Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

III международная конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда»

14 Октября 2021

21 - 22 сентября 2021 г. на факультете начального образования проходила III международная научно-практическая конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда», посвященная проблеме объединения регионов и стран на основе общечеловеческих ценностей, представленных в актуальных произведениях и научных исследованиях о развивающих и образовательных возможностях современного искусства, его роли в безопасности, создании эстетической среды. Задачами конференции являлись: уточнение педагогических интерпретаций понятия «современное искусство» и педагогических условий применения произведений современного искусства (музыки, граффити, живописи, скульптуры) в педагогическом взаимодействии, развитии детей; повышение социальной значимости художественного образования в XXI веке; изучение общественного сознания в контексте психологии русских литературных течений представителями научной школы СГСПУ.

Рассматривались актуальные вопросы развития профессии «педагог» под влиянием тезаурусов современного искусства. Одним из направлений работы конференции было обсуждение методов выявления одаренности, в содержании которых используется инструментарий, апробированный современным искусством. Внимание уделялось проблеме раскрытия лингвистических смыслов посредством синтеза искусств, а также основным тенденциям исторического развития малых форм в европейской литературе. Были рассмотрены вопросы подготовки педагогических кадров, владеющих знаниями, умениями и навыками использования современных арт-технологий как основы обучения, воспитания и развития, в том числе — дистанционно, в условиях доступности образования всем и каждому («образовательный коммунизм»). Важной стороной обсуждений стало привлечение внимания общественности к эстетизации исторических памятников и артефактов в культурно-образовательной среде XXI века, сохранения памяти об историческом прошлом, объединяющем народы.

В рамках мероприятия получило продолжение сотрудничество с культурно-лингвистической самарской региональной общественной организацией «Альянс Франсез Самара», Почетным консульством Италии в Самаре, художественной галереей «Виктория», Детской школой искусств № 5 городского округа Самара, Отрадненским управлением министерства образования и науки Самарской области.

Работу конференции возглавлял организационный комитет в следующем составе:

Олег Дмитриевич Мочалов, доктор исторических наук, профессор, ректор СГСПУ — председатель;

Джозеф Рензулли, доктор педагогической психологии, профессор, директор Национального исследовательского центра одаренных и талантливых, Университет штата Коннектикут, США); Александр Моисеевич Городницкий, доктор геолого-минералогических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук; Лео Моро, директор «Альянс Франсез Самара»; Николаус Безружко, PhD, профессор кафедры статистики Департамента клинической психологии Чикагской Школы профессиональной психологии (США); Гарник Владимирович Акопов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и социальной психологии СГСПУ; Лариса Юрьевна Калинина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования СГСПУ, профессор Российской академии естествознания — сопредседатели;

Наталья Геннадьевна Кочетова, кандидат физико-математических наук, декан факультета начального образования СГСПУ; Людмила Васильевна Лысогорова, кандидат педагогических наук, заместитель декана по научно-исследовательской работе факультета начального образования — заместители председателя;

Михаил Дмитриевич Горячев, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования; Ирина Владимировна Гурова, кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования; Татьяна Анатольевна Котова, старший преподаватель кафедры иностранных языков — члены Комитета.

Научное содержание конференции согласовывалось с кандидатом психологических наук, начальником научно-исследовательской части СГСПУ Дмитрием Викторовичем Ивановым; менеджером научно-исследовательской части Николаем Александровичем Никитиным; доктором искусствоведения, профессором кафедры фортепиано Самарского государственного института культуры Дмитрием Алексеевичем Дятловым; доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Ириной Афанасьевной Соловцовой; кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александром Михайловичем Байбаковым; доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и психологии образования Московского психолого-социального университета Вячеславом Михайловичем Букатовым; кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры хорового дирижирования Казанской государственной консерватории им. Н.Г. Жиганова Надеждой Велеровной Шириевой; кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного образования СГСПУ Натальей Владимировной Пудовкиной; PhD, профессором Высшей школы образования Университета Тохоку, г. Сендай, Мицуру Такахаши (Япония), доцентом Рижского технического университета Силвией Роландовной Озола (Латвия).

В конференции приняли участие более 100 представителей вузов, культурных центров, школ, детских садов, учреждений дополнительного образования, художественных коллективов из России, США, Франции, Японии, Исландии, Латвии, Италии.

Накануне, 20 сентября, участники конференции в рамках культурной программы посетили спектакль Самарского академического театра оперы и балета — «Леди Макбет Мценского уезда» (композитор Д.Д. Шостакович, либретто Д.Д. Шостаковича и А.Г. Прейса по мотивам одноимённой повести Н.С. Лескова). Произведение способствовало актуализации размышлений зрителей-исследователей о мотивах, движущих неоднозначными поступками, казалось бы, самых обычных, людей. Так, образ Екатерины Измайловой интересен именно поворотом от ровной, «стандартной» жизни к протесту, утверждению свободы выбора судьбы, но в асоциальной форме, которая предопределена средой, лишенной пространств для цивилизованного, например, художественного, эмоционально-чувственного действия.

Программа конференции 21 сентября получилась насыщенной и разнообразной: в смешанном / онлайн-офлайн режиме проходили церемония открытия, пленарное заседание и работа секций, мастер-класс по современному театру теней, панельная дискуссия «Раскрывая будущее направление исследований одаренности: био-фундамент, одаренное образование, искусство в содержании тестов», при участии гостей конференции и студентов университета.

Открывая мероприятие, проректор по научно-исследовательской работе Александр Иванович Репинецкий отметил, что конференция «Современное искусство: развитие, образование, среда» является знаковым событием, подарком участникам и вузу в юбилейный год 110-летия СГСПУ. При этом «уже с момента создания Учительского института (а он открылся 16 октября 1911 года) эстетическое воспитание, воспитание искусством стояло на одном из первых мест в воспитательной работе. Посещение драматического театра, художественной галереи входили в обязательную программу обучения и воспитания будущих учителей; сегодняшние участники конференции являются продолжателями этой замечательной традиции».

Проректор пожелал присутствующим научных успехов, продуктивной работы, высказал благодарность за организацию мероприятия декану факультета начального образования Наталье Геннадьевне Кочетовой и всем сотрудникам, обеспечившим возможность проведения конференции.

Начальник научно-исследовательской части Дмитрий Викторович Иванов также обратился к собравшимся, подчеркнув, что подтверждением высокого научного уровня конференции стало расширение ее географии и числа известных исследователей с мировым именем в составе участников: Джозеф Рензулли, Александр Моисеевич Городницкий, Мейвант Торолфссон широко известны в мире науки; конференция благодаря их участию получила возможность рассматривать актуальные проблемы на самом высоком уровне. Среди приглашенных на конференцию — профессор Чикагской школы профессиональной психологии Николаус Безружко и профессор Университета Тохоку Мицуру Такахаши, идеи которых на предыдущих этапах работы научного мероприятия заметно упрочили фундаментальность результатов в области изучения одаренности детей, роли искусства в воспитании и развитии человека улучшении качества жизни. В связи с этим, ожидалось, что обсуждение станет еще более углубленным, затрагивающим новые аспекты, ранее остававшиеся вне научного диалога о современной методологии проведения исследований, наиболее продуктивной в новых обстоятельствах потокового вброса информации, быстрой смены реальных и виртуальных образовательных, а также художественных форм.

В видеообращении академика РАЕН Александра Моисеевича Городницкого прозвучало напутствие участникам «в нелегком и благородном деле воспитания следующего поколения людей, которые должны идти во главе общества, демонстрируя образцы нравственного поведения, образованности, любви к искусству, защищая ценности, которым нет цены, которые были и останутся вечными».

Декан факультета начального образования СГСПУ Наталья Геннадьевна Кочетова обратилась к участникам конференции, с пожеланием плодотворной работы, выработки актуальных рекомендаций по педагогической поддержке воздействия искусства на все формы жизнедеятельности человека, начиная с раннего дошкольного детства. Обращение было теплым и вдохновляющим: «На факультете сегодня праздник науки и искусства. Нам предстоит обсудить, обосновать определенные мнения и суждения о творческом, научном отношении к окружающей нас действительности в различных сферах ее проявления».

В приветственном слове Лео Моро, директора «Альянс Франсез Самара», прозвучала благодарность за развитие сотрудничества в области культуры между Россией и Францией оргкомитету конференции, лично профессору Игорю Владимировичу Вершинину (ушедшему из жизни в 2020 году) — большому другу Франции, президенту Самарского государственного социально-педагогического университета, который стоял у истоков «Альянс Франсез Самара». При непосредственном участии И.В. Вершинина в 2019 г. было открыто первое мероприятие «Современное искусство: развитие, образование, среда». Выступающий остановился на аспектах деятельности «Альянс Франсез Самара», наиболее ярко иллюстрирующих заметный вклад организации в создание научных основ совершенствования культурно-лингвистического образования в области изучения французского языка и культуры Франции россиянами, на протяжении 20-ти лет. Подчеркивалось, что Самарским государственным социально-педагогическим университетом и «Альянс Франсез Самара» было организовано много совместных мероприятий: курсы для преподавателей, фестивали франкофонного театра, Международный день учителя французского языка. Л. Моро поделился своим намерением продолжить дело И.В. Вершинина по развитию культурного взаимодействия между Самарой и Францией.

ФОТО 1.jpg

На фото: Н.Г. Кочетова, А.И. Репинецкий, Д.В. Иванов, Л. Моро, А.М. Городницкий приветствуют участников конференции

Доклад Ксении Дмитриевны Щепетильниковой, координатора по культуре и коммуникациям «Альянс Франсез Самара», на открытии пленарного заседания был посвящен более подробному освещению вопросов роли современного искусства в развитии межкультурного взаимодействия Россия — Франция, на примере опыта работы данной культурно-лингвистической организации: мастер-классы музыкантов и театральных режиссеров; выставки художников; арт-проекты «Экран: между Европой и Азией», «Международная творческая лаборатория» (с размещение художников в домах местных жителей для погружения в локальную культуру), «Модерн в облаках», «Фотоматон» (цифровое искусство),

Результаты исследования по проекту № 20-013-00809 при финансовой поддержке РФФИ были представлены в докладах коллег из Волгоградского государственного социально-педагогического университета: «Педагогическая интерпретация понятия «современное искусство» доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики Ирины Афанасьевны Соловцовой и кандидата философских наук, доцента кафедры философии и культурологии Антона Игоревича Шипицина; «Педагогические условия применения произведений современного искусства в педагогическом взаимодействии» кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики Александра Михайловича Байбакова.

Профессор учебного центра Мияги Университета Тохоку Мицуру Такахаши, в третий раз являющийся одним из ключевых докладчиков конференции, посвятил свое выступление социальной значимости общинного художественного образования («Social significance of community-based art education»). Он обратился к видам деятельности в художественном образовании на базе местных сообществ Японии; охарактеризовал художественную деятельность как практику, повышающую благополучие людей.

Свежестью взгляда на проблемы, заявленные в программе пленарного заседания, отличался доклад профессора Исландского Университета доктора Мейванта Торолфссона, который представил слушателям панораму культуры, традиций, общего образования, образования одаренных и талантливых в Исландии Culture, traditions, general education, education of the gifted and talented in Iceland»). Слушателей увлек рассказ об истоках исландской культуры, передававшейся от поколения, начиная с «вечерних литературных посиделок», и в наши дни питающей содержание школьного и университетского образования. Эффективной поддержкой, которую, по мнению профессора, могут оказать родители в отношении одаренности своих детей, является как ее поощрение, так и обогащение языка. Недавние проекты для одаренных детей в Исландии, обратил внимание доктор М. Торолофссон, сосредотачивались на естественных науках и математике, за которыми «последовали другие области». При этом одаренным детям во многих случаях, как отмечали наблюдатели, свойственно проявлять таланты в изобразительном искусстве, дизайне, театре, спорте.

ФОТО 2.jpg

На фото: Пленарные доклады К.Д. Щепетильниковой,
И.А. Соловцовой и А.И. Шипицина, А.М. Байбакова, М. Такахаши, М. Торолфссона

Целый ряд интереснейших докладов был представлен в ходе работы секций:

— доктор психологических наук, профессор Гарник Владимирович Акопов обратился к проблематике общественного сознания, основываясь на материале вновь актуальной работы Ю.В. Португалова «К психологии русских литературных течений эпохи 1860 — 1890 годов» (1908 г.);

— доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, культуры речи и методики их преподавания Елена Павловна Иванян и кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования Ирина Владимировна Гурова осветили деятельность Лаборатории лингвистических смыслов в контексте синтеза искусств;

— темой выступления кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории, истории, методики музыки и хорового дирижирования ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» Елены Владимировны Бакшаевой была конкурсная деятельность ансамбля «Экспромт» как фактор развития профессиональных компетенций будущего учителя музыки;

Ирина Борисовна Пильщикова, педагог дополнительного образования по классу фортепиано Детской школы искусств № 5 городского округа Самара представила доклад «”Семь ключей” раскрытия музыкального образа: развитие творческой одаренности юных музыкантов»;

— в сообщении кандидата филологических наук, доцента кафедры немецкого и французского языков Института иностранных языков ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» Сабины Рудольфовны Недбайлик рассматривались вопросы изучения основных тенденций исторического развития малых форм в европейской литературе;

— практический аспект проблем, заявленных на конференции, раскрыли педагоги ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины, структурное подразделение детский сад «Солнышко», Наталья Владимировна Камышова и Оксана Сергеевна Чумак, в рамках темы «Метод проектов как способ развития одаренных детей».

ФОТО 3.jpg

На фото: секционные доклады
Е.П. Иванян и И.В. Гуровой, Е.В. Бакшаевой, И.Б. Пильщиковой

Творческим акцентом первого дня конференции стал, безусловно, мастер-класс «Театр теней без репетиций. “Здесь-и-сейчас”» (Герменевтика в детском театре теней) под руководством профессора кафедры педагогики и психологии образования Московского психолого-социального университета Вячеслава Михайловича Букатова. Студенты познакомились с технологией организации театра теней в условиях образовательной организации и дома, с увлечением рисовали персонажей, создавали из рисунков театральный реквизит, участвовали в импровизированном действе по мотивам повести-сказки Алексея Толстого «Золотой ключик».

ФОТО 4.jpg

На фото: В.М. Букатов проводит мастер-класс «Театр теней без репетиций. “Здесь-и-сейчас”»

Работу секций продолжили:

— кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения, Институт филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елена Александровна Дыганова с докладом «Опыт реализации педагогической технологии мастер-класс в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта»;

— кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой фортепиано, музыкально-исполнительского факультета (консерватории) ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры» Татьяна Викторовна Свитова, представившая доклад «Многогранность личности как источник и результат деятельности музыканта (на примере творчества Е.Д. Терегулова)»;

— кандидат искусствоведения, доцент кафедры хорового дирижирования ФГБОУ ВО «Казанская государственная консерватория им. Н.Г. Жиганова» Надежда Велеровна Шириева с выступлением на тему «Классическое музыкальное образование в век цифровизации: опыт и вызовы»;

— доктор психологических наук, профессор Университета Тель-Авив (Израиль) Антон Игоревич Белкин, рассказавший о «Психологии параискусства в контексте художественного творчества авторов граффити»;

— студент 3 курса направления подготовки «Педагогическое образование» (уровень магистратуры), профиль «Технология организации преемственности в работе детского сада и начальной школы» Анна Викторовна Мирскова с докладом «Современная музыка как средство развития воображения старших дошкольников».

В рамках работы секций был представлено еще одно выступление по результатам научного проекта при поддержке РФФИ — «Тезаурусы современного искусства в развитии профессии “педагог”», № 20-113-50505, докладчики: Лариса Юрьевна Калинина, Дмитрий Викторович Иванов и Николай Александрович Никитин.

Прекрасные объекты архитектуры и ландшафтного дизайна показала в своей презентации «Современные возможности восстановления и сохранения архитектурных и художественных ценностей Рундальского дворца», магистр инженерных наук по архитектуре, Assistant Professor Лиепайского филиала Рижского Технического университета Силвия Роландовна Озола.

С ключевым докладом выступил доктор педагогической психологии, профессор, директор Национального исследовательского центра одаренных и талантливых, Университет штата Коннектикут (Соединенные Штаты Америки) Джозеф Рензулли. Выдающийся ученый осветил вопросы практики использования разработанной им Общешкольной модели обогащения и оценки для обучения, направленного на развитие творческой / продуктивной одаренности и талантов («Using the Schoolwide Enrichment Model and Assessment for learning to develop creative / productive giftedness and talents»). Для участников конференции материал, представленный докладчиком, был в высшей степени важным и интересным, поскольку тема одаренности является одной из наиболее значимых, начиная с 2019 г., привлекает особое внимание. Вдохновленные ярким выступлением доктора Дж. Рензулли, ученые и студенты приняли активное участие в онлайн дискуссии, также посвященной проблемам одаренности и «одаренного образования».

ФОТО 5.jpg

На фото: слайды доклада Дж. Рензулли

Научной вершиной конференции стала панельная дискуссия «Раскрывая будущее направление исследований одаренности: био-фундамент, одаренное образование, искусство в содержании тестов» под руководством PhD, профессора кафедры статистики Факультета клинической психологии Чикагской Школы профессиональной психологии (США) Николауса Безружко. В дискуссии участвовали: научный коллектив проекта 20-013-00868 А «Выявление особенностей одаренности детей 6-7 лет средствами современного искусства» при финансовой поддержке РФФИ, в составе: Лариса Юрьевна Калинина (руководитель), Дмитрий Викторович Иванов, Николай Александрович Никитин (исполнители), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики ФГБОУ «Самарский государственный медицинский университет» Светлана Владимировна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры татаристики и культуроведения Института филологии и межкультурной коммуникации ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Елена Александровна Дыганова. Состоялась международная презентация образовательной технологии раннего выявления одаренности средствами современного искусства «ИСКРА», разработанной Л.Ю. Калининой и Д.В. Ивановым. Диагностические и развивающие возможности «ИСКРЫ» обсуждались в форме ответов на вопросы авторам от Н. Безружко и других участников дискуссии. В ходе обсуждения были выявлены главные перспективы научной работы с использованием технологии на ближайшее время: создание методических видеоматериалов, определение научного фундамента для интеграции психолого-педагогического знания об одаренности с биологическим (морфофункциональное развитие детей).

ФОТО 6.jpg

На фото: панельная дискуссия «Раскрывая будущее направление исследований одаренности: био-фундамент, одаренное образование, искусство в содержании тестов» под руководством Н. Безружко

22 сентября 2021 г. в рамках выездной сессии состоялась экскурсия для участников конференции в галерею современного искусства «Виктория» (выставка «Приглашение к путешествию», архивная коллекция). Гости познакомились с работами молодых авторов, в том числе — выпускников Самарского государственного социально-педагогического университета.

ФОТО 7.jpg

На фото: экспонаты выставки в галерее «Виктория»

На закрытии конференции была принята резолюция, включающая вывод о продуктивной работе на всех этапах мероприятия, целесообразности внедрения научных и практических результатов в образовательный процесс вузов, школ, дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования.

Отдел программно-технического обеспечения управления информатизации СГСПУ организовал видеосвязь на высоком уровне, при личном участии техника отдела Андрея Вячеславовича Тимченко. В подготовке презентаций на английском языке, переводах участвовал аспирант факультета иностранных языков СГСПУ Денис Владимирович Гадалин, работа которого отмечена письменными благодарственными отзывами зарубежных и российских участников конференции. 


НИЧ, ОРИМ

ТЕГИ

iВолга абитуриентам анонс антикоррупция археология аспирантура вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей День победы ЕГФ журналистика заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии интервью история итальянские сезоны ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар монография музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры ППОР праздник практика профком профком студентов психологическая служба психология работодатели расписание кандидатских экзаменов РСО СГСПУ семинар СМИ сотрудникам спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС ЦДП школьники ярмарка вакансий
Декабрь 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
подняться наверх