25-26 октября 2012 года на базе ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (г. Самара) при поддержке и участии Российской Академии Образования, ФГНУ «Институт социализации и образования» РАО, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве». Данная конференция стала новым совместным проектом вышеназванных организаций, продолжившим сотрудничество ученых и педагогов-практиков из разных городов России, разрабатывающих проблемы воспитания молодежи.
![]() | ![]() |
Предыдущий совместный проект, начатый в 2007 году, и объединивший пять ежегодных Всероссийских научно-практических конференций под общим названием «Молодежная субкультура (актуальные проблемы)» успешно завершился в 2011 году и послужил основой для создания нового проекта. За пять лет сложилась настоящая команда единомышленников, эффективно продолжившая работу уже в рамках новой конференции. В то же время расширение тематических рамок последней привлекло большое число новых участников.
![]() | ![]() |
В адрес Оргкомитета было прислано около сотни заявок и статей, география которых традиционно (если судить по предыдущему проекту) широка. Заочное участие в работе конференции приняли ученые, преподаватели НПО, СПО и ВПО, учителя из Москвы, Самары и Самарской области, а также из Ангарска, Брянска, Екатеринбурга, Калининграда, Красноярска, Липецка, Ростова-на-Дону, Рязани, Смоленска, Чебоксар и других городов.
![]() | ![]() |
В рамках конференции были представлены доклады ученых из Москвы, Самары, Ульяновска, Архангельска, Пензы, Тольятти, Чапаевска.
Основными направлениями работы конференции стали следующие:
- Социокультурный контекст современного воспитания.
- Генезис научных представлений о воспитании.
- Философско-этические основы воспитания.
- Культурологические аспекты воспитания.
- Аксиологические аспекты воспитания.
- Содержание, методы и технологии воспитания.
- Воспитание в дошкольном образовательном учреждении.
- Воспитание в общеобразовательной школе.
- Воспитание в системе начального и среднего профессионального образования.
- Воспитание в высшей школе.
- Подготовка будущего учителя к воспитанию школьников.
- Актуальные проблемы молодежной субкультуры в контексте воспитания подрастающего поколения.
Открыл конференцию докладом о проблемах воспитания в современном обществе доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Игорь Алексеевич Алёхин (ФГВОУ ВПО «Военный университет МО РФ», г. Москва). Кандидат педагогических наук, доцент Евгений Иосифович Федак (ФГВОУ ВПО «Военный университет МО РФ», г. Москва) поставил вопрос о приоритетных целях воспитания в современном российском культурно-образовательном пространстве и представил возможные ответы на него. Дискуссию вызвал доклад доктора педагогических наук, профессора И.В. Юстус (ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет») обратившейся к педагогическим аспектам проблемы формирования отношения к смерти. Учитель истории Александр Николаевич Гутарев (МБОУ СОШ №12 г.о. Самара) представил опыт работы по использованию краеведческих ресурсов в гражданском и патриотическом воспитании школьников. Заместитель директора по воспитательной работе Наталия Николаевна Николаева (ФГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж», г. Чапаевск) ярко и эмоционально, используя интересные примеры, рассказала об особенностях организации воспитания студентов в системе СПО. Не менее яркими и интересными были и доклады других участников конференции. Представляется важным, что буквально каждый доклад активно обсуждался участниками, таким образом, получилась интересная дискуссия, позволившая докладчикам более широко посмотреть на представляемые ими проблемы, а аудитории получить ответы на интересующие вопросы.
В рамках конференции был проведен круглый стол на тему «Культурологические и аксиологические основы воспитания».
Заинтересованность участников в заявленной теме позволила эффективно обсудить такие вопросы как:
- Воспитание сегодня – это реальность или миф?
- В чем заключаются основные проблемы современного воспитания?
- Кого мы хотим воспитать? Человека с какими качествами мы хотим видеть в результате воспитания?
- Кто воспитывает человека – школа, учитель, родители, телевизор, рок-кумир? Кто отвечает за воспитание человека?
- Что важнее воспитать – специалиста или человека? Может ли развитие профессиональных навыков и воспитание души происходить одновременно?
- Какие ценности особенно актуальны в воспитании человека сегодня, чтобы он мог достойно противостоять проблемам и сложностям современного мира?
- Хотим ли мы воспитать интеллигентного человека? Что такое интеллигенция? Существует ли она в наше время?
- Как сочетаются этика и воспитание?
- Когда начинается и когда заканчивается воспитание? Нужно ли воспитывать взрослых?
Вел круглый стол доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Владимир Петрович Бездухов (ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»).
Подводя итоги конференции, Владимир Петрович Бездухов отметил: «В условиях происходящих в России социально-экономических изменений, неоднозначность которых приводит к смещению нравственных представлений и мировоззренческих ориентаций у подрастающего поколения, современное общество, обеспокоенное судьбой “негуманного” человека, ведет поиск способов “очеловечивания” человека.
Одним из возможных способов “очеловечивания” человека является воспитание, суть которого заключается в приобщении школьников к ценностям в организуемой педагогом ценностно-ориентационной деятельности, которая как духовная деятельность связана с осуществлением ценностей. Решение задачи “очеловечивания” человека связано с поиском таких подходов к воспитанию, реализация которых позволит достичь одной из целей цели воспитания –нравственный, добродетельный человек.
Такие подходы к воспитанию зарождаются в процессе тех дискуссий, которые мы с вами вели, обсуждая доклады, принимая участие в работе круглого стола. Эти подходы получат свое развитие в вашей научной и практической деятельности по организации воспитания детей, подростков, юношей. Заинтересованность, которую вы проявили сегодня, активность при обсуждении самых разнообразных педагогических проблем, представленные доклады показывают, что дело воспитания подрастающего поколения в надежных руках».
Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве» открывает собой цикл конференций, объединенных одной темой, но посвященным самым различным аспектам проблемы воспитания человека.