В марте в Самаре прошли Дни Швеции, организованные Посольством Королевства Швеция в РФ при поддержке Правительства Самары. Наш университет принял непосредственное участие в мероприятиях по развитию культурных отношений между странами, а также обсуждению помощи Шведского Красного Креста во время массового голода 1921-1923 гг.
В те страшные годы практически без какой-либо пищи осталось население Поволжья, Урала, Казахстана, Украины и Крыма. После горячих просьб и писем о помощи Максима Горького и патриарха Тихона, после того, как Фритьоф Нансен – знаменитый норвежский учёный-полярник – своими глазами увидел ту катастрофу, в которую погрузилась молодая страна Советов, многие страны приняли решение о помощи России.
В нашей губернии спасали людей, снабжали их пайками и одеждой миссии из Америки, Голландии, Чехословакии, Эстонии, Норвегии, Англии, Германии, Харбина и, конечно, Нансенский комитет Шведского Красного Креста. Помощь, оказанную иностранцами во время голода, переоценить сложно – только Шведский Красный Крест ежедневно кормил на территории Самарской губернии около 169 тыс. человек. В Самаре и области на средства меценатов, а также простых шведов было создано несколько детских домов, где лечили и выхаживали сирот и подкидышей. Один из воспитанников такого детского дома в п. Красный Яр Григорий Паравин, подобранный делегатом Э. Норлином из сугроба на улице, впоследствии стал военным лётчиком, учил летать других. В 1943 году он ушёл на фронт и совершил множество успешных боевых вылетов в составе эскадры ночных бомбардировщиков.
И много ещё удивительных и поразительных историй происходило в тот период. Но тем не менее, до недавнего времени систематизированную, подкреплённую архивными документами информацию о том, как русский народ был спасён от вымирания, в открытом доступе найти было сложно. Эта тема не особо приветствовалась для изучения в СССР, заменённая «официальной» историей самостоятельного выхода Советского Союза из кризиса. Теперь же все материалы о голоде в Поволжье, которые удалось собрать доценту кафедры управления и сервиса СГСПУ Григорию Геннадьевичу Циденкову, воплощены в виде выставки «Гуманитарная помощь и солидарность в Самаре в 1920-е годы», располагавшейся в галерее «Формограмма» до 31 марта. Потом ее увядят в МГУ, а затем в Америке.
Круглый стол «Российско-шведские отношения 1914-1923 гг.», который состоялся в СГСПУ 24 марта, тоже был посвящён этой теме. Приветственными речами его открыли ректор СГСПУ Олег Дмитриевич Мочалов и посол Королевства Швеция в РФ Петер Эриксон. Затем своим взглядом на взаимоотношения России и Швеции поделились профессор Университета г. Лунд Кристиан Гернер и представитель Красного Креста Швеции, журналист-международник Пер Аллан Ульссон. Они отметили общность двух стран, которая идёт с самого создания России и Швеции, в 20 веке Швеция воспринимала коммунистический строй СССР как идеальный (многие шведские коммунисты приезжали в Россию, основывали колонии и развивали хозяйство Советского Союза после голода). Но главное, что подчеркнул Пер Аллан Ульссон – помощь Швеции, по давней традиции сохранявшей военный нейтралитет, всегда оказывалась вне партийных и властных установок, всем сторонам конфликтов и бедствий, что делает её особенно ценной.
Ценность эту простые люди понимали тогда, её осознают и сейчас. Присутствовавшая на мероприятии обозреватель «Самарской газеты» Татьяна Гриднева поделилась своей личной историей. Её прабабушка рассказывала, как шведы дали ей мешок пшена, которым она смогла прокормить себя и своих детей. Потом они выдавали шерсть, чтобы можно было прясть, продавать пряжу и на полученные деньги покупать пропитание. На всю жизнь в память женщины врезались воспоминания о телегах, вёзших трупы умерших от голода детей, и тем пронзительнее звучат слова благодарности от тех, кто выжил и кто живёт сейчас.
На круглом столе прозвучало предложение создать в здании штаб-квартиры Шведского Красного Креста, которое ныне стоит в крайне заброшенном состоянии, музей истории голода в Поволжье. Коллеги из Швеции услышали и приняли это предложение к сведению. Кроме того, была высказана идея размещения на зданиях, относящихся к деятельности шведской миссии в Самаре, памятных табличек. Олег Дмитриевич инициативу поддержал и пообещал продолжить диалог на эту тему.
Больше информации о массовом голоде 1921-23 гг. – в блоге Григория Циденкова http://d-clarence.livejournal.com/
Ангелина ДЕРЕН