Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих

Преподаватели кафедры английского языка на протяжении многих лет ведут активную работу по созданию учебных пособий и учебно-методических материалов. Эти издания предназначены не только для того, чтобы помочь студентам овладеть теоретическим и практическими дисциплинами, но также имеют своей целью развитие всего спектра коммуникативных навыков и умений, таких как письмо, говорение, чтение и аудирование.

Неотъемлемой частью изучения языка является знакомство с аутентичными произведениями художественной литературы, с работами классиков и признанных мастеров английского художественного слова. Именно поэтому в 80-е годы было издано несколько методических разработок по домашнему чтению, авторами которых стали Г.И.Чернышова, Н.Ф. Акимова, Г.М. Нуриахметов. Студенты получили возможность детально познакомиться с произведением Г.Паркера «Темное утро», романом Т. Драйзера «Дженни Герхардт», книгой М. Рид «Сельская школа» и др.

Методический компонент подготовки будущих преподавателей иностранного языка был отражен в учебных материалах «Игра как способ активизации речевой деятельности учащихся на уроке английского языка», составленных А.Н. Морозовой и Л.М.Черновой (1988 г.), «Коррективный курс фонетики английского языка» (А.Н. Морозова, Е.В. Гусева), «Коррективный курс английской грамматики (под ред. А.Н.Морозовой), 1990 г. Достаточно популярными были учебные пособия «Говорим и читаем по-английски» (Е.В.Гусева, А.Н.Морозова, 1993 г.), «Речеведение: теория и практика. Учебное пособие для студентов факультетов иностранных языков» (А.Н. Морозова, 1993 г.), «Лексическая равнозначность в речи (А.Н.Морозова, 1985).

90-е годы прошли под знаком сотрудничества кафедры английского языка Самарского государственного педагогического университета и преподавателей Мерилендского института английского языка (Университет штата Мериленд, Колледж парк, США) в рамках Программы сотрудничества с университетами Российской Федерации, финансируемой Информационным Агентством США. Результатом совместной работы стало издание учебника «Совершенствуйте свои умения: Учебник по чтению и аудированию текстов на материале культуры США» (1997). Авторами учебника стали преподаватели кафедры А.Н.Морозова, Н.Я. Дементьева, Е.В. Гусева, Е.Е. Клековкина, Г.В. Стойкович и их американские коллеги Л.К. Ланьер, Д. Джастард, К. Килдей и Л. Пойрьер.

Учебник содержит разнообразный текстовый материал, отражает важнейшие аспекты современной жизни в США и, таким образом, позволяет расширить представления студентов о культуре страны изучаемого языка. Система упражнений, основанная на передовых технологиях обучения речевым навыкам, способствует оптимизации профессионально-педагогической подготовки студентов. К учебнику прилагаются записи аудиоматериалов, ключи к упражнениям и полные тексты аудиозаписей. В настоящее время учебник активно используется студентами 3 курса как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы.

Представляется, что успех именно этого учебника, его востребованность и популярность среди студентов и коллег, стимулировал творческий потенциал преподавателей кафедры и способствовал активизации издательской деятельности. Всего за период с 1997 по 2009 гг. было издано около 30 аутентичных пособий и учебно-методических материалов, составленных на основе современных технологий обучения.

В их числе - ряд учебных пособий для поддержания теоретических курсов. Пособие Е.В. Гусевой «Слово в межкультурной коммуникации» (2001) и пособие А.Н. Морозовой и Ю.Е. Мишиной «World of Words» (2003) призваны помочь студентам в освоении курса «Лексикология английского языка». Они знакомят студентов с некоторыми понятиями межкультурной коммуникации и показывают ту роль, которую играет в этом процессе слово как основная единица языка, содержат базовые понятия лексикологии; тексты и задания, направленные на усвоение наиболее сложных теоретических вопросов и развитие навыков лексикологического анализа. Материалы подобраны таким образом, чтобы оптимизировать самостоятельную работу студентов по данному курсу и способствовать повышению уровня их филологической культуры.

Процесс освоения студентами курса «Теоретическая фонетика английского языка» становится более легким и интересным благодаря учебному пособию «Новый курс теоретической фонетики (английский язык)» (автор – А.Н. Морозова, 2006 г.). Пособие сочетает в себе теоретический материал и задания практического характера, направленные на оптимальное усвоение особенностей фонологической системы английского языка в лингво-дидактическом аспекте.

Самостоятельная и аудиторная работа студентов в рамках курса «Сравнительная типология» проходит с использованием учебно-методических материалов «Сравнительная типология английского и русского языков» ( автор – Е.В. Гусева, 2004г.). Книга позволяет студентам выпускного курса углубить знания в области фонетики и лексикологии английского языка с позиции учителя в русскоязычной аудитории.

Спецкурсы и курсы по выбору обеспечены следующими учебными пособиями. Учебное пособие «Основная единица речепроизводства: теория и практика (на англ. языке)» (Сучкова С.А., 2004) направлено на развитие языковой компетенции студентов на базе работы со словосочетанием, формирование профессиональных умений по составлению учебных заданий. Учебное пособие «Культура языка и язык культуры» (Морозова А.Н., 2006) раскрывает взаимосвязь вербальных и невербальных средств коммуникации в реализации речевого акта, расширяет знания студентов о семиотике речевой и поведенческой культуры языковой личности. Учебное пособие «Читаем и понимаем художественный текст» (Гусева Е.В., Торгашева М.А., 2007) предназначено для студентов филологических специальностей и ставит своей целью познакомить их с основными текстовыми категориями и сформировать первичные навыки понимания и интерпретации художественного текста на основе этих категорий. Учебное пособие Cicero’s Secrets: or How to Become a Successful Public Speaker (Сучкова С.А., 2007) содержит рекомендации и упражнения, нацеленные на формирование навыков публичного выступления.

Уровень обеспеченности пособиями практических курсов также достаточно высок. Традиционно обучение иностранному языку начинается с вводно-коррективного фонетического курса. На кафедре английского языка студенты получают возможность совершенствовать свои произносительные навыки, используя дополнительные учебные материалы, в частности пособие «Английское произношение: Коррективный курс: Учебные материалы» (авторы - Морозова А.Н., Гусева Е.В., 2003). Учебные материалы направлены на сознательное усвоение учащимися артикуляционной базы английского языка на основе сопоставления английской и русской артикуляции. Каждый из разделов книги содержит упражнения, составленные с таким расчетом, чтобы учащиеся имели возможность закрепить полученные знания в речи.

Одним из наиболее сложных для усвоения аспектом языка является грамматика. Именно поэтому целый ряд учебных пособий направлен на оптимизацию изучения дисциплины «Практическая грамматика», в частности таких вопросов как модальные глаголы (Дементьева Н.Я. «Английские модальные глаголы в речи: пособие по коммуникативной грамматике для продолжающих (на англ. языке.)», 2005г.), употребление видо-временных форм английских глаголов (Дементьева Н.Я., Акимова Н.Ф. «Видо-временная система английского глагола», 2007), употребление форм косвенных наклонений (Дудникова Г.М., Акимова Н.Ф. «Expressing Unreality: Reference and Practice Book», 2005), неличные формы английского глагола и их функционирование в речи (Дудникова Г.М., Никулина Е.В «World of Verbals: Theory and Communicative Practice», 2009).

Что касается практики языка, то студенты 2 курса имеют возможность совершенствовать речевые навыки чтения, говорения и письма на материале актуальной тематики (путешествие, здоровый образ жизни и т.п.), используя учебник Enjoy Life: an Integrated Skills Textbook(Дудникова Г.М., Шемшур Е.В., 2009). Этот учебник впервые был издан в 2005 году, с тех пор неоднократно переиздавался. В 2009 году было опубликовано 3-е издание пособия, исправленное и дополненное. Студенты 3 курса на занятиях по «Практике устной и письменной речи» активно пользуются учебным пособием «On and On with Your Vocabulary, Reading and Speaking: Supplement to “Sharpen Your Skills”»(авторы - Адаева О.М., Гусева Е.В., Дементьева Н.Я., Драчук И.В., Сучкова С.А., 2005). Пособие содержит систему упражнений по совершенствованию навыков чтения и говорения в рамках культурно-ориентированной тематики с опорой на активную лексику.

В свете современных тенденций в образовании, а именно необходимости внедрения компетентностного подхода к обучению, преподавателями кафедры особое внимание уделяется формированию у студентов необходимых коммуникативных навыков и умений. Учебное пособие «Learn Culture Through Reading, Writing and Speaking» (авторы - ДудниковаГ.М., Мишина О.В., Мочалина К.Н., Павлычева А.И., 2004), составленное на материале культуроведческой тематики, нацелено на интеграцию навыков говорения, чтения, письма. Учебное пособие «Learning to Write» (авторы - Адаева О.М., Дудникова Г.М., Сучкова С.А., 2006) предлагает четко структурированную систему заданий по развитию навыков письменной речи, включая композицию письменного текста и написание эссе.

Работа методических объединений по практическим дисциплинам нашла отражение в предназначенных студентам рекомендациях: «Содержание и требования к усвоению учебной дисциплины «Практическая фонетика английского языка» (Драчук И.В.), «Содержание учебной дисциплины “Практический курс английского языка” и требования к ее усвоению» (2 курс), Дудникова Г.М., «Содержание учебной дисциплины "Практический курс английского языка" и требования к ее усвоению (V,VI семестры)», Адаева О.М.

В последние годы учебные материалы создаются и в электронной форме (Методические рекомендации по организации проектной работы студентов в рамках учебной практики, Гусева Е.В.; Учебное пособие для работы с интерактивной доской для студентов, изучающих английский язык как второй иностранный: начальный этап, Мочалина К.Н.

Правильно написать и оформить научную работу студентам помогают методические рекомендации по подготовке курсовых и дипломных работ «Научное сочинение студента-филолога» (под ред. Морозовой А.Н., Сучковой С.А., 2005).  

подняться наверх