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 1999.

16. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р.И. Аванесова. - М., 2001.

17. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / под ред. И.Б. Голуб. - 2-е изд., испр. - М., 1999.

18. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для работников печати. - М., 2003.

19. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М., 2001.

20. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2004.

21. Словарь синонимов и антонимов / сост. О.А. Михайлова. - Екатеринбург, 2002.

22. Словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. - М., 2002.

23. Современный словарь иностранных слов. - М., 2001.

24. Тихонов А.Н., Тихонова Е.Н., Тихонов С.А. Словарь-справочник по русскому языку: правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. М., 1996.

25. Толковый словарь русского языка конца ХХ века: Языковые изменения. - СПб., 1998.

26. Федоров А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка. - М., 2001.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

"РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"

Дисциплина "Русский язык и культура речи" имеет профессионально-практическую направленность. Предлагаемая программа нацелена на формирование и развитие у студентов компетенций, позволяющих пользоваться речью как важнейшим инструментом профессиональной деятельности.

Среди конкретных задач дисциплины выделяются:

- совершенствование навыков грамотного письма и говорения;

- углубление представлений о функциональных стилях, сфере их применения и языковых особенностях;

- отработка навыков составления текстов деловой документации (приказ, заявление, доверенность, рекомендательное письмо, резюме и др.);

- расширение представлений о правилах речевого этикета;

- знакомство с основами ораторского искусства

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения курса студент должен

ЗНАТЬ:

1. основные категории и теоретические положения изучаемой дисциплины;

2. дифференциальную специфику функциональных стилей: сферу их применения, языковые черты, особенности жанровой реализации;

3. акцентологические, орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

4. основные правила продуцирования убедительной и уместной речи;

5. правила речевого этикета;

6. основные понятия риторики;

УМЕТЬ:

1. осуществлять речевое общение в письменной и устной форме в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой;

2. употреблять средства различных языковых уровней в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

3. составлять тексты публичных выступлений;

4. работать с литературой по специальности и словарями (ориентироваться в грамматических и стилистических пометах, различать прямое и переносное значение слов и т.п.).

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи" включает задания по следующим разделам: стилистика, культура речи, риторика, деловое письмо.

Задание № 1 касается функциональных стилей русского литературного языка и требует развернутого ответа на поставленные вопросы. Тексты переписывать не надо, достаточно указать их номер. При выполнении задания можно ориентироваться на сведения, содержащиеся в следующих таблицах:

Таблица 1 Функциональные стили

книжные стили

Стили

признаки

научный

официально-деловой

публицис-тический

художест-венный

разговорный

Где встречаются?

В научных книгах:

энциклопедиях, словарях, учебниках, диссертациях,

научно-популярных статьях в газетах и журналах,

познавательных телепередачах

В документах: Конституции, законах,

дипломатических нотах,

заявлениях, ходатайствах, объявлениях, расписках, доверенности

и др. документах

В средствах массовой информации:

в проблемных

- статьях в газетах и журналах,

- телепередачах,

- радиопередачах

В литературных произведениях:

стихотворениях, балладах, поэмах, пьесах, рассказах, повестях, романах и т.п.

Беседа, диалог, дружеское письмо

Цели стилей

Дать точную информацию о каком-то научном явлении

Дать точную информацию в деловых целях

Дать достоверную информацию, воздействовать на читателя, призвать к чему-то, убедить в чем-то

С помощью художественного образа заставить читателя сопереживать, любить, страдать и т.п.

Пообща-ться

Общие признаки

Строгость, точность

Официальность, строгость, клишированность

Злободневность тематики, призывность, эмоциональность, доступность

Эмоциональность, выразительность, совмещение элементов разных стилей

Эмоцио-нальность, непринуж-денность

Языковые особенности

Термины, цифры, факты, примеры, аналогии, доказательства, выводы

Фамилии, имена, отчества людей (полностью),

даты (полностью),

подписи,

устойчивые специальные обороты-канцеляризмы

(мы, нижеподписавши-еся;

на основании вышеизложенного и др.);

реквизиты

Общественно-политическая, экономическая

лексика,

оценочные слова,

пословицы, поговорки, фразеологизмы,

восклицания, обращения, риторические вопросы, другие стилистические фигуры и тропы

Слова эмоциональной окраски, эпитеты,

сравнения, метафоры и другие тропы,

антитезы, инверсии, анафоры и другие стилистические фигуры

Короткие, неполные предложе-ния,

вопроси-тельные и восклица-тельные предложе-ния,

обраще-ния, междоме-тия,

слова с уменьши-тельно-ласкатель-ными суффикса-ми

Таблица 2

Внимание:

1. очень похожи публицистический и научно-популярный стили.

Общее:

Отличия:

- доступность, простота изложения;

- достоверность, конкретность;

- могут быть тропы и стилистические фигуры;

- тип текста чаще всего - рассуждение.

В научно-популярном стиле:

- есть термины (их немного) и общенаучная лексика;

- цель: познакомить с научной информацией.

В публицистическом стиле:

- присутствует общественно-политическая лексика, оценочные слова;

- цель: воздействие на читателя (убеждение, побуждение, агитация, призыв).

2. Можно перепутать художественный и публицистический стили.

Общие признаки:

Но у них разные ЦЕЛИ:

- доступный для массового читателя язык;

- использование языковых средств выразительности;

- тип текста может быть описание или повествование.

в художественном:

создать образ и вызвать к нему определенное отношение

в публицистическом:

страстно и призывно высказаться по злободневной теме

Одно из главных требований к выполнению контрольной работы - использование лингвистических словарей, справочников, грамматик, соответствующих поставленным заданиям. Так, при выполнении заданий № 2, 5-8 следует пользоваться рекомендованным орфографическим словарем (Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007 или Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. М., 2001), причем, указывая литературные варианты, следует сохранять стилистические пометы, приведенные в справочной литературе. Например: творóг и доп. твóрог; лаво[ч'н]ик - [доп. устар. -шн'-]; поэт - [факульт. по]; декан - [доп. дэ].

При выполнении задания № 9 необходимо учитывать правила произношения удвоенных согласных в иноязычных словах. Произношение долгого или краткого согласного в таких случаях зависит от места ударения: если ударение падает на предшествующий слог, произносится долгий согласный звук, например: гру[пп]а, клá [сс]ы, профé[с’с’]ия. Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся как один (краткий) звук: а[к]ордеóн, и[л’]юстрáция, э[ф’]é кт. Также один краткий согласный произносится в том случае, когда удвоенная буква пишется на конце слова: кла[с], мета[л].

Если же удвоенный согласный пишется в русских словах на стыке морфем, то произносится долгий согласный звук, например: бесславный - бе[сс]лавный, каменный - каме[нн]ый.

Выполняя задания № 10,11, не следует ограничиваться лишь выбором правильного написания слова или правильной расстановкой знаков препинания. Необходимо, где это возможно, кратко (графически) объяснить орфограмму или пунктограмму. Например: грошóвый; жареный (прил., образовано от глаг. несов. вида "жарить", нет зависимых слов). Вдоль перегородки, отделявшей мою комнату от конторы, стоял огромный кожаный диван (И.С. Тургенев).

Задание № 13 связано с темой "Лексические нормы русского литературного языка". Следует найти в данных примерах ошибки, указать их вид: употребление слова в несвойственном ему значении, нарушение сочетаемости слов, неумелое использование многозначных слов, омонимов, синонимов; неуместное использование иноязычных слов; речевая избыточность (тавтология или плеоназм) - и предложить вариант правки. Например: Он впервые познакомился с Дашей в библиотеке. - "Впервые познакомился" - плеоназм: ("знакомиться" означает именно первую встречу). Варианты правки: Он познакомился с Дашей в библиотеке. Он впервые увидел Дашу в библиотеке.

Аналогично выполняется задание № 14, посвященное фразеологическим нормам русского литературного языка.

Задания 15-17 предполагают обращение к справочникам по грамматике (например, Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М., 2004 или Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007). При наличии грамматических вариантов следует отмечать их стилистические или семантические особенности. Например: фельдшера и доп. фельдшеры, редактора и редакторы; рельсов и доп. рельс, свечей (в поэтич. речи - свеч).

Перед выполнением задания № 18 необходимо повторить правила склонения числительных (количественных, собирательных, дробных, порядковых) и обратить внимание на специфику сочетаемости собирательных числительных с существительными (см., например, Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999).

В задании № 19 следует выписать только те предложения, где есть морфологические ошибки. Например: Новая тюль мне очень понравилась. - Правильно: Новый тюль мне очень понравился.

Задания № 20, 21 связаны с разделом "Синтаксические нормы русского литературного языка". Материалы по данной теме можно найти в следующих учебных пособиях и справочниках: Русский язык и культура речи / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; под ред. В.Д. Черняк. М.; СПб., 2005; Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1999.

При выполнении задания № 22 рекомендуем обращаться к учебному пособию Формановской Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002 и справочнику Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. - М., 2001.

Задания № 23,24 по основам риторики требуют развернутых и аргументированных ответов. Тексты в задании 24 переписывать не надо, достаточно указать их номер.

Задание № 25 касается раздела "Деловое письмо" и носит реферативный характер. Сведения по данной теме содержатся в следующих учебниках: Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура общения: учебное пособие для вузов. Ростов н/Д, 2002; Культура устной и письменной речи делового человека: справочник-практикум. - М., 2004.

При несоблюдении представленных выше методических рекомендаций, а также при некачественном выполнении более пяти заданий контрольная работа зачтена не будет.

В случае, если работа вызовет существенные замечания, она направляется на доработку.

Часть включенных в контрольную слов и заданий войдет в экзаменационный материал.

Контрольная работа по дисциплине "Русский язык и культура речи" должна быть сдана не менее чем за месяц до экзамена. Студенты, не сдавшие контрольную работу в срок, не будут допущены к экзамену. В день экзамена работа не принимается!

Оценка выполнения экзаменационного задания

Экзаменационный материал по дисциплине "Русский язык и культура речи" включает десять заданий, касающихся основных разделов курса. Часть заданий имеет тестовый характер. Каждое правильно и полно выполненное задание оценивается в один балл. За неполноту ответа снимается 0,5 балла. За каждую ошибку снимается по 0,2-0,3 балла в зависимости от количества предлагаемых в карточке вариантов ответа.

Критерии оценки выполнения экзаменационного задания:

"отлично" - 9 - 10 баллов;

"хорошо" - 7 - 8,9 балла;

"удовлетворительно" - 5 - 6,9 баллов;

"неудовлетворительно" - менее 5 баллов.



[1] Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. М., 2007.



vybornov_75_75_5_100.jpgmochalov_75_75_5_100.pngwelkov_75_75_5_100.jpg


КОРПОРАТИВНАЯ ПОЧТА:

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Официальные сайты государственных органов

mo.jpg moinso.jpg prokuratura_samarskoy_oblasti.jpg






Быстрый доступ





подняться наверх