Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих  

Психолого-педагогическая помощь детям с нарушением речи

Курс №1

"Современные требования к организации и методике воспитания и обучения дошкольников с нарушением речи"

Систематизируются знания об организации коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением речи, методах воспитания и коррекционно-развивающего обучения, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной деятельности детей данной категории.

В программе:

  • моделирование и планирование коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями речи;
  • развитие механизмов компенсации у детей с речевой патологией и решение проблем социальной адаптации;
  • эффективная диагностика и коррекционная работа с дошкольниками, испытывающими психологические трудности в процессе обучения;
  • эффективные методические пути проведения общеобразовательных занятий в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи;
  • эффективные технологии работы с родителями, воспитывающими детей с нарушением речи.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедр логопедии, клинических основ, олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован воспитателям и старшим воспитателям, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Объём курса 36 часов.

Курс №2

"Особенности коррекционно-логопедической работы в дошкольных учреждениях"

Раскрывается современный подход к психолого-педагогической диагностике, организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с речевой патологией, обеспечению оптимальных условий для системного, комплексного воспитания и обучения детей данной категории.

В программе:

  • разработка перспективного планирования коррекционно-логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста;
  • технология проведения логоритмических занятий;
  • содержание и планирование логопедической работы по преодолению наиболее стойких симптомов речевого недоразвития;
  • актуальные вопросы психологической поддержки семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Чаладзе Елена Автандиловна.

Преподаватели - специалисты кафедры логопедии.

Курс адресован учителям-логопедам специализированных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Объём курса 36 часов.

Курс №3

"Современные методические подходы к проведению индивидуальных и фронтальных занятий с дошкольниками с речевыми нарушениями"

Систематизируются знания об организации коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушением речи, раскрываются современные требования к разработке и планированию индивидуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста данной категории.

В программе:

- пути совершенствования процесса взаимодействия логопеда и воспитателя по формированию речевых умений и навыков;

- сравнительный анализ деятельности воспитателя по разработке и планированию индивидуальных и фронтальных занятий в дошкольных группах для детей с различной речевой патологией;

координированное планирование по формированию языковых средств;

- эффективные методические приёмы проведения коррекционных занятий по развитию фонематических процессов, звуко-произносительной, лексико-грамматической сторон речи;

- эффективные технологии по воспитанию навыков связной речи.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Горчакова Алла Михайловна.

Курс адресован воспитателям и старшим воспитателям, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в учреждениях для детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Объём курса 36 часов.

Курс №4

"Совершенствование работы по коррекции психического развития дошкольников в контексте логопедической работы"

Раскрываются механизмы взаимосвязи речи и других психических функций в ходе онтогенеза, представляется анализ последних исследований о состоянии и динамике высших психических функций у детей с речевой патологией, характеризуются эффективные методы и приёмы психо-коррекционного воздействия в структуре логопедической работы.

В программе:

- углубление и совершенствование знаний по проблеме взаимосвязи в развитии речи и других психических процессов, раскрытие механизмов нарушения высших психических функций при различных речевых расстройствах с позиции современных исследований;

- формирование представлений о тяжелых нарушениях речи как полисиндромных образований, требования к моделированию и планированию коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с нарушениями речи;

- эффективные методы психологической, нейропсихологической коррекции в системе комплексного воздействия на дошкольников с речевой патологией с перспективой создания у этой категории детей психологической базы для успешного усвоения письменной речи.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Хомутская Екатерина Юрьевна.

Курс адресован учителям-логопедам, воспитателям специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Курс №5

"Особенности коррекционно-логопедической работы при дизартрии"

Программа курса направлена на усвоение понятий, фактов, закономерностей, связанных с характе­ристикой дизартрии.

В программе:

- современные представления о механизмах и структуре речевого дефекта при дизартрии;

- психолого-педагогические критерии дифференциации основных клинических форм дизартрии;

- анализ методик по преодолению дизартрических нарушений, обоснование выбора методических средств и приемов коррекции и компенсации речевого дефекта, нарушений мо­торной сферы, познавательных и эмоционально-волевых процессов у детей с дизартрией;

- коррекционно-логопедическая работа по предупреждению вторичных нарушений при дизартрии: расстройств фонематического слуха, лексико-грамматического недоразвития, специфических ошибок чтения и письма;

- специфика подготовки дошкольников с дизартрией к овладению грамотой, рассматриваются возможные механизмы нарушений письменной речи: недостатки оптико-пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, фонематических операций, графо-моторных навыков.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Федосова Оксана Юрьевна.

Курс адресован учителям-логопедам дошкольных и школьных общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Курс №6

"Современные подходы к организации и проведению логопедической ритмики

в системе коррекционно-логопедического воздействия

в дошкольном образовательном учреждении"

Раскрывается методика проведения логоритмических занятий с детьми с различными речевыми нарушениями.

В программе:

- углубление и совершенствование знаний о методике обследования психомоторного развития детей дошкольного возраста с речевой патологией;

- формирование знаний об эффективных методических подходах к организации и проведению логоритмических занятий с дошкольниками с различной речевой патологией (ФФН, ОНР, заикание, алалия, дизартрия);

практическое освоение основных движений и упражнений, используемых на логоритмических занятиях;

- частные вопросы использования логопедической ритмики: в развитии дыхания, голоса, коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слова, формировании пространственных представлений.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Нестерова Татьяна Викторовна.

Курс адресован учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Курс №7

"Психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии

детей дошкольного возраста с нарушениями речи и интеллектуальной недостаточностью средствами музыки и движений"

Знакомство педагогов специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений с возможностями музыки и движений в целях коррекции отклонений в развитии детей с патологией речи и интеллектуальной недостаточностью.

В программе:

- углубление и совершенствование знаний о лечебном, психотерапевтическом и педагогическом аспектах влияния музыки на детей с речевыми расстройствами и интеллектуальной недостаточностью с позиции современных исследований;

- формирование представлений об основных видах музыкотерапии и вариантами их использования в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста данных категорий;

- кинезитерапия, музыкально-двигательная терапия как эффективные методы психотерапии в системе комплексного воздействия на дошкольников с речевой патологией и интеллектуальной недостаточностью.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Нестерова Татьяна Викторовна.

Курс адресован учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям специальных и общеобразовательных дошкольных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Курс №8

"Формирование психологической основы письменной речи

у младших школьников"

Представляется информация о современных тенденциях в понимании психологических основ процессов чтения и письма, об особенностях развития высших психических функций и их нарушении у детей как этиопатогенетическом факторе дисграфии, дислексии. Формируется представление об эффективной системе психо-коррекционного воздействия в структуре логопедической работы с учащимися с нарушениями письменной речи.

В программе:

- углубление знаний о проблеме становления письменной речи у детей как особого вида знаковой деятельности, анализ психологической структуры и функции письменной речи с позиции последних разработок в области логопедии, психологии, нейропсихологии, психофизиологии;

- систематизация знаний о современных исследованиях в области нейропсихологии индивидуальных различий в понимании механизмов нарушения чтения и письма, анализ характерных для детей с нарушениями речи отклонений в формировании высших психических функций, определяющих возникновение дисграфии, дислексии;

- знакомство с методами комплексной психологической, нейропсихологической коррекции нарушений высших психических функций при устранении различных форм дисграфии, дислексии;

- формирование навыков определения индивидуальной стратегии в логопедической работе с детьми с нарушениями чтения и письма в зависимости от познавательного стиля учащихся.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Хомутская Екатерина Юрьевна.

Курс адресован учителям-логопедам школьных логопунктов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений, учителям начальных классов общеобразовательных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Медико-психолого-педагогическая помощь

детям с нарушением интеллекта

Курс №9

"Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания

младших школьников с задержкой психического развития"

Раскрываются подходы к концепции коррекционно-развивающего обучения, основные направления коррекционной работы, методика обучения по основным предметам.

В программе:

- основные проявления задержки психического развития у детей младшего дошкольного возраста;

- методы оценки уровня развития и причин индивидуальных проблем в обучении детей данной категории;

- организация и содержание коррекционно-развивающего обучения детей младшего школьного возраста;

- коррекционная направленность уроков математики, русского языка, труда и изобразительной деятельности;

- планирование индивидуальной работы с учащимися;

- актуальные вопросы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка с задержкой психического развития.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Винтаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован учителям классов коррекционно-развивающего обучения муниципальных общеобразовательных учреждений.

Объём курса 36 часов.

Курс №10

"Современные требования к организации и методике обучения математике

учащихся начальных классов с задержкой психического развития"

Систематизируются и углубляются имеющиеся знаний о коррекционно-педагогической работе как целостной системе, её структурных компонентах и месте коррекции в процессе обучения математике учащихся с задержкой психического развития.

В программе:

- раскрывается единство и взаимосвязь в реализации общедидактических принципов и принципов специального образования в процессе обучения математике в начальных классах коррекционно-развивающего обучения и СКОУ VII вида;

- раскрываются современные требования к коррекционно-педагогическому процессу на уроках математики;

- предлагаются интенсивные методы обучения математике и предметно-практическим навыкам в начальных классах коррекционно-развивающего обучения и СКОУ VII вида;

- раскрываются современные подходы к совместной работе учителя и воспитателя в процессе обучения математике учащихся с задержкой психического развития.

Руководитель курсов и лектор - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован учителям, воспитателям, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, которые осуществляют руководство и обеспечивают коррекционно-воспитательный процесс в начальных классах специальных (коррекционных) учреждений VII вида и в классах коррекционно-развивающего обучения.

Объём курса 36 часов.

Курс №11

"Интенсификация коррекционно-развивающего процесса на уроках математики

в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида"

Раскрываются принципы интенсификации учебного процесса, эффективные методические пути организации уроков математики в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида, педагоги вооружаются навыками планирования и анализа уроков математики с точки зрения их коррекционной направленности.

В программе:

- характеристика специфических трудностей усвоения математических понятий, знаний и умений, характерных для умственно отсталых школьников;

- коррекционно-развивающие подходы в процессе обучения математике в специальном коррекционном учреждении VIII вида;

- общие методические подходы и конкретные педагогические умения, необ­ходимые учителю для совершенствования учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по математике в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, вне­классные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.).

современные подходы к совместной работе учителя и воспитателя в процессе обучения математике умственно отсталых учащихся.

Руководитель курсов и лектор - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован учителям, воспитателям, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, которые осуществляют руководство и обеспечивают коррекционно-воспитательный процесс в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида.

Объём курса 36 часов.

Курс №12

"Особенности коррекционно-развивающего обучения учащихся

с интеллектуальной недостаточностью на основной - II - ступени обучения"

Раскрываются принципы создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Определяются направления работы с учащимися по преодолению недостатков предшествующего обучения, негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализации и совершенствованию учебной деятельности учащихся, повышению их работоспособности, активизации их познавательной деятельности.

В программе:

коррекционно-развивающее обучение учащихся с интеллектуальной недостаточностью на основной - II - ступени обучения, как целостная система, обеспечивающая оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями;

- технология формирования социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков, развитие потребности преодолевать их, осознание необходимости самоконтроля;

- коррекционно-развивающие подходы к развитию личностных компонентов познавательной деятельности, формированию самостоятельности, гибкости мышления;

- современные подходы к охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован учителям, воспитателям, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, которые осуществляют руководство и обеспечивают коррекционно-воспитательный процесс с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Объём курса 36 часов.

Курс №13

"Современные подходы к коррекционно-развивающему обучению учащихся

с интеллектуальной недостаточностью на основной - II - ступени обучения "

Построение общего и индивидуализированного коррекционно-развивающего педагогического процесса для детей с трудностями в обучении на основе принципа единства диагностики и коррекции. Вооружение педагогов умениями определять основные причины и особенности отклонений в развитии психической деятельности ребёнка, определять условия для интеллектуального развития и обеспечивать личностно-развивающую среду, которая позволяла бы реализовывать познавательные резервы школьников.

В программе:

- требования к обеспечению учебно-методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся;

- научно-методические подходы к индивидуальной коррекции недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии;

- рекомендации к обеспечению системного разностороннего контроля в процессе коррекционно-развивающего обучения, осуществлению действенной взаимосвязи в работе специалистов;

актуальные проблемы формирования социально-адаптивных; коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения, применительно как к учебному процессу, так и социуму в целом.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован учителям, воспитателям, заместителям директора по учебно-воспитательной работе, которые осуществляют руководство и обеспечивают коррекционно-воспитательный процесс с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Объём курса 36 часов.

Курс №14

"Актуализация сенсорного воспитания как средство социальной адаптации

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Углубление имеющихся знаний о своеобразии сенсорных возможностей детей с задержкой психического развития, их сенсорной ориентации с использованием различных анализаторов и преодолении недостатков сенсорного развития.

В программе:

- пути реализации программных задач и требований по сенсорному развитию дошкольников с задержкой психического развития;

эффективная диагностика и коррекционная работа по сенсорному воспитанию дошкольников с задержкой психического развития;

- эффективные методические пути проведения занятий по сенсорному развитию, основанных на формировании полисенсорных способов ориентации в окружающем мире.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедр клинических основ, олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован воспитателям специализированных групп для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Объём курса 36 часов.

Курс №15

"Коррекционно-развивающие подходы к развитию конструктивной деятельности

у дошкольников с нарушением интеллекта и речи"

Раскрываются вопросы своеобразия развития конструктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и речи и методах коррекционно-развивающего обучения конструированию, ориентированных на личность ребенка и своеобразие познавательной деятельности детей данных категорий.

В программе:

- пути реализации программных задач и требований по развитию конструктивной деятельности у дошкольников с отклонениями развития;

эффективная диагностика и коррекционная работа с дошкольниками, испытывающими психологические трудности в процессе обучения конструированию;

- эффективные методические пути проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта и речи.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован воспитателям и старшим воспитателям, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и речи.

Объём курса 36 часов.

Медико-психолого-педагогическая помощь детям

с сенсорными дефектами (нарушением зрения, слуха)

Курс №16

"Современная тифлопедагогика и тифлопсихология

в системе образования детей с нарушениями зрения"

Раскрывается современный подход к компенсаторному развитию детей с нарушением зрения, пониманию психического развития ребёнка со зрительной патологией как активно развивающейся личности, восполняющей непосредственные дефекты сенсорики комплексной опосредованной познавательной деятельностью, определяются принципы превентивности, пропедевтики, трансформированного перестроения взаимодействия психических функций, специальной информационной наполненности и индивидуально дифференцированной помощи данной категории детей.

В программе:

- современное понимание сущности аномального развития детей с нарушением зрения;

- системный подход к компенсации зрительной недостаточности, созданию на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию от внешнего мира для адекватного его отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности;

- развитие и совершенствование системы обучения детей с нарушением зрения, создание у учащихся единой концепции развития мира при изучении различных сфер, преду­смотренных стандартами образования;

- актуальные проблемы формирования социально-адаптивных; коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения, применительно как к учебному процессу, так и социуму в целом.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован учителям, воспитателям, заместителям директора по учебной и воспитательной работе, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением зрения.

Объём курса 36 часов.

Курс № 17

"Современные тифлопедагогические требования к уроку"

Раскрываются пути и средства совершенствования процесса обучения слепых и слабовидящих учащихся, современные подходы к уроку как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в школе, требования к современному педагогу, который должен быть нацелен на такую организацию учебной деятельности учащихся на уроке, которая предполагает основную самостоятельную работу школьников по самодобыванию знаний под руководством учителя, позволяющей соединить познавательный процесс с глубокой заинтересованностью детей в результатах труда, с их творчеством.

В программе:

- системный подход к современному уроку в СКОУ III и IV вида, вооружение педагогов знаниями о звеньях и компонентах урока как целостной развивающейся системы, умениями выявлять эти связи, определять их детерминированность, интегративные свойства и качества;

- тифлопедагогические особенности преподавания в СКОУ III и IV вида;

- оперативный контроль учебного процесса с учётом офтальмологических и других гигиенических рекомендаций;

- учёт закономерностей и особенностей развития восприятия, внимания, памяти и мышления у слабовидящих школьников при построении урока и организации учебной деятельности;

- взаимосвязь коррекционной работы на уроке и на самоподготовке учащихся по предмету.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован учителям СКОУ III и IV вида и заместителям директора по учебной работе, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением зрения.

Объём курса 36 часов.

Курс № 18

"Решение проблем воспитательной деятельности в СКОУ III и IV вида"

Раскрывается современный подход к организации воспитывающей деятельности, обеспечению регулирования и коррекции деятельности педагогичес­кого коллектива по воспитанию и творческому развитию слепых и слабовидящих школьни­ков, планомерности, обоснованности, всесторонности психолого-педагогической диагностики, организации коррекционно-педагогической помощи школьникам со зрительной патологией, обеспечению оптимальных условий для системного, комплексного лечения, воспитания и обучения детей данной категории.

В программе:

- целевые ориентиры воспитательной деятельности, технология проектирования образа выпускника СКОУ III и IV вида: удовлетворение особых потребностей в воспитании; формирование социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих, личностных качеств; формирование физических качеств;

- системный подход к моделированию и планированию коррекционно-воспитательной работы со слепыми и слабовидящими учащимися, упорядочение всех факторов и структур на процесс развития ребёнка, обеспечение оптимального воспитательного пространства, педагогическое обеспечение индивидуальной траектории развития учащегося;

- формирование знаний об эффективных методических путях решения проблемы содержания воспитательной работы;

- эффективные технологии воспитательного взаимодействия;

- критерии и показатели результативности воспитательного процесса в СКОУ III и IV вида.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован воспитателям СКОУ III и IV вида и заместителям директора по учебно-воспитательной работе, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением зрения.

Объём курса 36 часов.

Курс № 19

"Пути совершенствования воспитания

слепых и слабовидящих детей школьного возраста"

Раскрываются специфические проблемы психологии воспитания детей с нарушением зрения, возрастные особенности их воспитания в условиях школы-интерната, практические приёмы и средства коррекции недостатков психического развития детей с патологией зрения в процессе их социализации и вхождения в жизнь нормально видящих людей, требования и рекомендации к развивающей образовательной и воспитательной среде, способствующей успешной реабилитации данной категории школьников.

В программе:

- системный подход к моделированию и планированию воспитательного процесса с детьми школьного возраста с нарушением зрения, обеспечивающего их успешную социализацию;

- актуальные проблемы коррекционно-воспитательной работы по формированию правильного отношения к дефекту;

- эффективные приёмы воспитания детей с нарушением зрения средствами совместной и коллективной деятельности.

- преодоление трудностей в воспитании слепых и слабовидящих детей подросткового возраста в условиях школы-интерната;

- практические приёмы и средства воспитания детей школьного возраста с нарушением зрения.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован воспитателям СКОУ III и IV вида и заместителям директора по учебно-воспитательной работе, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специальном (коррекционном) учреждении для детей с нарушением зрения.

Объём курса 36 часов.

Курс № 20

"Пути совершенствования видов помощи

детям с нарушением зрения средствами образования"

Раскрывается современный подход к психолого-педагогической диагностике, организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам со зрительной патологией, обеспечению оптимальных условий для системного, комплексного лечения, воспитания и обучения детей данной категории.

В программе:

- системный подход к моделированию и планированию коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения в условиях дошкольного учреждения;

- актуальные проблемы формирования социально-адаптивных; коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения, применительно как к учебному процессу, так и социуму в целом;

- формирование знаний об эффективных методических путях решения проблемы управления психофизическим развитием личности детей с сенсорно-соматическими нарушениями в целях профилактики возникновения вторичных дефектов;

- эффективные технологии работы с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован воспитателям и старшим воспитателям, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Объём курса 36 часов.

Курс № 21

"Актуальные проблемы коррекционной помощи

детям дошкольного возраста с нарушенным слухом"

Раскрываются вопросы ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом, особенности, трудности, содержание и методика коррекционно-педагогической помощи детям дошкольного возраста с нарушением слуха, обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного лечения, воспитания и обучения детей данной категории.

В программе:

- системный подход к моделированию и планированию коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением слуха в условиях дошкольного учреждения;

- формировании социально-адаптивных; коррекционно-компенсаторных способов ориентации и поведения;

- интегрированное (совместное со слышащими) воспитание и обучение;

- эффективные методические пути решения проблемы управления психофизическим развитием личности детей с сенсорно-соматическими нарушениями в целях профилактики возникновения вторичных дефектов;

- эффективные технологии работы с родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения; консультативная помощь детям, не обучающимся в специальных учреждениях и их родителям.

Руководитель курсов - ст. преподаватель Типикина Ирина Алексеевна.

Преподаватели - специалисты кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии.

Курс адресован воспитателям и старшим воспитателям, осуществляющим руководство и обеспечивающим коррекционно-воспитательный процесс в специализированных учреждениях для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

Объём курса 36 часов.

Медико-психолого-педагогическая помощь детям

с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Курс №22

"Современные требования к учебно-воспитательному процессу

в специальном (коррекционном) образовательном учреждении

для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Раскрываются основные принципы организации учебного процесса; особенности обучения по основным предметам; эффективные методические пути проведения уроков в начальных классах.

В программе:

- актуальные проблемы специальной педагогики, особенности познавательной деятельности детей с ДЦП;

- основные требования к коррекционно-педагогическому процессу;

- система психолого-педагогической и медицинской коррекции недостатков развития детей с ДЦП;

- интенсивные методы обучения русскому языку, математике и предметно-практическим навыкам;

- современные подходы к совместной работе учителя и воспитателя.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Винтаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ, русского языка со специальной методикой преподавания.

Курс адресован учителям, воспитателям специализированных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Объём курса 36 часов.

Курс №23

"Особенности учебно-воспитательного процесса в дошкольном специальном образовательном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"

Раскрываются специфические проблемы психологии воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, особенности организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном специальном образовательном учреждении для данной категории детей; требования и рекомендации к развивающей образовательной и воспитательной среде, составлению индивидуальной программы развития каждого ребёнка.

В программе:

- своеобразие эмоционального развития детей с двигательными нарушениями, взаимосвязь в работе специалистов в обеспечении благоприятного эмоционального климата в детском коллективе;

- обеспечение преемственности в работе воспитателей, медицинских сестёр ЛФК, массажа по преодолению нарушений опорно-двигательного аппарата у детей;

- решение проблем воспитания в дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

современные технологии воспитания и обучения дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата;

обеспечение индивидуальной траектории развития ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата (медико-психолого-педагогическое сопровождение).

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Винтаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ, русского языка со специальной методикой преподавания.

Курс адресован воспитателям специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Объём курса 36 часов.

Медико-психолого-педагогическая помощь детям

с нарушением эмоционально-волевой сферы

Курс №24

"Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с аутизмом"

Анализируются современные клинические данные об особенностях психического развития аутичных детей, представляются различные подходы к пониманию типов (вариантов) детского аутизма, к определению целей и задач коррекционного вмешательства, к их дифференциации в соответствии с возрастом детей и различной глубиной аутистического дизонтогенеза.

В программе:

- обоснование методов и приёмов коррекционно-развивающей работы при аутизме в дошкольном возрасте;

- раскрытие принципов построения индивидуальной коррекционной программы с данной категорией детей;

- характеристика специфических проблем семьи, воспитывающей ребёнка с аутизмом, определение необходимых направлений её психологической поддержки, места работы с семьёй в общей системе коррекционной помощи ребёнку;

- обсуждение вопросов организации взаимодействия специалистов и семьи.

Руководитель курсов и лектор - ст. преподаватель Татьяна Витальевна Скупова.

Курс адресован специальным психологам, педагогам психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам.

Объём курса 36 часов.

Медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение соматически ослабленного ребенка

Курс №25

"Особенности коррекционно-педагогической работы

с часто болеющими детьми дошкольного возраста"

Раскрываются специфические проблемы обучения и воспитания часто болеющих детей, особенности организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для данной категории детей; требования и рекомендации к развивающей образовательной и воспитательной среде, составлению индивидуальной программы развития каждого ребёнка.

В программе:

- сохранение физического и психологического здоровья часто болеющих детей дошкольного возраста;

- решение проблем воспитательной деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения для часто болеющих детей;

- соматически ослабленные дети и особенности их сопровождения;

- методы и технологии качественной индивидуализации образования часто болеющих детей дошкольного возраста.

- особенности специальной педагогической поддержки процессов социально-эмоционального развития часто болеющих детей дошкольного возраста.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Винтаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ.

Курс адресован воспитателям дошкольных учреждений для часто болеющих детей.

Объём курса 36 часов.

Курс №26

"Общие (системные) и частные (индивидуальные)

аспекты сопровождения соматически ослабленного ребенка"

Раскрываются специфические проблемы сопровождения одной из распространенных "групп риска" в дошкольных образовательных учреждениях - часто болеющих детей, особенности организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении для данной категории детей с учетом дезадаптационных нарушений; раскрывается содержание работы с учетом общих (системных) и частных (индивидуальных) аспектов.

В программе:

- медицинское сопровождение. Медицинские аспекты сопровождения часто болеющего ребенка: санитарно-гигиенические; распределение времени на различные задания с учетом возможностей ребенка; закаливающие и другие физиотерапевтические мероприятия;

- психологическое сопровождение. Оказание психологической помощи соматически ослабленным детям и их родителям при затруднениях связанных с обучением и воспитанием, с межличностными отношениями, с ухудшением самочувствия и эмоционального состояния детей;

- педагогическое сопровождение. Содержание программы педагогической помощи ребенку. Соблюдение последовательности этапов и элементов (методов, приемов, средств и содержания) помощи часто болеющим детям;

- индивидуальное сопровождение соматически ослабленного ребенка в образовательном процессе. Этапы индивидуального сопровождения. Сбор информации об усвоении программных знаний, возможностях ребенка, анализ полученных результатов, выработка рекомендаций о путях и способах решения проблем ребенка, выполнение рекомендаций, анализ качества проделанной работы, программирование дальнейших действий по сопровождению ребенка. Деятельность всех участников образовательного процесса на каждом этапе сопровождения ребенка.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ.

Курс адресован воспитателям дошкольных учреждений для часто болеющих детей.

Объём курса 36 часов.

Управленческая деятельность руководителя

дошкольного специального учреждения

Курс №27

"Современные требования к развитию дошкольных учреждений

для детей с особыми образовательными потребностями"

Раскрываются важнейшие аспекты управленческой деятельности руководителя дошкольного специального учреждения, координации, стратегии организационно-педагогической деятельности, создания коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие механизмов компенсации проблем в психическом и физическом развитии детей, новые формы и методы организации образовательно-воспитательного процесса.

В программе:

- обновление нормативной и правовой базы учреждений специального образования;

- современные требования к аккредитации и аттестации дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов;

- медицинские аспекты организации взаимосвязи лечебно-профилактической и коррекционно-педагогической работы в специальных дошкольных образовательных учреждениях;

- системный подход к обоснованию модели коррекционной работы в дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов;

- эффективные приёмы организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с особыми образовательными потребностями;

- современные подходы к организации и проведению логопедической работы в специальных дошкольных образовательных учреждениях.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Курс адресован заведующим и старшим воспитателям дошкольных специальных учреждений.

Объём курса: 36 часов.

Интегрированный подход к образованию детей-инвалидов

и детей с отклонениями в развитии

Курс №28

"Организация и содержание различных форм оказания специальной помощи

детям с проблемами в развитии раннего (от рождения до трех лет)

и дошкольного возраста"

Раскрываются основы законодательства в сфере ранней помощи и интегрированного обучения детей с проблемами в развитии; закономерности развития ребенка с отклонениями в развитии в первые годы жизни и в период дошкольного детства; основные методы исследования особенностей развития ребенка младенческого, раннего и дошкольного возраста; содержание специальной помощи детям младенческого, раннего и дошкольного возраста и механизмах воздействия при различных нарушениях в психическом развитии детей; подходы к диагностике нервно-психического развития ребенка первых лет жизни и дошкольного возраста; стратегия и тактика сопровождения и поддержки ребенка раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии, интегрированного в общеобразовательное учреждение; эффективные формы и приемы работы с семьей проблемного ребенка.

В программе:

- интегративные тенденции современного специального образования. Организационно-правовые аспекты обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в массовых образовательных учреждениях. Организация практической помощи детям с нарушениями развития;

- общие закономерности развития детей раннего возраста. Проблемы нормативного и отклоняющегося развития. Понятие вариантов развития. Основные формы отклоняющегося развития. Психофизические особенности ребенка и влияние среды на появление отклонений в развитии. Специфичность развития детей группы риска;

- современный подход к психолого-педагогической диагностике развития в младенческом и раннем возрасте. Принципы построения диагностических методик. Разработка адекватных объективных методик обследования детей ранней возрастной группы. Методы, приемы обследования детей, организация выявления отклоняющихся вариантов развития. Качественно-количественная оценка психического развития детей первых лет жизни;

- принципы и требования к построению индивидуальной коррекционно-развивающей программы с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии. Задачи и виды индивидуальных программ. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого и раннего возраста с ограниченными возможностями;

- особенности формирования навыков у младенцев с различными типами отклоняющегося поведения в процессе коррекционно-педагогической работы. Основные направления коррекционной работы с детьми второго-третьего года жизни, методы и способы педагогического воздействия, используемые в работе с детьми раннего возраста. Этапы игр и занятий с детьми 2-3-го года жизни;

- индивидуальная программа работы с близким взрослым, психологические основы формирования сотрудничества. Специфика различных форм организации специальной помощи детям с отклонениями в развитии раннего возраста;

- общее, особенное и специфическое в психическом развитии дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика дошкольников с различными отклонениями в развитии (нарушения слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоциональной сферы и поведения);

- теоретико-методологические основы интегрированного обучения, воспитания и развития дошкольников с отклонениями в развитии. Комплексное медико-социальное психолого-педагогическое сопровождение интегрированных дошкольников. Особенности организации интегрированного обучения дошкольников с отклонениями в развитии;

- психолого-педагогическое исследование. Методы, процедура, показатели качества психолого-педагогического исследования. Требования к диагностическому инструментарию. Отбор и адаптации диагностического материала, используемого для обследования дошкольников с отклонениями в развитии. Анализ и оценка результатов комплексного медико-психолого-педагогического изучения дошкольников с отклонениями в развитии. Определение уровня когнитивного и эмоционально-личностного развития;

- современные подходы к разработке и реализации индивидуальных образовательных программ дошкольников в условиях интеграции. Структура индивидуальной образовательной программы обучения, воспитания и развития дошкольника, интегрированного в общеобразовательное учреждение. Содержание индивидуальных образовательных программ обучения, воспитания и развития дошкольников с отклонениями в развитии. Разработка индивидуальных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями;

- коррекционная направленность образовательного процесса с дошкольниками с отклонениями в развитии в общеобразовательном учреждении. Этапы коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции. Формы, методы и приемы коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, интегрированными а общеобразовательные учреждения;

- диагностика микросоциума и воспитательного потенциала семьи. Разработка программы социально-педагогической, психологической и медицинской помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, интегрированных в общеобразовательное учреждение. Обеспечение эффективного участия родителей в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Винтаева Татьяна Николаевна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ.

Курс адресован слушателям курсов повышения квалификации по направлению "Специальная психология и коррекционная педагогика".

Объём курса 144 часа.

Курс №29

"Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательных учреждениях"

Раскрываются основы законодательства в сфере интегрированного и дистанционного обучения детей с проблемами в развитии; особенности развития детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями; содержание педагогической диагностики ребенка с проблемами в развитии, обучающегося интегрировано; методические рекомендации, частные методики, обеспечивающие необходимый коррекционный компонент интегрированного обучения детей с различными отклонениями в развитии; общие методические подходы к осуществлению учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы в соответствующих формах организации деятельности учащихся (урок, вне­классные мероприятия, индивидуальные, коррекционные занятия и т.д.) в условиях интегрированного и дистанционного обучения (планирование работы, составление индивидуальных программ, подбор адекватных форм, методов, приемов работы).

В программе:

- дети-инвалиды: защита прав и интересов. Нормативные документы, регламентирующие деятельность общеобразовательных учреждений, обе6спечивающих интегрированное и дистанционное образование детей с проблемами в развитии. Кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение интегрированного образования;

- клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха, нарушением зрения, нарушением речи,нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития. Общая закономерность изменений развития детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и речи;

- теоретические и методологические основы интегрированного и дистанционного образования. Деятельность ПМПК в общеобразовательном учреждении, обеспечивающем интегрированное и дистанционное обучение. Особенности организации интегрированного и дистанционного обучения;

- схема педагогической диагностики ребенка с проблемами в развитии, обучающегося интегрировано. Методический материал, используемый для проведения педагогического обследования. Составление и использование тестовых заданий и тестов в педагогической практике. Диагностические аспекты использования компьютера в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности;

- современный подход к разработке индивидуальных программ развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Алгоритм индивидуальной программы развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Требования к содержанию индивидуальной программы развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Разработка содержания индивидуальной программы развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Психологическое обеспечение индивидуального обучения детей с проблемами в развитии в телекоммуникационной компьютерной образовательной среде;

- этапы коррекционно-педагогической работы. Принципы коррекционной направленности образовательного процесса. От диагностики развития к обсуждению "обходных путей" коррекции и вспомогательных средств обучения детей с различными нарушениями развития. Содержание обучения и его коррекционная направленность;

- методы обучения детей с проблемами в развитии и их коррекционная направленность. Учет требований при выборе методов обучения детей с проблемами в развитии. Приемы работы при интегрированном обучении ребенка с особыми образовательными потребностями.

Руководитель курсов - к.п.н., доцент Ремезова Лариса Асхатовна.

Преподаватели - специалисты кафедр олигофренопедагогики и специальной психологии, клинических основ.

Курс адресован слушателям курсов повышения квалификации по направлению "Специальная психология и коррекционная педагогика".

Объём курса 144 часа.

Программы курсовой подготовки

вспомогательного персонала (волонтеров, ассистентов учителей, помощников воспитателей и др.), обеспечивающего сопровождение и поддержку ребенка с различными отклонениями в развитии в образовательном процессе и во внеурочной деятельности

Курс №30

"Обеспечение сопровождения и поддержки ребенка с ментальными трудностями в образовательном процессе и во внеурочной деятельности"

Раскрываются направления работы по формированию знаний у волонтеров, ассистентов учителей, помощников воспитателей и др. об основах законодательства в сфере интегрированного обучения детей с проблемами в развитии; о путях реализации задач интегрированного образования лиц с нарушениями интеллекта и требований к организации образовательной среды, адаптированной к нуждам ребенка с недостаточностью познавательной сферы; закономерностях развития и специальных образовательных потребностей детей с нарушениями интеллекта, а также о психологическом климате в семьях, где воспитываются такие дети; вооружению навыками построения стратегии и тактики сопровождения и поддержки ребенка с нарушениями умственного развития, интегрированного в общеобразовательное учреждение; оказания психолого-

подняться наверх