Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
г. Самара, ул. Максима Горького, д.65/67 rectorat@sgspu.ru,
Версия для слабовидящих
'pgsga:back_link' is not a component

СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КАФЕДРЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Основное направление научно-исследовательской работы кафедры определяется как «ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ».Под руководством – д. ф. н. проф. Морозовой А. Н. в рамках данного направления были подготовлены и успешно защищены кандидатские диссертации на темы:

  • Сучкова С.А. Субстантивное словосочетание с предлогом “of” в динамике высказывания.
  • Драчук И.В. Придаточное предложение в единстве синтагматики и синтаксиса (на материале современного английского языка).
  • Адаева О.М. Семантика и метасемиотика знаков горизонтальной стратификации английской речи.
  • Дудникова Г.М. Развернутое произведение речи как предмет прагмалингвистического описания (на материале английского языка).
  • Гудкова В.Б. Металингвистическое описание речевого акта в произведении художественнойлитературы (на материале английского языка).
  • Калинин А.Н. Синтагматика и синтаксис парцеллированных конструкций в современном английском языке.
  • Давыдова М.М. Просодия, семантика и прагматика текста в регистре документального кино (на материале англоязычных фильмов страноведческой тематики).
  • Никитина Т.Г. Лингвопоэтический анализ авторской модальности в произведении художественной литературы (на материале рассказов Дж.Джойса «Дублинцы»).
  • Мишина Ю.Е. Синтактико-синтагматические особенности приложения в английской речи.
  • Лубкова Е.В. Силлабика рекламного текста.
  • Ташкина Е.В. Функционально-просодические характеристики текста англоязычной радиопрограммы по филологической тематике.

В настоящее время осуществляется разработка следующей проблематики: «Синтагматика и синтаксис английской речи в единстве линейного и надлинейного рядов высказывания» (д.ф.н., проф. Морозова А. Н), «Синтагматика и синтаксис сложноподчиненного предложения в английской речи» (к.ф.н., доц. Драчук И. В), «Экспрессивный потенциал знаковых систем художественного текста» (Козлова И.М),. «Лексико-семантическое варьирование слова в текстах различных функциональных стилей» (Головкина А.С.), «Ритм рекламного текста» (Егорова О.В), «Вербальное выражение целевой установки речевого акта в публицистическом стиле» (Никулина Е.В.).

Разработка темы «ВОСПРИЯТИЕ ПИСЬМЕННОГО И УСТНОГО ТЕКСТА КАК ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА» направлена на оптимизацию профессионально ориентированного обучения английскому языку в высшей школе. Над данной проблематикой работают:

  • к.ф.н, доц.Гусева Е.В (Текстовые категории иноязычного дискурса), к.ф.н., доц. Адаева О.М (Горизонтальная стратификация художественного произведения), к.ф.н., доц. Дементьева Н. Я. (Проблемы перевода единиц различных языковых уровней (функциональный и прагматический аспекты)),
  • к.ф.н., доц. Дудникова Г. М. (Прагмалингвистическое моделирование учебных текстов).

Вопросы восприятия текстов разных функциональных стилей освещаются в кандидатских диссертациях, защищенных в 2007 г. – 2009 г.: «Формальные корреляты текстовых категорий в семантическом пространстве американского короткого рассказа» (Торгашева М.А., н.рук. – к.ф.н, доц. Гусева Е.В.), «Мифологический фрейм в философских романах А. Мердок» (Степанова Е.С., н.рук. – к.ф.н, доц. Гусева Е.В.), «Лингвокультурные особенности английского юмора на материале видео-вербальных текстов» (Мишина О. В., н.рук. – д.к., проф. кафедры английской филологии Кулинич М. А.), «Соотношение мотивированности, условности и произвольности языкового знака» (Мочалина К.Н., н.рук. – д.ф.н., проф. кафедры английской филологии Савицкий В. М.).

Продолжается работа над темами: «Стилистика абсурдистского короткого рассказа» (Стрельцова Е.В., н.рук. к.ф.н., проф. кафедры английской филологии Борисова Е.Б.), «Деталь как средство создания национального колорита художественного текста» (Белкина Т.А., н.рук. – к.ф.н., проф. кафедры английского языка Гусева Е.В.), «Лингвокогнитивные аспекты категории информативности в англоязычном газетном тексте» (Рябова Е.С., н.рук. – к.ф.н., проф. кафедры английского языка Гусева Е.В.).

Комплексная тема «МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ И ЯЗЫКОВАЯ ДИДАКТИКА» разрабатывается в следующих направлениях:

  • Конвергентные и дивергентные тенденции в политическом дискурсе Америки и России (к.ф.н., доц. Левенкова Е.Р.)
  • Формирование толерантного сознания через преподавание английского языка в школе и вузе (д.ф.н., проф. Морозова А.Н.) 

Новые перспективы студенческой научной работы

Создание научного общества «Лингвистика в XXI веке» продиктовано стремлением вовлечь студентов 1-3 курсов в исследования, посвященные различным областям лингвистики и лингвокультурологии. Работой общества руководят преподаватели кафедры английского языка, сфера научных интересов которых включает актуальную тематику фонетических, речеведческих и стилистических исследований. В работах кафедры нашли отражение исследования по рекламному, учебному и политическому дискурсу, переводу различных типов текста, лингвостилистическому анализу текстов различных функциональных стилей, неориторике.

Работа научного общества дает студентов младших курсов уникальную возможность познакомиться с проблематикой, спецификой и методами современного лингвистического исследования, внося свой вклад в развитие лингвистики в XXI веке.

План работы студенческого научного общества, секция “Лингвистика XXI века”

ЦЕЛИ:

  1. Сформировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и умение логично и последовательно излагать проанализированный материал.
  2. Расширить лингвистические, лингвокультурологические и социокультурные знания студентов в процессе работы с аутентичными текстами разных функциональных стилей.

ЗАДАЧИ:

  1. Научить студентов работать со справочной литературой (толковыми англо-английскими словарями, энциклопедиями).
  2. Научить студентов работать с теоретической литературой по заданной теме и кратко излагать основные положения, которые составят теоретическую базу их исследования.
  3. Выработать умения грамотного филологического чтения и анализа текстов.

График работы

Сентябрь

  1. Знакомство с основными направлениями в современном языкознании.
  2. Обсуждение методики научного исследования.

Октябрь

  1. Обсуждение темы научной работы, материала исследования.
  2. Составление плана работы, обсуждение ее новизны, актуальности и практической ценности.

Ноябрь

  1. Сбор фактического материала.
  2. Классификация собранного материала.

Декабрь

  1. Подбор научной литературы по теме исследования.
  2. Реферативное изложение научных статей по теме.

Февраль

  1. Написание первого варианта работы.
  2. Формулировка выводов по работе.

Апрель

  1. Написание и оформление научной работы.
  2. Представление научного доклада на студенческой конференции.

Поздравляем!

Успешная работа в научном обществе помогла студентам кафедры в полной мере реализовать свой научный потенциал, позволив стать победителями Областных студенческих научных конференций:

  1. Бартковская Т.А. (2003) (Научный руководитель)
  2. Лебедев Е.А. (2004)
  3. Губушкина М.В. (2005)
  4. Бровкина М.К. (2006)
  5. Дубман Л.А. (2006)
  6. Дудникова Е.В. (2007)
  7. Шаипова Л. Р. (2007) 

подняться наверх